Файл: Особенности управления муниципальным образованием (на примере муниципального образования города Бор) ( Теоретико-методологическая основа управления муниципальными образованиями ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 288
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретико-методологическая основа управления муниципальными образованиями
1.1. Сущность управления муниципальными образованиями
1.2. Сущность, цели и содержание социально-экономического развития муниципального образования
2. Анализ управления муниципальным образованием (на примере городского округа город Бор)
2.1.Социально-экономическая характеристика округа
2.2. Эффективность целевых программ в стратегии развития городского округа город Бор
2.3. Проблемы в сфере управления муниципальным образованием
3. Направления повышения эффективности управления городским округом город Бор
Оценка эффективности всех 25 муниципальных программ выполнена на основании следующих критериев:
-оценки степени реализации мероприятий (достижения ожидаемых непосредственных результатов) реализации подпрограмм;
-оценки степени достижения плановых значений индикаторов целей (далее - индикаторов) подпрограмм, входящих в муниципальную программу;
-оценки степени достижения плановых значений индикаторов целей муниципальной программы;
-оценки степени соответствия запланированному уровню затрат из всех источников финансирования подпрограмм;
-оценки эффективности использования средств из всех источников финансирования подпрограмм.
Высокую оценку получили 24 муниципальные программы.
Среднюю оценку получила 1 муниципальная программа.
Удовлетворительная оценка – нет.
Неудовлетворительная оценка – нет.
Рейтинговая оценка муниципальных программ, реализованных на территории городского округа г.Бор по итогам 2017 года представлена в Приложении 4.
По результатам проведённой оценки все муниципальные программы, действующие на территории городского округа г.Бор, признаны эффективными и рекомендуются к дальнейшей реализации.
Для повышения эффективности реализации муниципальных программ ответственным исполнителям необходимо при подготовке изменений в соответствующие муниципальные программы уточнять значения индикаторов целей и непосредственных результатов, а также увязывать их с запланированными программными мероприятиями и объемами финансирования.
2.3. Проблемы в сфере управления муниципальным образованием
В сегодняшнее непростое время проблема повышения эффективности функционирования органов местного самоуправления должна быть направлена на создание предпосылок и условий для устойчивого темпа экономического роста, для повышения уровня жизни населения, для прекращения избыточности нормативно-правового регулирования, для повышения обоснованности расходования средств бюджета.
Данные задачи невозможно будет решить без существенной модернизации всей существующей системы муниципального управления.
Вместе с тем, необходимо отметить, что действующая система социально-экономического мониторинга на уровне муниципалитета, характеризуется наибольшими проблемами. Сегодня процесс осуществления социально-экономического мониторинга реализуется различными органами федерального, регионального и местного подчинения. Каждым из них решаются свои ведомственные или территориальные задачи, что определяет недостаточную степень их взаимодействия, отсутствие согласованной системы, связанной с показателями социально-экономического развития, а также единого механизма при проведении мониторинга. Остаются на сегодняшний день нерешенными и проблемы правового, организационного, методического обеспечения мониторинга, а также оценки эффективности деятельности администраций муниципалитетов.
Самой обширной является информационная база, которая формируется Федеральной службой государственной статистики в форме паспорта муниципального образования. В данном паспорте представлены данные, начиная с 2006 по 2014 гг., сгруппированная по 26 разделам. Вместе с тем, необходимо отметить, недостаточно детально проработаны показатели, которые характеризуют деятельность негосударственного сектора экономики, здравоохранение, уровень жизни населения, жилищные условия и т.п.
Кроме того, серьезной проблемой для городского округа город Бор Нижегородской области остается невысокая степень заполнения данных статистических форм, так по некоторым показателям отсутствуют данные за несколько лет. Данный факт приводит к значительному снижению возможности для проведения качественного мониторинга социально-экономического развития городского округа.
Информация о социально-экономическом развитии городского округа город Бор Нижегородской области, размещенная органами исполнительной власти Нижегородской области, ограничена ведомственными рамками и зачастую представлена не системно, отсутствуют данные о годовых бюджетах городского округа.
