Файл: Понятие и признаки государства (Четыре главных признака суверенного государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сложности также могут вызывать местные особенности (консерватизм в США имеет мало общего с остальным миром; в других странах американский «консерватизм» называют либерализмом или неолиберализмом.

Помимо этого, у каждого типа есть нюансы и спорные стороны. В частности, США — не чисто капиталистическое общество, так как государство предоставляет услуги гражданам. Наконец, мнение о конкретных правительствах отличается у разных людей; встречаются мнения, согласно которым та же США является не демократией, а плутократией, так как ею управляют богачи. Даже наиболее либеральные правительства ограничивают политический активизм, и даже наиболее тиранические тоталитарные общества хоть в чём-то не полностью контролируют своих граждан.

2.2 Государственный суверенитет

Государственный суверенитет (фр. souveraineté — верховная власть) — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права. Иными словами, суверенитет означает, что все правила на территории данного государства устанавливаются им самим, и только им самим. Государство без суверенитета является не государством, а колонией либо составной частью другого государства. Носителем суверенитета (сувереном) может быть или народ, осуществляющий свою суверенную власть через выборное представительство и главу государства (президента республики или монарха в конституционных монархиях) или монарх-самодержец в силу «божественного права и завоевания».

Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Оно было введено французским юристом XVI в. Жаном Бодэном и первоначально сохраняло связь с феодальным правом, обозначая прежде всего власть верховного сюзерена в противоположность власти вассальных правителей. Согласно его определению, суверенитет - это абсолютная и незыблемая власть монарха в государстве. Однако Вестфальский мир 1648 года признал суверенные права за всеми европейскими государствами (включая вассалов Священной Римской империи), таким образом положив начало современной системе, в которой суверенитет предполагается необходимым атрибутом любого государства[7]. В 1933 году на конференции в Монтевидео (Уругвай) была разработана концепция суверенитета. Согласно ей, государство для признания суверенным должно обладать следующими признаками: наличие определенной территории; проживающее на этой территории более или менее постоянное население; наличие эффективно действующего правительства; суверенитет должен быть подтвержден другими государствами[8]. В последнее время, однако, все громче говорится о «размывании» понятия национального суверенитета, связанном с процессом глобализации и усиления взаимных связей и взаимозависимости между государствами, что ведёт, с одной стороны, к усилению роли наднациональных органов, которым государства частично делегируют свои суверенные права (пример — Европейский союз), с другой — к признанию ряда проблем (например, права человека) выходящими за рамки исключительного ведения отдельных государств и подлежащими международному регулированию (принцип «нарушения прав человека не являются внутренним делом»). В современной политологии термин (государственный) суверенитет употребляется почти как синоним слова «независимость». Необходимо отметить, что с государственным суверенитетом не следует смешивать понятие народного суверенитета, предполагающее, что народ, выражающий свою волю через выборы, референдумы и т. п., является высшей властью и источником всякой власти в государстве. Доктрина народного суверенитета возникла в XVIII в. в противоположность средневековой доктрине «божественного права», предполагавшей носителем суверенитета монарха, получившего свою власть непосредственно от Бога; в настоящее время она является практически общепринятой, при этом не только в демократических государствах, но и в государствах с тоталитарной формой правления, также апеллирующих для своей легитимации к «воле народа»9. В конце ХХ и начале XXI вв. в области суверенитета появились новые аспекты, особенно в контексте обсуждения проблем глобализции и нового мирового порядка. Все активнее стала обсуждаться тема изменения, «размывания», «исчезновения» и т. п. национального суверенитета. В политической науке в определенной мере осознается, что необходимы «комплексное переосмысление и переоценка понятия «суверенитет» как в связи с возникновением мирового политического сообщества, так и в связи с уточнением пределов частных суверенитетов, принципов их сочетания друг с другом и построения их иерархии». Глобализация в целом способствует изменению и сокращению суверенных полномочий государств, и при этом процесс является двусторонним: с одной стороны, усиливаются факторы, объективно уменьшающие суверенитет стран, а с другой — большинство государств добровольно и сознательно идет на его ограничение.


Заключение

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы.

Государство - это организация политической власти, которая способствует преимущественному осуществлению определенных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов на определенной территории.

Государство - это организация политической суверенной власти, которая управляет социальными, экономическими, политическими, духовными процессами жизни общества.

