Файл: Корпоративная культура в организации (Миссия и корпоративные ценности отеля «Ramada Yekaterinburg»).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 426
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и современные проблемы корпоративной культуры
1.1. Виды и структура корпоративной культуры
1.2. Роль корпоративной культуры в управлении организацией
1.3. Методы формирования корпоративной культуры
2.2. Миссия и корпоративные ценности отеля «Ramada Yekaterinburg»
2.3. Рекомендации по формированию корпоративной культуры в отеле «Ramada Yekaterinburg»
Дезинтегративная характеризуется отсутствием единого общественного мнения, а так же разобщенностью и конфликтностью.
-
- По содержанию доминирующих в организации ценностей выделяются «личностно-ориентированные» и «функционально-ориентированные» культуры. Первая фиксирует ценности самореализации и саморазвития личности сотрудника в процессе и посредством осуществления его профессионально-трудовой деятельности. Для второй основная ценность заключается в реализации функционально заданных алгоритмов осуществления профессионально-трудовой и статусно-определенных моделей поведения.
Позитивная культура фиксирует ценность профессионально-трудовой деятельности как способа реализации ценности саморазвития, а также ценность предприятия как условия реализации саморазвития. Негативная - отражает ситуацию, когда деятельность на конкретном предприятии в различной степени выгодна сотруднику, но не ценна с точки зрения его саморазвития и самореализации.
Исследование «отрицательной» культуры выявило, что в таких фирмах преобладает следующие отношения: равнодушие, обезличивание проблем, слепое подчинение, консерватизм, изоляционизм и антипатия. По мнению специалистов в области управления человеческими ресурсами, в организации, где преобладает «негативная» культура, отмечается ряд проблем:
- наличие слухов и сплетен, подрывающих авторитет предприятия у работников, общественности и партнеров;
- недоверие к руководителям всех уровней;
- высокая текучесть кадров;
- «умственная» текучесть кадров, где сотрудник: присутствует физически, но интеллектуально и эмоционально «отсутствует», он может проработать в течение дня всего несколько часов, выполняет лишь самое необходимое, работает недостаточно качественно, искусственно растягивает время выполнения задания, а остальное время уходит на перекуры, чаепитие, непроизводственные разговоры и т.д.
Позитивная корпоративная культура:
- предоставляет сотрудникам четкие ориентиры;
- делает возможной эффективную коммуникацию;
- способствует принятию эффективных решений;
- снижение затраты на контроль;
- мотивация сотрудников;
- повышение лояльности персонала;
- способствует стабильности организации.
Когда корпоративная культура является барьером для достижения организацией стратегических целей, она нуждается в изменении и развитии. Изменение корпоративной культуры - долгий и кропотливый процесс. Новые ценности и нормы не удается внедрить приказом. Они должны быть представлены так, чтобы все сотрудники достигли одинакового понимания, смогли их принять, и осознали, что их соблюдение способствует эффективной работе.[9]
Развитие корпоративной культуры, а тем более изменение уже существующей на предприятии – сложная задача. От ее решения во многом зависит успешность бизнеса.[10]
Формирование и укрепление корпоративной культуры должно стать неотъемлемой частью стратегического и оперативного управления бизнесом и постоянно находиться в поле зрения высшего руководства компании.
Корпоративная культура, как средство управления, может влиять:
- мотивацию сотрудников;
- привлекательность фирмы как работодателя, что отражается на текучести кадров;
- нравственность каждого сотрудника, его деловую репутацию;
- производительность и эффективность трудовой деятельности;
- качество работы сотрудников;
- характер личностных и производственных отношений в организации;
- отношения служащих к работе;
- творческий потенциал служащих.
В современных условиях руководство корпорации заинтересовано в том, чтобы гибкость и новаторство являлись важнейшими и неотъемлемыми составляющими корпоративной культуры.
Корпоративная культура выступает как система, существующая, по крайней мере, на трех уровнях, – содержательном, ментальном и деятельном. Значит, механизмы ее формирования тоже будут различными.
На содержательном уровне корпоративная культура представляет собой комплект зафиксированных в текстах и документах блоков, составляющих нормативную базу деятельности организации. Механизмы формирования содержания этих блоков определяется в ходе возникновения корпоративной культуры организации людьми, работающими в этой организации и самоопределяющимися по отношению к среде в том или ином качестве.