Кроме того, информация, которая характеризует социально-экономическое развитие городского округа город Бор, в наиболее развернутой и четкой форме должна быть представлена на сайте округа. Вместе с тем ситуация здесь далека от оптимальной. По результатам исследования сайта городского округа город Бор автором курсовой работы сделан вывод о наличии некоторых проблем в проведении мониторинга в данном муниципальном образовании.
Во-первых, существует сложность при поиске информации, например, отсутствие функции «поиск по сайту».
Во-вторых, нет системности в представлении информации.
В-третьих, не отражены данные по отдельным направлениям социально-экономического развития городского округа город Бор (демография, экология, правопорядок и пр.).
В-четвертых, на сайте нет оперативности информационного обновления, по некоторых направления социально-экономического развития содержится неактуальная информация.
Еще одна проблема состоит в степени надежности плановых значений, как результата планирования развития городского округа город Бор Нижегородской области. На плановые показатели развития округа оказывают влияние такие крайне трудно прогнозируемые факторы как: складывающаяся ситуация на рынке труда региона и округа, поведение предприятий и населения, повышение требований, с учетом сложившейся ситуации к материальной базе муниципальных услуг, и уровню знаний и др. В связи с этими фактами, все планы, связанные с развитием городского округа город Бор, формируются с очень большой степенью неопределенности. Таким образом, исходную информацию для стратегического развития городского округа отличает высокая ненадежность прогнозных значений складывающейся ситуации более чем на один год вперед.
Автором курсовой работы выявлены серьезные проблемы в результатах реализации основного документа стратегического планирования на муниципальном уровне – программы социально-экономического развития городского округа город Бор Нижегородской области. Фактические значения представленных индикаторов значительно отличаются от заложенных в программу социально-экономического развития городского округа город Бор Нижегородской области.
Следующая проблема заключается в том, что развитие стратегического управления городского округа город Бор является вторичным относительно оперативной деятельности Администрации округа и Стратегии развития Нижегородской области. Таким образом, в процессе стратегического управления городским округом город Бор существует проблема, связанная с соотношением ресурсов и планов, которые касаются местной точки зрения на приоритеты развития округа.
Кроме того, существует проблема, которая заключается в том, что в процессе развития стратегического управления городским округом город Бор недостаточное внимание уделяется оперативному согласованию планов на различных уровнях и разной направленности: на качественно различные цели в рамках стабильного развития городского округа город Бор Нижегородской области и всей системы управления в целом.
Еще одной проблемой является проблема, заключающаяся в ограниченном использовании Администрацией городского округа Нижегородской области качественных показателей в рамках стратегирования развития городского округа город Бор Нижегородской области.
Следующей проблемой, с точки зрения автора курсовой работывыступает проблема, связанная с местными финансами. Управление финансами муниципального образования является специфической сферой деятельности муниципалитета, затрагивающей повседневные интересы населения данной территории.
За счёт бюджета городского округа город Бор Нижегородской области, как и бюджетов всех остальных муниципальных образований в Российской Федерации, происходит финансирование почти 100% расходов, направленных среднее образование, 85% расходов, связанных со здравоохранением, 60 %, связанных с содержанием детских садов, 80% расходов уходит на коммунальные услуги, а 60% распределяется на содержание жилья. Поэтому становится совершенно очевидным и закономерным, что сложившаяся сегодняшняя система социальной защиты, переданная на уровень местного управления, не может нормальным образом функционировать ввиду банального недостатка средств, находящихся в бюджетах местного и муниципального уровня для её полноценной реализации.
Рассмотрим самые основные проблемы, связанные с расходными полномочиями местного самоуправления в городском округе г.Бор. Одна из них состоит в нечётком разграничении полномочий, то есть с передачей с государственного на муниципальный уровень, расходных полномочий, что в реальных условиях деятельности муниципалитета приводит к несправедливости и неразберихе, ввиду того, что полномочия сверху вниз передаются, а деньги – нет.
