Файл: Социально-психологический климат организации (Краткая характеристика организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 185

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Управление эффективностью сотрудников – одна из ключевых компетенций каждого руководителя. Сразу после того как менеджер приходит в новую компанию или вступает в новую должность, несколько месяцев он работает с большей самоотдачей, энергией и энтузиазмом. Он генерирует идеи, запускает новые проекты. Но проходит время, и сотрудник чувствует, что без объективных на то причин любимая работа приносит все меньше удовольствия, падает интерес, пропадает инициатива и желание работать. Чувство ответственности и долга часто не может компенсировать влияние этих процессов. Поэтому одним из факторов совершенствования удовлетворенностью трудом является повышение интереса к работе.

Важно правильно соотносить периоды начисления бонусов и завершения проекта. Например, во многих российских компаниях премии и бонусы рассчитываются в декабре, по результатам года. Данную меру нельзя оценить однозначно. С одной стороны, повышается вероятность того, что сотрудник не уйдет в течение года. С другой – эффективность его работы в начале года может снизиться: ведь результат будет оценен еще не скоро. Необходимо минимизировать срок согласования решений, связанных с награждением и карьерным продвижением в компании.

И наконец, необходимо помнить об эмоциональной составляющей: руководитель должен формировать команду, быть направляющим для коллектива. Нельзя допускать ситуации, когда подчиненный видит безразличие к работе у своего руководителя.

И еще одна важная составляющая совершенствования удовлетворенности трудом является улучшение условий труда. Это важно, так как условия труда не только формируют отношение к нему, но и объективно обусловливают конечный результат.

В целом в магазине «Магнит» к условиям труда отнеслись очень серьезно, каждое рабочее место оснащено необходимыми для работников инструментами. Персонал выполняет свою деятельность в современных, чистых и уютных условиях.

Для улучшения социально-психологического климата коллектива предлагаются следующие рекомендации:

        1. Формирование устойчивой трудовой мотивации.
        2. Борьба с выраженным уровнем конфликтности.
        3. Повышение удовлетворённости трудом и развитие творческого климата в коллективе.
        4. Совершенствование организации труда.
        5. Улучшение системы стимулирования
        6. Совершенствование взаимоотношений и стиля руководства.

Таким образом, предложенные рекомендации внедряются в организацию при помощи ряда мероприятий по совершенствованию социально- психологического климата. В данной главе отличена роль улучшения условий труда, т.к. они обусловливают конечный результат, а так же роль руководителя. Говорится о ведении контроля социально-психологических характеристик. Показана необходимость совершенствования взаимоотношений в коллективе.


Мероприятия по управлению социально-психологическим климатом организации

Магазин «Магнит» - передовая организация в сфере торговли. Сложившийся социально-психологический климат влияет на отношения к труду, друг другу, а также к своим клиентам. Поэтому выявленные пробелы в деятельности магазина необходимо искоренять.

Диагностика социально-психологического климата коллектива магазина «Магнит» показала, что многие факторы нуждаются в улучшении и совершенствовании. Таким образом, для реализации разработанных рекомендаций целесообразно определить ряд мероприятий по их внедрению.

Таблица 3.1

Мероприятия по внедрению проекта

Рекомендации

Мероприятия

Срок

Ответственный

Затраты

1. Борьба с выраженным уровнем конфликтности

  1. Визит психолога
  2. Проведение тренинга
  3. «День здоровья»

1 раз в месяц 5 дней

1 раз

Директор: Гудожникова Ю.Я.

14 500

2. Развитие творческого климата в коллективе

  1. Создание

«ящика идей» или «Дневника блестящих идей»

  1. Проведение раз в неделю творческих 5-ти минуток
  2. Уголок креативности

Постоянно

Администраторы магазина: Антипкина Ю.В. Ульянкина Н.А.

4 900

3. Повышение общей удовлетворенности трудом

  1. Построение ступеней карьерного роста
  2. Оформление Доски почета
  3. Создание

комитета креативности

Постоянно

Директор: Гудожникова Ю.Я.

4350

Три важных направления по совершенствованию социально- психологического климата, при их воплощении в реальности дадут весомый результат, как для экономической, так и социальной эффективности.

Визит психолога предполагает проведение как общих, так и индивидуальных бесед с сотрудниками, тестов, а также индивидуальных консультаций для сотрудников и руководителя.

Борьба с конфликтностью получит результат с проведением тренинга по совершенствованию социально-психологического климата. Тренинг позволит максимально приблизить коллектив, поможет лучше узнать друг друга.

В настоящее время тренинговые программы и семинары получили большее распространение, чем в прошлые годы. На сегодняшний день большинство зарубежных и российских компаний в своей практике используют тренинговые программы.

Социально-психологический тренинг – область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития у человека компетентности в общении. Базовыми методами социально-психологического тренинга являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях.


Основной контингент участников социально-психологического тренинга составляют представители профессий, предполагающих интенсивное общение, и люди, испытывающие трудности в сфере человеческих контактов.

3.2. Задачи социально-психологического тренинга:

  1. Овладение психологическими знаниями.
  2. Формирование умений и навыков в сфере общения.
  3. Коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения.
  4. Развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей;
  5. Коррекция и развитие системы отношений личности.

Выбор пал на проведение именно тренинга по улучшению социально- психологического климата, так как он способствует не только улучшению конфликтоустойчивости, но и в целом улучшит социально-психологический климат персонала магазина «Магнит».