Однако пребывание корпоративной культуры вне менталитета сотрудников организации не имеет никакого смысла. Соответственно рассматриваем ментальный уровень корпоративной культуры, то есть ее существование на уровне человеческого сознания и в его формах, как область гораздо более сложных задач. Для того чтобы перспективные стратегии, более продуктивные нормы, новые программы, эффективный стиль управления могли начать "работать" и приносить финансовые результаты, они должны трансформироваться в убеждения, приверженность и мотивацию руководителей и персонала.
Деятельный уровень корпоративной культуры – это уровень практических действий людей, которые направлены на достижение миссии и стратегии, реализацию концепции, философии фирмы, корпоративных ценностей и норм, соответствующего стиля управления, традиций, программ и проектов и т.д. Каждый человек действует в соответствии со своими ориентациями и целями, а также с представлениями о ситуации и мире в целом.
Для развития корпоративной культуры, адекватной современным требованиям экономики и бизнеса необходимо трансформировать ценности людей, сформировавшиеся под воздействием командно-административных методов управления и взять курс на внедрение в сознание всех категорий наемных работников элементов, составляющих базовую структуру корпоративной культуры рыночного типа. Одним из важнейших показателей такой культуры является ориентация не только на обеспечение благоприятной атмосферы, нормальных отношений в коллективе, но и на достижение намеченных целей и результатов деятельности корпорации.
Корпоративная культура может создаваться целенаправленно сверху, но она может формироваться и стихийно снизу, из различных элементов разных структур, внесенных человеческих отношений между работниками, руководителями и подчиненными, разными людьми, ставшими сотрудниками организации.
При создании новой стратегии организации, внедрении изменений в стратегию, структуру и другие элементы системы управления, руководители и менеджеры по внутрикорпоративному PR должны оценивать степень их реализуемости в рамках существующей корпоративной культуры и при необходимости предпринимать шаги по ее изменению. При этом необходимо учитывать, что корпоративная культура по своей природе более пассивна, чем остальные элементы системы управления. Поэтому действия по ее изменению в корпорации должны опережать все остальные преобразования, понимая, что результаты будут видны не сразу.
Выделяют два основных направления методики формирования11 корпоративной культуры:
- поиск ценностей успешной корпоративной культуры, максимально соответствующей следующим факторам: организационной технологии, возможностями и ограничениями внешней среды организации, уровню профессионализма персонала и особенностям национального менталитета;
- закрепление выявленных ценностей корпоративной культуры на уровне персонала организации.
Первое направление формирования культуры организации относится к сфере стратегических разработок, в ходе которых выявляются организационные ценности, в максимальной степени соответствующие целям организационного развития и особенностям персонала организации. Второй блок задач относится к тактическому менеджменту, разрабатывающему систему конкретных мероприятий и процедур по укреплению ценностей, выявленных на первом этапе.
Искомые ценности культуры, выявленные менеджером на первом этапе, становятся основной целью для второго этапа их формирования в организации. Процесс формирования организационных ценностей привязан к жизненному циклу организации. На первом этапе создания организации все принятые впоследствии в организации нравы, обычаи, основной стиль деятельности, а также успех или неудачи организации закладывается ее основателями. Они видят миссию организации, и то, какой организация должна быть в идеале. В своей деятельности они руководствуются предыдущим опытом и культурными ценностями создания организации.
После возникновения, на этапах роста и замедления роста, культура поддерживается существующими в организации обычаями и процедурами, которые формируют у персонала соответствующий опыт. Многие процедуры управления персоналом укрепляют организационную культуру. К ним относятся: процесс отбора, продвижение по службе, критерии оценки производительности, система вознаграждений, обучение и управление карьерой. Данные процедуры направлены на поддержание тех, которые соответствует данной организационной культуре, и наказание вплоть до увольнения тех, кто ей не соответствует.
При формировании корпоративной культуры любой организации можно выделить пять первичных механизмов ее передачи[11]. К ним относятся:
- выделение объектов внимания, оценки и контроля руководителя (все, что постоянно находится в поле зрения руководителя);
- критерии распределения поощрений и вознаграждений (сама система в действии, а не в теории);
- намеренное создание образцов для подражания (поведение руководства, мифы, легенды);
- стратегии разрешения критических ситуаций и кризисов (выработка новых стандартов в ходе кризисов);
- критерии отбора при приеме на работу, повышении в должности и увольнении (соответствие кандидата по профессиональной подготовке и ценностям и нормам организации).
