Файл: Идентификация однородной группы продовольственных товаров ( Теоретические основы идентификации продовольственных товаров, как способа обнаружения фальсификации продукции ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Виды идентификации продовольственных товаров
1.2 Методы, применяемые при идентификации продукции для выявления ее фальсификации
1.3 Особенности идентификации группы однородных продовольственных товаров
Глава 2. Оценка содержания маркировки образцов продукции, как способа идентификации продукции
2.1 Характеристика исследуемых образцов
2.2 Анализ содержания маркировки продукции
2.3 Результаты оценки качественных характеристик исследуемых образцов продовольственных товаров
Введение
Понятие «качество» пищевых продуктов включает не только питательную и биологическую ценность продукта, его сохранность и безопасность, наличие в нем химических веществ в качестве добавок, но и возможность их фальсификации. Фальсификация продуктов, как правило, связана с частичной или полной подменой одного объекта другим, что приводит к изменению не только вида, но и качества, которое выражается в несоответствии состава, указанного в информации на этикетке.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что за последнее время значительно увеличился объем фальсифицированного сырья и готовой продукции. На сегодняшний день существует проблема с проведением всесторонней экспертизы подлинности продуктов питания, реализуемых на современном потребительском рынке, связанной с совершенствованием способов их фальсификации. В связи, с чем требуется постоянная модернизация существующих, а также создание принципиально новых методов анализа, которые не требуют большого количества материала и пригодны для рутинной диагностики. В условиях экономических санкций и отсутствия отечественных тест-систем, выпускаемых современной промышленностью, возникает необходимость принятия соответствующих мер для защиты здоровья населения от фальсифицированной продукции. Все вышеизложенное указывает на актуальность темы настоящей работы.
Цель курсовой работы – рассмотреть теоретические основы идентификации продовольственных товаров, как способа обнаружения фальсификации продукции, а также провести оценку содержания маркировки образцов продукции, как способа идентификации продукции. Задачи исследования:
- Рассмотреть виды идентификации продовольственных товаров;
- выявить методы, применяемые при идентификации продукции для выявления ее фальсификации;
- раскрыть особенности идентификации группы однородных продовольственных товаров
- определить характеристику исследуемых образцов;
- проанализировать содержание маркировки продукции;
- результаты оценки качественных характеристик исследуемых образцов продовольственных товаров.
Объект исследования – пряники пряничные изделия
Предмет курсовой работы – идентификация однородной группы продовольственных товаров
При проведении исследований пользовались общепринятыми, стандартными и специальными методами испытаний, в т.ч. социологическими, маркетинговыми, органолептическими, физико-химическими, спектроскопическими, хроматографическими и биологическими.
Глава 1. Теоретические основы идентификации продовольственных товаров, как способа обнаружения фальсификации продукции
1.1 Виды идентификации продовольственных товаров
Проблема идентификации по принадлежности к определенным группам, видам, торговым маркам, сортам и точного измерения количества продаваемого (или обмениваемого) товара возникла на заре человечества при переходе от натурального хозяйства к товарным или товарно-денежным отношениям. В основе ее лежало неосознанное стремление к справедливому обмену, нежелание быть обманутым или продешевить[1].
Идентификация продукции проводится согласно ГОСТ Р 293-99 «Идентификация продукции. Общие положения». В ГОСТ Р 293 -99 дается следующее определение: Идентификация установление соответствия конкретной продукции образцу и/или ее описанию». В ФЗ от 2.0 .2000 № 29- ФЗ идентификация определяется как «деятельность по установлению соответствия определенных пищевых продуктов, материалов и изделий требованиям нормативных, технических документов и информации о них, содержащейся в прилагаемых к ним документах и на этикетках».
Наиболее четким является определение, данное в ФЗ от 27.02.2002 № 184- ФЗ (в ред. от 23.07.20 3) «О техническом регулировании»: «Идентификация — установление тождественности продукции ее существенным признакам»[2].
Различают следующие виды идентификации:
Ассортиментная идентификация товаров установление тождественности и/или подлинности их наиболее существенным признакам ассортиментных характеристик.
Групповая установление тождественности оцениваемого товара с товарами однородной группы и/или подгрупп. Здесь в качестве идентифицирующих критериев выбираются показатели функционального назначения, а для продовольственных товаров такой формирующий фактор, как сырье, показатели химического состава.[3]
Например, принадлежность к группе продовольственных товаров определяется сырьевым признаком (молочные товары молоко, мясные мясо, рыбные рыба).
Видовая идентификация - установление тождественности оцениваемого товара с товарами определенного вида и/или подвида.
Идентификация страны происхождения товара - установление его принадлежности к товарам, производимым в определенной стране.
Идентифицирующими признаками могут служить реквизиты в товаросопроводительных документах и/или на маркировке товара.
Марочная идентификация - установление подлинности товара определенной торговой марки и/или ее модификаций.
Здесь применяют специфичные признаки, характерные только для товаров конкретной торговой марки и определенного изготовителя. Сложность заключается в том, что идентифицирующие признаки подлинности торговой марки являются коммерческой тайной и недоступны получателям, контролерам, экспертам.
