Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Результаты исследования).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 220
Скачиваний: 1
Исследуя уровень образования можно сделать вывод, что: У 20% медицинских сестер есть высшее медицинское образование; У 80% медицинских сестер есть среднее медицинское образование. Установлено, что квалифицированный сестринский уход позволяет расширить функциональные, физические, социальные возможности пациентов с психическими расстройствами. Конечной целью сестринского процесса в психиатрии является уменьшение зависимости больного от окружающих в повседневной жизни, социальная реабилитация пациента, а в ряде случаев и возврат к труду. Медсестры, работающие в психиатрической больнице №1, идут по пути от исполнения традиционной роли надзора и ухода за пациентом к более значимой роли – работе с пациентом. Они помогают пациентам быть вовлеченными в лечебный процесс и вносить существенный вклад в свое излечение. Благодаря уходу и надзору за пациентами удовлетворяются их потребности в безопасности и защищенности.
Исследуя отношения с коллегами можно сделать вывод, что: У 27% медицинских сестер отношение с коллегами конфликтное; У 63% медицинских сестер отношение с коллегами нейтральное; У 10% медицинских сестер отношение с коллегами дружеское. Следовательно, можно сделать вывод, что преимущественно медсестры не конфликтуют с коллегами, однако в коллективе имеются проблемы, вытекающие в конфликт.
Исследуя отношения в коллективе можно сделать вывод, что: у 13% медицинских сестер отношение в коллективе конфликтное; у 27% отношение в коллективе нейтральное; у 60% отношение в коллективе дружеское. Можно предположить, что дружеские отношения в сестринском коллективе укрепляют базу солидарности и сотрудничества людей, занятых совместным делом, удовлетворения их потребности в уважении к себе и общественном признании, обеспечивая тем самым выбор приемлемых для большинства правил поведения. В пределах конкретного отделения такие отношения улучшают социально-психологический климат в коллективе, ослабляет или вовсе устраняет напряженность, приносит профилактический эффект очищения атмосферы межличностных и межгрупповых отношений, создает условия, которые благоприятствуют хорошему настроению и социальному оптимизму персонала.
Исследуя отношения с начальством можно сделать вывод, что: у 27% медицинских сестер отношение с начальством конфликтное; у 66% медицинских сестер отношение с начальством нейтральное; у 7% медицинских сестер отношение с начальством дружеское.
Исследуя частоту конфликтов в сестринском коллективе можно сделать вывод, что: 7% медицинских сестер конфликтуют ежедневно; 23% медицинских сестер конфликтуют еженедельно; 63% медицинских сестер конфликтуют несколько раз в месяц; 7% медицинских сестер практически не конфликтуют.
Известно, что человек при выполнении своей работы, так или иначе, нередко выходит за рамки сугубо служебного взаимодействия. Между членами трудового коллектива кроме официальных связей устанавливаются и неофициальные контакты, возникающие по разным причинам. Будучи членом коллектива, человек, нуждается в общении с коллегами по работе, испытывает потребности в привязанности и дружбе. Именно на такой основе возникают и укрепляются неофициальные контакты: желание обсудить с другими какие-либо новости (и не только профессиональные), получить, совет от более опытного работника, поддержать товарища и т.п. Некоторые строят свои личные взаимоотношения, руководствуясь эгоистическими побуждениями.
Анализируя ответы на вопрос: «Кто урегулирует Ваши конфликты?» можно сделать следующие выводы: 17% медицинских сестер ответили, что они сами могут урегулировать свои конфликты. 17% медицинских сестер ответили, что их конфликты урегулируют их коллеги; 10% медицинских сестер ответили, что их конфликты регулирует начальство; 56% медицинских сестер ответили, что их конфликты регулируются сами собой.
Завершение конфликта представляет собой прекращение его по любым причинам. Основными формами завершения конфликта являются разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт. Исход конфликта – это результат борьбы с точки зрения состояния сторон и их отношения к объекту конфликта. Основными критериями конструктивного разрешения конфликта являются степень разрешения противоречия и победа в нем правого оппонента.
Все 100% медицинских сестер ответили, что им помощь в урегулировании конфликтов не нужна. 27% медицинских сестер ответили, что они хотят получать информацию о психологии конфликтов. 13% медицинских сестер ответили, что они хотят участвовать в тренингах, по урегулированию конфликтов;
Для успешного урегулирования конфликтов необходимо учитывать такие сложные состояния взаимодействия людей, как противоречия и напряжения, принимать во внимание различия в позициях и интересах участников совместной деятельности, уметь предотвращать столкновения и эффективно управлять ими. Для этого необходимо не только иметь целостное представление о конфликтах, но и природе, причинах и последствиях, но также владеть специальными знаниями навыками для разрешения конфликта. Использование позитивной и конструктивной роли конфликта открывает новые возможности в личностном развитии отдельных участников столкновения, собственном совершенствование повышении эффективности управления и организации в целом.
Исследуя способ передачи информации о конфликтах можно сделать вывод, что: 17% хотят получать информацию в письменном виде; 23% - в устном виде; 60% ответили, что им все равно.
Большинство условий и факторов успешного разрешения конфликтов носит психологический характер, так как отражает особенности поведения и взаимодействия оппонентов. Прекращение конфликтного взаимодействия – первое и очевидное условие начала разрешения любого конфликта. До тех пор пока будут предприниматься какие-то меры с одной или с обеих сторон по усилению своей позиции или ослаблению позиции оппонента с помощью конфликта, речь о разрешении конфликта идти не может.