Все законы, связанные с социальными льготами, принимаются на уровне государства, а ответственность за них несет муниципальное образование со своим уровнем развития муниципальной финансовой системы.
Основная проблема местного бюджета городского округа город Бор Нижегородской области в настоящее время заключается в значительном увеличении роста расходов над ростом доходов местного бюджета, что связано в первую очередь с увеличенными расходными обязательствами местного бюджета, направленными на осуществление приоритетных направлений государственной политики: реализацию мер обеспечения доступности дошкольного образования, на поддержку семей, которые имеют детей, на обеспечение выплаты и поэтапное увеличение заработной платы для отдельных категорий работников социальной сферы (согласно утвержденных «дорожных карт»), с переселением граждан из аварийного жилищного фонда и на иные решения: на финансирование программ занятости населения, на поддержку отдельных отраслей экономики муниципалитета, а также на развитие малого бизнеса и др.
При этом в бюджете городского округа наблюдается значительное замедление темпов прироста поступления доходов местного бюджета (как налоговых, так и неналоговых), что можно обосновать замедлением темпов роста российской экономики в целом, так и экономики Нижегородской области, а также с негативным влиянием изменений, произошедших в налоговом законодательстве Российской Федерации и нашего региона (исключение из налогообложения движимого имущества, создание консолидированных групп налогоплательщиков, применение ускоренной амортизации и др.).
Другой явной проблемой, которая на пути развития муниципальной финансовой сферы, заключается в проблеме «тающих доходов», что выражается в том, что уровень «расходных полномочий» непрерывно увеличивается, а уровень доходов местных бюджетов – неуклонно уменьшается. Основа доходов местных бюджетов заключается в отчислениях, на которые каким-то образом повлиять муниципальное образование не может, так как основная часть из этих налогов - федеральные, либо региональные.
С точки зрения автора курсовой работы, необходимо восстановление жёсткой централизованной бюджетной системы, включающей ежегодное согласование и утверждение бюджетов вышестоящими органами, с дифференциацией нормативов распределения доходов под плановые доходы, с покрытием «планового» дефицита и т.д.
Возможен и другой поход к распределению «расходных полномочий», в этом случае возможно проведение «конфедерализации» бюджетной системы, необходимо перейти к так называемой «одноканальной модели». В этом случае, когда каждый из регионов собирает налогов у себя столько, сколько сможет, а затем платит их, сколько захочет (или же столько, сколько удастся «отстоять» от поползновений центра).
Еще одна проблема системы управления муниципальными образованиями заключается в представлении достоверной и прозрачной информации органов муниципальных образований.
В Российской Федерации функции, связанные с независимой экспертизой частично исполняются контрольно-счётными палатами, которые имеют статус органов государственного и муниципального контроля. Главной функцией контрольно-счётными палат является контроль над ситуацией исполнения бюджета, а также над ситуацией тех или иных отклонений бюджета от установленных бюджетных показателей, выявление и предотвращение нецелевого использования средств бюджета, определение целесообразности и эффективности их расходования. Но в тоже время контрольно-счётным палатам необходимо осуществлять оценку, направленную на результативность и эффективность управления государственными и муниципальными финансами, однако, к сожалению, данную оценку они не проводят.
Еще одной проблемой системы управления финансовой сферой муниципальных образований является проблема, связанная с представлением достоверной и прозрачной информации о деятельности органов местного самоуправления.
Основой решения указанной выше проблемы, должны стать строгие требования к публичности выявления информации о планах, условиях, а также результатах деятельности органов муниципального образования, должны быть единые принципы в составлении региональных и муниципальных показателей программ социального и экономического развития по определённой единой методологии для государственной власти и органов муниципального образования, а также единство принципов составления статистической информации на всех уровнях государственной власти.
Проблемы, которые связаны с социально-экономическим развитием округа Бор являются достаточно типичными для всех территорий Нижегородской области.