Вторичные механизмы передачи корпоративной культуры — менее мощные, но более скрытые проводники идей корпоративной культуры, которые хуже поддаются контролю, заложены в структуре компании, ее ежедневной деятельности, физическом пространстве, историях и легендах, формальных декларациях. Все эти механизмы доносят до новичков смысл корпоративной культуры, все они работают. Вопрос заключается не в том, использовать их или нет, а в том, как управлять тем или иным механизмом.
К вторичным механизмам введения в корпоративную культуру представлений и идей ее создателей и руководителей относятся:
- композиция и структура компании;
- системы и принципы деятельности организации;
- дизайн внутренних помещений, фасада и строений в целом;
- истории, рассказы, легенды и мифы о наиболее важных событиях и людях компании;
- официальные заявления и документы, декларирующие кредо компании, ее философию и идеологию.
Эти механизмы вторичны лишь потому, что они действуют в зависимости от первичных. Если первые не противоречат последним, то вторичные механизмы способствуют формированию организационной идеологии и формализуют многое из того, что было неформально усвоено ранее. Если же вторичные механизмы противоречат первичным, то они либо будут игнорироваться, либо станут источником внутреннего конфликта. Рассмотрим их подробнее.
-
- Композиция и структура компании. Основатели организации часто твердо убеждены в том, что им известно, как организовать компанию, чтобы она работала с максимальной эффективностью. Одни считают, что для этого достаточно выстроить жесткую иерархию и высокую систему контроля. Другие полагают, что сила организации в ее людях, кадрах, поэтому они создают структуру, в которой власть находиться внизу. Следовательно, основатели организации уже с самого начала закладывают в ее структуре свое понимание основных корпоративных ценностей.
- Системы и принципы деятельности организации. Самая заметная сторона жизни организации — это ее дневной, месячный, квартальный и годовой цикл процессов, отчетов, событий, форм и других повторяющихся явлений, причины и источники которых порой невидимы и неясны, но служат той же четкой цели, что и формальная структура компании: они делают работу организации более предсказуемой, организованной, менее беспокойной и неясной.
- Дизайн внутренних помещений, фасада и строений в целом. Важную роль в развитии культуры играет окружающая нас среда. Недостаточно просто сформулировать политику и принятые методы корпоративной культуры, которые проповедует организация. Свою лепту в это вносят физическое окружение, объем работ и другое. Например, чистый магазин с аккуратно и красиво расставленными на витринах товарами уже характеризует корпоративную культуру, одной из ценностей которой является забота о покупателе, следовательно, здесь физическое окружение поддерживает и закрепляет корпоративные принципы.
- Истории, рассказы, легенды и мифы о наиболее важных событиях и людях. По мере накопления опыта совместной деятельности часть истории организации отражается в рассказах, мифах, легендах, которые формируются сознательными усилиями ее руководителей и PR-отдела и обязательно стихийно снизу. Они существуют, как правило, в форме метафорических историй, анекдотов, которые передаются из поколения в поколение работников и служащих. Они связаны с историей возникновения компании, дальнейшего ее развития, жизнью и деятельностью "отцов – основателей" и призваны в наглядной, живой форме довести до служащих общекорпоративные ценности. Однако подобная форма передачи корпоративных ценностей не самая надежная, поскольку основная идея события порой бывает нечетко выражена. Руководители не всегда могут проконтролировать, что о них говорят подчиненные, пересказывая те или иные корпоративные «байки». Также нормативное значение имеют девизы и лозунги, которые в лаконичной форме подчеркивают значимые ориентиры и установки корпорации.
- Официальные заявления и документы, декларирующие кредо компании, ее философию и идеологию, нормы и правила поведения. Еще один из методов выражения корпоративных ценностей — это официальные документы, декларации, уставы. Свод правил и норм поведения, стандартов взаимоотношений между работниками, а также между ними и управленцами или руководством коллективов, подразделений корпорации, находит выражение в официальных документах, кодексах чести и кодексах корпоративного поведения. Деловой кодекс14 содержит, как правило, три группы правил:
- правила запрещающие (обозначающие, что в данной организации делать ни в коем случае нельзя, например, запрет на нарушение коммерческой тайны, запрет на доносительство),
- правила предписывающие (говорящие о том, что в данной организации делать необходимо, например, строго следовать правилам, соблюдать процедуры управления),
- рекомендующие (например, рекомендуется проявлять творческую инициативу, быть преданным организации). В случае принятия на ментальном, и реализации на деятельном уровне корпоративной культуры, деловой кодекс начинает выступать в качестве безличного механизма регулирования отношений и действий работников организации, что существенно облегчает работу руководителей и повышает эффективность работы персонала в целом[12].