По результатам исследования по методике Томаса можно сделать следующие выводы: наибольшим показателем в данном коллективе является – сотрудничество (7,6), что считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает направленность оппонентов на конструктивное обсуждение проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Наиболее эффективно в ситуациях: сильной взаимозависимости оппонентов; склонности игнорировать различие во власти; важности решения для обеих сторон; непредубежденности участников.
Вторыми по значимости являются приспособление (7,8). Приспособление (уход от конфликтного взаимодействия) связано как с отказом от своих интересов, так и с неготовностью пойти навстречу партнеру. Выбор этой стратегии является рациональным, если есть основания предполагать, что дальнейшее развитие событий будет благоприятным для участника конфликтной ситуации, т. е. принесет успех без борьбы, улучшит расстановку сил в его пользу или даст выгодные возможности для ведения переговоров или борьбы.
Данная стратегия позволяет сохранить ресурсы. В других случаях уход от конфликтной проблемы считается нерациональным, так как не ведет к ее разрешению и может быть воспринят партнером по общению как слабость.
ГЛАВА 3 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Для управления конфликтами в сестринском коллективе важно знать не только то, что необходимо делать, но и как добиться развития проблемной ситуации в конструктивном направлении. Это деятельность участников конфликта, а также третьих лиц по устранению объективных и субъективных причин назревающего столкновения, разрешению противоречия неконфликтными способами. Технология предупреждения конфликтов есть совокупность знаний о способах, средствах, приемах воздействия на предконфликтную ситуацию, а также последовательность действий оппонентов и третьих лиц, по разрешению возникших противоречий.
Воздействовать на проблемную ситуацию взаимодействия можно двумя способами: влиять на свое поведение или на психику и поведение оппонента. Второй способ более сложен. Рассмотрим способы и приемы коррекции своего отношения к предконфликтной ситуации и поведения в ней. Ряд субъективных предпосылок предупреждения конфликтов связан с умением человека грамотно общаться.
1) Умение определить, что общение становится предконфликтным, и «вернуться» из предконфликтной ситуации к нормальному взаимодействию – один из способов предотвратить конфликт.
2) Умение человека понимать партнера по взаимодействию и не идти на конфликт, если нет уверенности в том, что мотивы действий партнера правильно поняты.
3) Терпимость к инакомыслию.
4) Забота человека о снижении своей относительно устойчивой тревожности и агрессивности.
5) Управлять своим психическим состоянием, избегать предконфликтных ситуаций при переутомлении или возбуждении.
6) В общении с окружающими нужно быть внутренне готовым к решению возникающих проблем путем сотрудничества или компромисса.
7) В процессе общения важно верно оценить психическое состояние партнера, избегая обсуждения острых проблем, если существует вероятность агрессивной реакции с его стороны.
8) Знать законы невербальной передачи информации путем мимики, жестов, позы, движений.
9) Своевременно информировать окружающих об ущемлении ими ваших интересов.
10) Следует быть твердым, отстаивая свои позиции, но мягким – по отношению к оппоненту.
11) В процессе обсуждения проблемы важно не перебивать оппонента, дать ему выговориться.
12) Необходимо заблаговременно информировать окружающих о решениях, затрагивающих их интересы.
13) Не следует расширять сферу противодействия с оппонентом, увеличивая число обсуждаемых проблем.
Эскалации предконфликтной ситуации способствует естественное расширение сферы противодействия в ходе обсуждения проблемы. Для предупреждения конфликтов важно обсуждать с оппонентом только тот вопрос, из-за которого возникли разногласия. Не стоит пытаться одновременно обсуждать способы решения нескольких проблем, если все они требуют согласования интересов. Если необходимо решить ряд проблем, то обсуждение лучше начинать с самой простой из них, постепенно переходя к более сложным. Опасность конфликта возрастает, если критика распространяется не только на позицию оппонента, но и на его личность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении следует отметить, что в настоящее время накоплен немалый опыт управлением конфликтов с помощью многообразных, достаточно и эффективных, проверенных отечественной и зарубежной практикой техник и технологий. При этом техники представляют собой отдельные приемы и методы работы с теми или иными феноменами, возникающими в процессе работы со столь сложным и противоречивым явлением, как конфликт. Непосредственно разрешение конфликта представляет собой процесс, который включает в себя: анализ и оценку ситуации; выбор способа разрешения конфликта; формирование операционального состава действий; реализацию плана и (или) его коррекцию; оценку эффективности действий.
В нашем сознании деструктивные функции конфликтов откладываются как негативные отпечатки. Конфликты в своем деструктивном или конструктивном влиянии оказывают следующее воздействие на человека:
1) Большинство конфликтов оказывает выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников.
2) Неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, часто травмированием оппонентов.
3) Конфликт является стрессором для человека. При частых и эмоционально напряженных конфликтах резко возрастает вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта.
4) Конфликт – это деструкция системы межличностных отношений, которые сложились у субъектов взаимодействия до его начала. Появляющаяся неприязнь к другой стороне, враждебность, ненависть нарушают сложившиеся до конфликта взаимные связи.
5) Конфликт формирует негативный образ другого – «образ врага», который способствует формированию негативной установки по отношению к оппоненту. Это выражается в предвзятом отношении к нему и готовности действовать в ущерб ему.
6) Конфликты негативно отражаются на эффективности деятельности оппонентов.
7) Конфликт закрепляет в социальном опыте личности и группы насильственные способы решения проблем. Победив однажды с помощью насилия, человек воспроизводит данный опыт в других аналогичных ситуациях социального взаимодействия.
8) Конфликты зачастую отрицательно влияют на развитие личности. Они могут способствовать формированию у человека неверия в торжество справедливости, убежденности, что руководитель всегда прав, мнения о том, что в данном коллективе ничего нового внедрить не удастся.