Файл: Идентификация однородной группы продовольственных товаров ( Теоретические основы идентификации продовольственных товаров, как способа обнаружения фальсификации продукции ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бальная оценка в связи с большим количеством дефектов была неудовлетворительной.

По виду в изломе пряники пропеченные, без следов непромеса, очень пористые, рыхлые, легко крошатся. Цвет изделия светло-коричневые, неоднородные. Вид в изломе и цвет имеет бальную оценку, которая составила 2,5 балла.

Вкус и запах характерны для заварных пряников, с приятным ярко выраженным запахом какао продуктов. Бальная оценка составила по этим показателям 9,2 балла, что соответствует отличному уровню качества.

Пряники заварные «Смольнинские» имеют соответствующую данному наименованию пряника форму, без вмятин, края пряника ровные, без повреждений. Однако пряники имеют крупные трещины на поверхности. Нижняя сторона слегка вогнута.

Цвет мякиша и поверхности ровный, темно коричневый, яркий, сочный.

По виду в изломе мякиш рыхлый с большими пустотами, не характерный для пряничных изделий. Следов непромеса не отмечено.

Вкус и запах характерны для заварных пряников, с приятным ярко выраженным запахом какао продуктов и пряностей.

Пряники заварные с фруктовой начинкой (ООО «Кондитерское предприятие «Полет») имеют соответствующую данному наименованию пряника форму, без вмятин, края пряника ровные, без повреждений.

Поверхность - не подгорелая, без вздутий, лопнувших пузырей и вкраплений крошек.

Цвет пряников – светло коричневый, с равномерной глазурью на поверхности. По виду в изломе - пропеченное изделие без следов непромеса. Начинка занимает центральное положение и соответствует наименованию.

Пряники шоколадные заварные (ОАО «Холдинг «Петрохлеб») имеют неодинаковую форму в упаковке, но не расплывчатую, без вмятин, с выпуклой верхней поверхностью. Поверхность сухая, без трещин, вздутий, впадин, не подгоревшая, без наплывов. Цвет мякиша - неравномерный по объему изделия. В изломе пряники имеют неразвитую пористость, без пустот, закала и следов непромеса. Вкус и пряников невыраженный, запах какао продуктов отсутствует без посторонних запаха и привкуса.

Пряники со вкусом шоколада «Первым делом» имеют выпуклую форму, которая соответствует данному наименованию. Поверхность пряников слегка шероховатая, поверхность ровно покрыта глазурью, это связано с кристаллизацией в процессе тиражения и охлаждения. Цвет пряников – темно коричневый. Пряники имеют свойственный данному наименованию изделия вкус и запах, без посторонних запаха и привкуса. Пряники имеют характерный вкус какао-продуктов, достаточно сладкий вкус.


Исследуемые образцы заварных шоколадных пряников различались по массовой доле влаги. Так, наибольшее содержание влаги было у пряников «Смольнинские», вырабатываемых ООО «Смольнинский хлебозавод», г. Санкт-Петербург – 16, %, что не соответствует требованиям ГОСТ 15810-2014 «Изделия кондитерские. Изделия пряничные. Общие технические условия», согласно которому влажность заварных пряников должна быть в пределах 8,5 – 16,0 %.

2.3 Результаты оценки качественных характеристик исследуемых образцов продовольственных товаров

ОАО «Хлебный дом» (г. Санкт-Петербург) является самым крупным производителем пряников Северо-западного региона. Данное предприятие имеет давние традиции по производству данного вида мучных кондитерских изделий. Однако пряники «Шоколадные», вырабатываемые на данном предприятии, имеют высокую балльную органолептическую оценку, отличный уровень качества, однако предприятие не внесло корректировку в рецептуру и технологию изделия, в результате чего с 01.01.2016 данные пряники не соответствуют введенному ГОСТ 15810-2014 «Изделия кондитерские. Изделия пряничные. Общие технические условия», по показателю «плотность».

