Файл: Идентификация однородной группы продовольственных товаров ( Теоретические основы идентификации продовольственных товаров, как способа обнаружения фальсификации продукции ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Идентификацию товаров осуществляют все участники рыночных отношений. Производитель – на стадии приемки сырья, комплектующих, при отпуске готовых изделий; торговый посредник – на стадии заключения договора купли-продажи, приемки и подготовки товаров к продаже.

При определении уровня соответствия товаров требованиям нормативной документации используют коэффициент соответствия. Если по какому-либо показателю товар не соответствует требованиям, то он не подлежит реализации. Он может реализовываться только как нестандартный и по другой цене.

Степень соответствия товара может оцениваться производителем и потребителем. Она устанавливается по следующим показателям: техническим, нормативным, безопасности.

Идентификация продовольственных товаров аналогична оценке непродовольственных товаров.[6]

В зависимости от поставленных целей, идентификацию подразделяют на следующие виды: потребительская, ассортиментная, сортовая, качественная, специальная.

Следует выделить также контроль качества, то есть совокупность операций по определению показателей качества, их фактического значения и сопоставление их с нормативными требованиями.

Он проводится представителями компетентных контрольных органов, к которым относятся государственные инспекторы Госстандарта, Госторгинспекции, санитарные врачи Госкомсанэпиднадзора, сотрудники пищевых лабораторий предприятий торговли, промышленности, общественного питания, контролеры отделов контроля на предприятиях.

Следует отметить, что в настоящее время ужесточились требования, которые предъявляются потребителями к качеству товара.

Например, это могут быть микробиологические, органолептические, физико-химические показатели (парфюмерно-косметическая продукция), показатели на электромагнитную совместимость (электротехническая продукция) и т.п.

Основная цель идентификации продукции – это защита потребителя от возможности приобретения некачественной продукции, защита от недобросовестного изготовителя или поставщика, обеспечение безопасности продукции для окружающей среды, здоровья и жизни потребителя. Неправильная идентификация продукции, например, промышленного оборудования, которая эксплуатируется на потенциально опасных объектах, может привести к авариям, техногенным катастрофам или другим необратимым негативным последствиям. Идентифицировать продукцию необходимо также тогда, когда Заявитель предоставил потребителям или контролирующим организациям неполную и/или неточную информацию о продукции.


Измерительные методы определения показателей позволяют получать объективные результаты идентификации.

Цвет лежит в основе ассортиментной и квалиметрической идентификации многих пищевых продуктов: пива, вина, муки, крупы, растительных масел, свежих и переработанных плодов, овощей, свежего мяса и др. Для измерения спектров используют методы оптической спектроскопии: спектрофотометрии или спектроколориметрии. На основе спектров отражения или пропускания можно рассчитать координаты цвета, цветовые характеристики, как цветовой тон, чистота, яркость или светлота, насыщенность. Иногда для количественной характеристики цвета используют цветовые шкалы[7].

Нарушение прозрачности продуктов (соков, пива, вина, и др.) связано с присутствием в их составе коллоидных частиц, из-за которых происходит светорассеяние.

Измерение прозрачности проводят в диапазоне длин волн видимого излучения. Пробу освещают интенсивным потоком света, используя для этого часто лазер, а затем измеряют интенсивность прошедшего излучения (метод турбидиметрии) или определяют интенсивность излучения, рассеянного под определенным углом (метод нефелометрии ‒ для рассеяния Тиндаля или метод поточной ультрамикроскопии ‒ для рассеяния Рэлея.

Для исследования консистенции пищевых продуктов применяют: структурные анализаторы (для исследования крепости и прочности), консистометры Боствика (для исследования текучести продукта), реометры Брукфильда, прибор Вейлсра ‒ Ребиндера (изучения механической прочности продуктов) и др.

Большое применение для целей идентификации находят оптические методы: микроскопия, рефрактометрия, колориметрия, нефелометрия и др.

Рефрактометрия ‒ метод, основанный на измерении показателей преломления света при прохождении его через раствор, содержащий анализируемое вещество.

Поляриметрия ‒ метод определения концентрации оптически активных веществ в термостатируемом растворе путем измерения угла вращения плоскости поляризации света.

Термометрические методы применяют для измерения какого-либо физического параметра (объемов выделяющихся газов, вязкости, плотности и др.) в зависимости от температуры.

К другим физическим методам идентификации можно отнести денсиметрию (измерение плотности), вяскозиметрию (измерение вязкости) и др. Изменение состава пищевых продуктов при квалиметрической или количественной фальсификациях отражается на величине этих характеристик, поэтому эти методы часто используют при идентификации молока, пива, спирта, растительных масел.


1.3 Особенности идентификации группы однородных продовольственных товаров

Идентификация поступающей продукции является очень значимой операцией на складе. Она обеспечивает будущий учет и контроль над состоянием и перемещением продукции на складе, а также быстрый поиск при комплектации или инвентаризации (определении количества товаров). Выбор метода идентификации весьма непростой процесс, требующий тщательного анализа задач, которые ставятся перед складом, его технических и финансовых возможностей, анализа особенностей товарного ассортимента и многое другое.