Данный тренинг проводится в пятидневный срок. Участвует весь персонал магазина, разделившись на группы, в выходные дни.

Необходимо помнить, что результат будет виден постепенно, а не сразу. Руководству нужно запастись терпением.

Программа тренинга разрабатывается тренером, но при желании клиента может корректироваться и в нее могут вноситься изменения. Каждый день тренинга представляет собой набор различных упражнений для большего сближения персонала, для сплочения коллектива, а также для решения насущных проблем в магазине.

Необходимо помнить, что проведение этого тренинга не исчерпает конфликт, персонал не станет уходить от конфликтных ситуаций. Главное при возникновении таких «стычек», чтобы они могли правильно разрешиться, полностью искорениться. То есть правильное разрешение конфликта и невозвращение больше к этой ситуации – вот плоды проводимого тренинга.

Создание «ящика идей» позволит персоналу делиться со своими даже самыми смелыми идеями. Многие люди, в силу своего характера, бывают застенчивыми и стеснительными, а такое воплощение творческой инициативы пойдет на пользу как персоналу, так и организации. «Ящик идей» необходимо разместить на видном месте, например, около информационного стенда магазина. Так как интересные идеи могут предлагаться не только работниками магазина «Магнит», но и покупателями.

Дневник блестящих идей: каждому из членов коллектива вручается «Дневник блестящих идей», в который они должны вносить по три идеи каждый день на протяжении месяца. В конце месяца дневники собираются администраторами, идеи сортируются и наиболее интересные из них выносятся на дискуссию.


Проведение каждую неделю творческих 5-ти минуток, на которых должны решаться текущие вопросы. Можно каждое собрание выбирать человека, который бы высказывал своё мнение по поводу топ- выкладок, предлагал свои мысли по усовершенствованию их. Неформальное общение позволит начать день с хорошего настроения, поднимет рабочий дух коллектива. Также на этих пятиминутках можно обсуждать неотложные рабочие моменты. Если такие мероприятия еще будут подкрепляться и материальным вознаграждением, то они выступят и как стимул к повышению заработной платы.

Уголок креативности: в офисе выделяется специальное место для тех, кто вовлечен в креативный процесс, оснащается оборудованием, книгами, видео, равно как и обучающими играми. Уголок можно украсить фотографиями сотрудников в детстве, что укажет на то, что все рождены непринужденными и креативными.

Комитет креативности: состоит из коллег-добровольцев. Основной целью этой ячейки будет выяснение, обсуждение и воплощение идей сотрудников. Комитет может вести учет количеству идей на графике в виде термометра.

Компания должна выделять и награждать тех, кто помимо качественной работы приносит компании и качественные идеи.

Доска почета: одна из стен оформляется в Доску почета, выставляются фотографии тех, чьи идеи были удачно воплощены и позитивным образом повлияли на деятельность компании.

Слаженное выполнение предложенных мероприятий отразится в целом на социально-психологическом климате организации.

Так как при сегодняшней кризисной ситуации во всем мире выделение крупных денежных средств на развитие творческого климата нецелесообразно, то можно найти решение в проведении таких не затратных, но результативных мероприятий.

Следующая рекомендация по совершенствованию социально- психологического климата – повышение общей удовлетворенности трудом. Как было сказано ранее, в это понятие входит еще ряд факторов, в целом влияющих на социально-психологический климат. Одним из таких факторов является стимулирование персонала. Можно порекомендовать материальные и моральные вознаграждения. Например, за максимальную прибыль от продаж товара из своего отдела. Либо морально стимулировать персонал (награждение Почетной грамотой, объявление благодарности).

Также еще одним фактором является интерес к работе. Чтобы он не исчезал, рекомендуется внедрить возможность карьерного роста. Он будет служить не только повышением интереса к работе у персонала, но и повышать их стимулирование.


Итак, воплощение мероприятий по борьбе с выраженным уровнем конфликтности, по развитию творческого климата в коллективе и повышению общей удовлетворенности трудом позволит в целом улучшить социально-психологический климат. Его совершенствование отразится как на отношениях самих работников к труду и друг другу, так и на производительности. Потому что, как известно, в дружном коллективе работа идет быстрее и качественнее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Совершенствование социально-психологического климата коллектива – это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество оказываемых услуг. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации.

Социально-психологический климат – это психологический настрой в группе, который отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе.

По результатам диагностики психологического климата персонал магазина оценивает свой климат, как средне благоприятный. Экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам показала, что в магазине «Магнит» преобладает выраженный уровень конфликтности. Результаты интегральной удовлетворенности трудом Н.П. Фетискина, В.В. Козлова показывают средний уровень удовлетворенности персонала. А проведение диагностики творческого климата показала, что творчество в салоне слабо выражено и имеет низкий уровень развития. Также проводилась корреляция основных факторов социально-психологического климата. Наряду с положительными корреляционными взаимосвязями между определенными факторами выявились и отклонения. Это доказывает, что необходимо совершенствовать социально-психологический климат в целом и его факторы.

Были выявлены причины, мешающие оптимальному развитию социально- психологического климата:

  • выраженная конфликтность между персоналом и руководителем;
  • несовпадение целей и интересов работников и организации;
  • выраженный уровень конфликтности между работниками;
  • недостаточное развитие творческого климата в коллективе.