В кондитерских мучных изделиях в качестве жировой основы используются твердые пищевые жиры, поэтому в качестве растительного масла, или растительных дезодорированных жиров в составе маргарина, в рецептурах пряников, вырабатываемых ОАО «Холдинг «Петрохлеб» и ООО

«ПО МасКа» используется пальмовое масло. Таким образом умалчивается информация об его наличие в составе изделий. Только в одном варианте - Пряники «Шоколадные узоры» ТМ «Хлебный дом» (ООО «Фацер», г. Санкт- Петербург) в составе жира хлебопекарного заявлено пальмовое масло.

По ГОСТ 15810-2014 «Изделия кондитерские пряничные. Общие технические условия» пряничные изделия должны содержать муки в выпеченном полуфабрикате не менее 30 %. Таким, образом пряники

«Смольнинские» не могут реализовываться под таким наименованием, т.к. таковым не является. Данный вариант пряников содержит большое количество яичных продуктов – они заявлены на первом месте в составе, а мука пшеничная хлебопекарная первого и высшего сортов стоит в составе продукта, указанного в маркировке – на третьем после сахара. Это также подтверждается и количеством углеводов - 45 г на 100 г продукта, тогда как в остальных исследуемых вариантах пряников углеводов содержится около 70 г на 100 г продукта.


Увеличение сроков годности исследуемых вариантов пряников введением определенных пищевых добавок - антиокислителей аскорбилпальмитата, бутилгидроокситолуола, бутилгидроксианизола, влагоудерживающего агента – пропиленгликоля.

Из всех исследуемых вариантов пряников, включающих в наименование «шоколадные» только пряники «Шоколадные узоры» ТМ «Хлебный дом» соответствуют требованиям ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» к наименованию продукции.

Вывод.

Пряники производимые предприятием ОАО «Хлебный дом», данные пряники не соответствуют введенному ГОСТ 15810-2014 «Изделия кондитерские. Изделия пряничные. Общие технические условия». Однако только данное предприятие указывает всю необходимую информацию на этикетке. При этом только пряники «Шоколадные узоры» ТМ «Хлебный дом» соответствуют требованиям ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» к наименованию продукции.

Данный продукт не соответствует требованиям ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» к наименованию продукции пряники шоколадные заварные, вырабатываемые ООО «ПО МасКа». Не соответствуют требованиям ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» к наименованию продукции пряники со вкусом шоколада «Первым делом» (ООО «Пензенская кондитерская фабрика «Руспродукт»).

Заключение

В ходе проделанной работы можно выявить, что экспертиза служит эффективным средством повышения качества выпускаемых товаров и совершенствования их ассортимента. Она выступает как специфический вид деятельности, связанной с проведением анализа и оценки потребительского качества товара с использованием экспертных методов на основе исследований и учета результатов испытаний. Как и любой вид деятельности, экспертиза имеет свою структуру, включающую несколько основных компонентов субъект, объект, критерии, методы, процедуру и результат. Экспертизу потребительских свойств товаров проводят квалифицированные специалисты-эксперты, организованные в экспертные комиссии. Эксперты должны хорошо знать исследуемые группы товаров, иметь опыт работы по оценке их качества.

Потребительская экспертиза товаров – это исследование, которое проводится людьми, обладающими специальными навыками в сфере, прямо касающейся объекта экспертизы. Основная цель экспертизы – проверка качества товара, его соответствия нормам и решение вопроса о возврате или обмене.


Экспертные комиссии, как правило, состоят из двух групп: экспертной и рабочей. Профессиональный состав и численность специалистов, входящих в эти группы, их структура и принцип организации зависят от целей и этапов экспертизы, особенностей оцениваемого изделия, условий проведения экспертизы и устанавливаются нормативными документами.

Провести экспертизу качества товара (продовольственного) необходимо в ряде случаев:

Если необходимо доказать, что продукция не подлежит употреблению в пищу.

Если употребление продуктов питания привело к заболеванию, то такой товар также нужно передать в центр для того, чтобы эксперт доказал факт заражения именно этим объектом. В таком случае инициировать экспертизу может не только гражданин, но и лечащий врач, главврач больницы, прокуратура (в случае массового отравления либо тяжёлых последствий единичного), либо сам суд.

Экспертиза также проводится для того, чтобы доказать факт обвеса, обмера и вернуть деньги либо за весь товар, либо за процент недостачи.