Любое определение состояния, независимо от того, кто его дает, всегда будет неполным, плохим, односторонним и, в этом смысле, абстрактным. Он не способен усваивать, научно выражать, теоретически реконструировать многочисленные существенные, формальные, функциональные, структурные характеристики и свойства государства. В то же время абстрактный характер понятий и определений государства не является их недостатком. Это их неотъемлемое свойство, так как оно связано только с самым началом процесса познания и понимания государства.

Проблема формулирования и выбора концепции государства связана с другим познавательным моментом. В дополнение к чрезвычайно общему представлению о государстве в целом (без его «привязки» к определенной исторической эпохе, социальной формации, цивилизации, партийно-идеологической системе, географическим координатам, религии и т. Д.) Можно, например, дать понятие национально-специфического государства (русского, французского, китайского) или рабовладельческого, фашистского, теократического. Таким образом, формируется широкая система понятий состояния различных уровней обобщения, позволяющая увидеть особенности и особенности познания чрезвычайно разнообразного мира состояний.

Общая концепция государства важна при решении другой методологической проблемы. Мировой опыт развития государств, государственного строительства часто дает такие результаты в этой области, которые нельзя «адаптировать» к концепции государства. Это происходило в исторически древние времена (например, во время перехода от примитивного общества к государственному), в средние века и во времена новой и новейшей истории. Это особенно заметно на фоне глобальных процессов интеграции и глобализации, которые мы наблюдаем. Поэтому не случайно в наши дни теория государства стремится более тщательно разрабатывать такие понятия, как «прото-государство», «государственное образование», «государственное образование» и «государственность». В связи с этим следует отметить, что концепция государства позволяет не только правильно ориентироваться в современных процессах дезинтеграции и образования государств, но и критически (в лучшем смысле этого слова) оценивать и понимать проекты идеальное состояние (например, Платон или Т. Мора) или идеи о "полугосударстве", "умирающем состоянии". Что касается признаков состояния, суммируя вышесказанное, можно сказать, что состояние характеризуется следующими признаками:


* наличие публичной власти, отделенной от общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно имеет административно-принудительный аппарат, ибо публичной властью являются чиновники, армия, полиция, а также тюрьмы и другие учреждения);

* система налогов, налогов, займов (необходима для проведения определенной политики и поддержания государственного аппарата, людей, которые не производят материальные ценности и занимаются только управленческой деятельностью);

*территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от их принадлежности к какому-либо виду или племени);

* связь с законом (государство не может существовать без права, поскольку оно юридически подготавливает государственную власть и тем самым делает ее законной, определяет правовые рамки и формы государственных функций и т. д.);

* суверенитет (неотъемлемое превосходство государства на его территории и независимость в международных отношениях).

В заключение хотелось бы отметить, что помимо вышеперечисленных признаков различают формальные атрибуты, символы государства. К последним относятся герб, флаг, гимн, столица. Как показывает историческая практика многих государств, в том числе российского, атрибуты изменчивы и изменчивы. Это происходит по разным причинам и обстоятельствам - идеологическим, идеологическим, политическим, религиозным, национальным, военным и т. Д. Атрибуты, символы, безусловно, помогают более полно, более тонко осмыслить государство, его намерения, предпочтения; помочь построить развитый образ государства в целом.

Список используемых источников и литературы

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
  2. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации" // Российская газета. -1993.- 04 мая. - N 84.

Литература

  1. Абдулаев М.И. Теория государства и права. Учебник. 2004. - 410с.
  2. Бошно С.В. Теория государства и права. Учебное пособие. 2007. -400 с.
  3. Верещагин С.Г. Налог как категория и как политика // Гражданин и право", декабрь 2007. - N 12.
  4. Иванов А.А., Иванов В.П. Теория государства и права. Учебное пособие. 2007. – С. 116.
  5. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. - "Эксмо", 2009.
  6. Левакин И.В., Юртаева Е.А. Государство и его свойства в условиях глобализации: проблемы единства и целостности России // "Гражданин и право", январь 2007. - N 1.
  7. Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. 2004. - 640с.
  8. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. 2004. - 512с.
  9. Мелехин А.В. Теория государства и права. Учебник. 2007. - 640с.
  10. Проблемы общей теории права и государства. Учебник // Под ред. Нерсесянца В.С., 2004. - 832с.
  11. Теория государства и права. Тезисы лекций. Цыганов В.И. 2007. - 201с.
  12. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник.2008, - 384с.
  13. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. 2004. - 512с.
  14. Официальный сайт свободной энциклопедии «Википедия» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // http://ru.wikipedia.org.
  15. Официальный сайт свободной энциклопедии «Википедия» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // http://ru.wikipedia.org.