Существует множество примеров, подтверждающих отсутствие складской идентификации в принципе. В таких складах, как правило, существовала своя знаковая система, понятная только грузчикам: к ярлыкам производителя на паллетах или коробках подручными средствами «дорисовывались» символы и обозначения. Очевидно, в дальнейшей работе склада это приводило к путанице и возникновению серьезных проблем. Популярным способом решения данной проблемы является необдуманное введение такого метода идентификации как штриховое кодирование. Однако в 80 % случаев это не приносило желаемого результата и наоборот: приводило к серьезному увеличению затрат. Проблема заключается в том, что изначально склады не были должным образом подготовлены к внедрению данного метода. Таким образом, эффективность операций по идентификации продукции на складах сводилась к минимуму.[8]

Индивидуальное кодирование. Это самый простой и минимальный по затратам на свое внедрение метод идентификации. Сущность индивидуального кодирования заключается в следующем: каждой товарной позиции присваивается индивидуальный код (номер), который либо содержит в себе определенную информацию (такой код называется «Смысловым»), либо не содержит никакой информации (такой код называется «не смысловым»). Необходимо во время разработки «смыслового» кода четко определить ту важнейшую информацию, требующую своего сохранения при помощи данного кода. Как правило, создается девятизначный код, в котором каждая группа цифр несет в себе смысловую нагрузку. Например,

Первые три цифры несут в себе информацию о поставщике.


Следующие две цифры несут в себе информацию о товарной группе.

Следующие три цифры несут информацию о товарной позиции.

Последняя цифра несет в себе информацию об особенностях данного товара (о порядке хранения, месте хранения и др.).

Затраты на внедрение и использование данной технологии минимальны. Как правило, в список расходов входит закупка необходимого числа этикет-пистолетов (устройство для приклеивания ярлыка с кодом), закупка этикеточной ленты и процесс печати на ней кода товаров.

Штриховое кодирование. Этот способ маркировки товаров является самым распространенным на складах по всему миру. Обосновывается этот факт тем, что большинство клиентов крупных торговых и производственных компаний выделает наличие штрихового кода в качестве обязательного. Однако, данный метод идентификации и его внедрение требует больших затрат, чем, например, индивидуальное кодирование. Ниже приведен перечень основных затрат:

Закупка оборудования (терминалы сбора данных, сканеры, сервер, принтер для печати этикеток).

Программное обеспечение, совместимое с системой штрихового кодирования.

Оплата услуг и взносов в Ассоциацию ЮГИСКАН/EAN1.

Обучение персонала и многое другое.

Далее речь пойдет об инновационных методах идентификации товара, которые еще не достигли такого распространения, как метод штрихового кодирования.[9]

Голосовая технология. Данный метод может применяться только в процессе отборки, перемещения и пополнения товара, но не в его маркировке. В основе системы лежит возможность с помощью современных технических решений осуществлять распознавание речи и генерировать голосовые команды для управления складскими процессами. Для управления мобильными операторами используются специализированные терминалы, осуществляющие связь с системой управления в режиме реального времени по радиоканалу (Wi-Fi). Как правило, система управления отборкой по голосу получает задания и сообщает об их выполнении информационной системе управления складом (WMS). Все общение системы и оператора происходит в режиме диалога. Так оператор получает необходимую информацию и задачи, которые перед ним стоят. По завершении работы, оператор сообщает об этом системе, в которой фиксируется, что задание выполнено и оператор свободен. Перечень команд, заложенных в систему очень широк. Также реализуется программа живого общения оператора с системой. Все это обеспечивает высокий уровень оптимизации процессов на складе. К плюсам данной системы можно отнести: снижение утомляемости работников склада, экономию времени, при работе с товаром руки оператора свободны (он не держит сканер щтрих-кода, например), оператор не отвлекается на монитор или на журнал заметок (вся информация при помощи голоса заносится в систему), уменьшение количества совершаемых ошибок, рост производительности труда. А недостаток у этой системы заключается в том, что внедрение и использование данного метода требует больших затрат.[10]


Метод радиочастотной идентификации (RFID – Radio Frequency IDentification). На сегодняшний день, данный метод является самым технически развитым, следовательно, самым дорогостоящим. Крупные международные компании уже начали вводить данные системы на своих складах. Далее изложен принцип функционирования RFID: вместо штрих-кода, на товар «прикрепляется радио-метка («тэг»), который может нести в себе гораздо больше информации. Причем эту информацию можно неоднократно перезаписывать. Процесс работы с товаром на складе не сильно отличается от работы с использованием штрих-кодов: для считывания информации необходим терминал. [11]

Однако данная операция проходит бесконтактно. Это означает, что оператору не надо искать изображение штрихового кода: достаточно просто поднести терминал к товару. Еще одним преимуществом является то, что проработана возможность считывания информации о нескольких товарах одновременно: терминал считывает всю информацию с радио-меток. Однако, как уже упоминалось выше, стоимость применения данного метода очень высока, что задерживает его популяризацию.

Вывод.

Таким образом, Удовлетворение требований потребителя о ненадлежащем качестве товара наносит продавцу прямой ущерб. Поэтому он часто всякими способами уклоняется от законных требований покупателя.

Экспертиза проводится компетентным, дипломированным специалистом, который оценивает товар на соответствие принятым стандартам и устанавливает в нем недостатки, причины их возникновения и пр. Результаты экспертизы оформляются специальным заключением, в котором эксперт ставит свою подпись, печать, тем самым, подтверждая свое компетентное, научно-обоснованное мнение.

Законом обязанность проведения экспертизы возлагается на продавца, производителя, импортера (далее для удобства мы будет указанных лиц именовать, как ответственные лица). Но бывают случаи, когда они не выполняют этого предписания в надежде, что покупатель по незнанию или нежеланию тратить время и нервы отступит от своих требований. В таких случаях потребитель может сам организовать проведение экспертизы

Глава 2. Оценка содержания маркировки образцов продукции, как способа идентификации продукции