Примером подлинности идентифицирующих признаков может служить уникальный состав воды, используемой в производстве водки определенными предприятиями-изготовителями.
Квалиметрическая идентификация товаров определение тождественности их потребительских свойств и показателей качества установленным требованиям нормативных документов, и/или описаниям, и/или образцам.
На потребительские свойства и показатели оказывают влияние формирующие факторы (компонентный состав сырья, рецептура, конструкция, технологические процессы).
Идентификация упаковки ‒ установление соответствия упаковки требованиям безопасности и совместимости, предъявляемым нормативными документами, а также сведениям, указанным в товаросопроводительных документах. Целью такой идентификации является предотвращение качественных и количественных потерь за счет использования упаковки товаров с учетом их свойств.
Идентификация маркировки ‒ установление достоверности сведений, указанных в маркировке, и определение их соответствия информации в товаросопроводительной документации, внешнему виду товара.
Проверяют соответствие товарной информации в маркировке товара с информацией в товаросопроводительных документах. Идентифицирующие признаки товарной партии: наименование товара и изготовителя, дата выпуска, срок годности или срок хранения, код ОКП и другие признаки, которые должны совпадать в маркировке и в товаросопроводительных документах.
Разновидностями маркировки являются специальные марки (акцизные, федеральные), различные маркеры.
Идентификация товаросопроводительных документов (ТСД) — установление подлинности этих документов и достоверности указанных в них сведений. К числу обязательных документов относят товарно-транспортные накладные, счета и/или счета-фактуры, удостоверения о качестве, сертификаты соответствия или декларации о соответствии[4].
Подлинность и правильность заполнения документов устанавливают по наличию реквизитов: подписей, печати организации-поставщика, названия и реквизитов поставщика.
Информационная идентификация средств массовой информации (СМИ) и других печатных источников ‒ установление достоверности сведений, указанных в них, об основополагающих характеристиках товаров.
С развитием производства и сферы обращения товаров, их концентрацией и специализацией, значительным отделением мест производства от мест реализации товаров необходимость в идентификации товаров все более возрастает, так как стремление у определенных людей и производителей к обману для получения дополнительной прибыли приводит к росту объемов производства и реализации фальсифицированных товаров. Вследствие этого возникает потребность в применении и разработке методов по определению тождественности или подлинности товаров, их соответствия заявленным продавцом характеристикам.
1.2 Методы, применяемые при идентификации продукции для выявления ее фальсификации
Идентификация продукции – это процедура, которая позволяет установить соответствие конкретной однородной продукции, подлежащей подтверждению соответствия стандартам, нормам, ГОСТам, требованиям, предъявляемым к данной модели, типу (виду) продукции в нормативной и нормативно-технической документации или другой информации по продукции (товару).
Основное понятие продукции – это результат труда, добытый или изготовленный человеком для удовлетворения общественных или личных потребностей. Продукция в сертификации – это объект подтверждения соответствия ее потребительских качеств и безопасности.
Продукцией является всякая продукция, производимая и/или реализуемая на территории Российской Федерации, экспортируемая за пределы РФ, а также, импортная продукция, ввозимая в РФ для её последующей реализации и эксплуатации.
Чтобы правильно определить какому нормативному документу подлежит исследуемая продукция: обязательной сертификации, декларированию или продукция не входит в перечни по обязательному подтверждению соответствия, орган по сертификации и эксперт должны ее идентифицировать по определенным признакам и свойствам, т.е. установить соответствие самой продукции и описанию на неё. Вся информация по продукции предоставляется заявителем. По результатам идентификации выдается заключение о соответствии (не соответствии) продукции описанию и образцу. Только теперь можно перейти к дальнейшим этапам подтверждения соответствия продукции.
Формирование рыночных условий, их развитие и совершенствование предъявляет к объекту товарно-денежных отношений специфические требования.
Конкурирующие фирмы, стараясь удовлетворить потребности потребителя и получить за эти услуги деньги, используют различные способы воздействия на покупателей.
Многие фирмы стремятся получить эти деньги честным путем, однако на рынке всегда присутствуют производители, которые хотят получить деньги за фальсифицированный продукт.
Идентификация и фальсификация товаров являются одной из важнейших проблем формирования на российском рынке конкурентоспособности.
Фальсификация товара – это действия, направленные на обман потребителей путем подделки объекта купли-продажи. В широком смысле фальсификация подразумевает действие, направленное на ухудшение потребительских свойств товара, уменьшение количества. Фальсификация продовольственных товаров зачастую проводится путем придания им наиболее типичных признаков.[5]
Идентификация продовольственных товаров требует многосторонних исследований опытными специалистами и высококвалифицированными учеными.
Идентификационная экспертиза товаров проводится с целью установления принадлежности изделия к группе товаров на основании характерных признаков, приведенных в нормативно-технической документации.
По результатам проведенной экспертизы принимаются следующие заключения: выявляется несоответствие или соответствие товара требованиям, является ли данное изделие пищевым продуктом, относится данное изделие к перечню запрещенных товаров и так далее.
Наряду с идентификационной экспертизой проводится экспертиза товара на подлинность.
Объектами идентификации являются товары и услуги, ценные бумаги, информация и прочие объекты коммерческой деятельности.