Осмотр продовольственных товаров совершается по сокращённой процедуре, если необходим только возврат товара (так как продукты питания быстро портятся). Общая процедура для проверки продовольственных товаров также сокращена (если дело касается болезни, которая началась из-за того или иного продукта питания), так как для правильного лечения и диагностики врачам необходимо знать, что именно стало возбудителем.

Экспертиза может проводиться магазином либо больницей. В таком случае гражданину нужно только передать товар в соответствующую организацию. Истребовать его они должны самостоятельно.

Если гражданин решил инициировать проверку сам, он передаёт товар на экспертизу в организацию лично, а после истечения срока проверки приходит за своей вещью и вердиктом. Контакта с экспертом лично не происходит (если только эксперт не является собственным администратором).

ОАО «Хлебный дом» (г. Санкт-Петербург) является самым крупным производителем пряников Северо-западного региона. Данное предприятие имеет давние традиции по производству данного вида мучных кондитерских изделий. Однако предприятие не внесло корректировку в рецептуру и технологию изделия, в результате чего с 01.01.2016 данные пряники не соответствуют введенному ГОСТ.

Однако только у этого образца не замалчивается информация для потребителя об используемом пальмовом масле в рецептуре изделий. Из всех исследуемых вариантов пряников, включающих в наименование «шоколадные» только пряники «Шоколадные узоры» ТМ «Хлебный дом» соответствуют требованиям ТР ТС 022/2011 к наименованию продукции.


Кондитерское изделий «Смольнинские» не могут реализовываться под наименованием «пряники», т.к. таковым не является. Данный вариант пряников содержит большое количество яичных продуктов – они заявлены на первом месте в составе, а мука пшеничная хлебопекарная первого и высшего сортов стоит в составе.

Список использованной литературы

  1. Технический регламент таможенного союза 005/2011 «О безопасности упаковки»
  2. Технический регламент таможенного союза 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»
  3. Технический регламент таможенного союза 021/2011 “О безопасности пищевой продукции”
  4. Елисеева, Л.Г. Товароведение однородных групп продовольственных товаров / Л.Г. Елисеева, Т.Г. Родина, А.В. Рыжакова. - М.: Дашков и К, 2014. - 930 c.
  5. Идентификация и фальсификация непродовольственных товаров [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Под общ. ред. д. э. н., проф. И. Ш. Дзахмишевой. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 360 с.
  6. Косарева О. А. Теоретические основы товароведения: учеб. пособие. / О. А. Косарева. – М.: Издательство: «Университет», 2017. – 176 с.
  7. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения и экспертизы товаров. Учебник / М.А. Николаева. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 368 с.
  8. Николаева М.А. Идентификация и обнаружение фальсификации продовольственных товаров: Учебное пособие / М.А. Николаева, М.А. Положишникова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 464 с.
  9. Сероштан, М.В. Коммерческое товароведение: Учебник / В.И. Теплов, М.В. Сероштан, В.А. Панасенко, В.Е. Боряев. - М.: Дашков и К, 2013. - 696 c.
  10. Чепурной, И.П. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров: Учебник. [Текст] / И.П. Чепурной – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. – 460 с.
  11. Тимофеева, В.А. Товароведение продовольственных товаров: Учебник / В.А. Тимофеева. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 494 c.
  12. Чернухина, Г.Н. Организация торговли: учеб. пособие. / Г.Н. Чернухина. – М.: Издательство: «Университет», 2016. – 192 с.
  13. Рыжакова, А.В. Товароведение и экспертиза кондитерских товаров [Текст]: учебник пособие вузов / А.В. Рыжакова – М.: Академия, 2005. – 224 с.
  14. Функциональные пищевые ингредиенты и добавки в производстве кондитерских изделий [Текст] / Г. О. Магомедов, А. Я. Олейникова, И. В. Плотникова, Л. А. Лобосова. – СПб.: Гиорд, 2014. – 440 с.
  15. Чепурной, И.П. Товароведение и экспертиза кондитерских товаров [Текст]: учебное пособие / И.П. Чепурной - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2007.