Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Результаты исследования).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 215
Скачиваний: 1
Среди конструктивных функций конфликта по отношению к основным участникам можно выделить следующие:
1) Конфликт устраняет полностью или частично противоречие, возникающее в силу несовершенства организации деятельности, ошибок управления, нерадивости отдельных работников и т. п. Он высвечивает узкие места, нерешенные вопросы, факты недостаточной деловитости и порядочности. При завершении конфликтов в более чем половине случаев удается полностью, в основном или частично разрешить противоречия, лежащие в их основе.
2) Конфликт позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем. Конфликт тестирует ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, направленных на деятельность, на себя или на взаимоотношения, выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной ситуации. Он способствует более глубокому познанию друг друга, раскрытию не только непривлекательных черт характера, но и ценного в человеке.
3) Конфликт позволяет ослабить психическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию. Конфликтное взаимодействие, особенно сопровождаемое бурными эмоциональными реакциями, помимо возможных негативных последствий, снимает у человека эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций.
4) Конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений.
5) Конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности.
6) При отстаивании справедливых целей в конфликте оппонент повышает свой авторитет у окружающих. Заметно улучшается отношение сослуживцев к нему.
7) Межличностные конфликты, будучи отражением противоречий процесса социализации, служат одним из средств самоутверждения личности, формирования ее активной позиции во взаимодействии с окружающими и могут быть определены как конфликты становления, самоутверждения, социализации.
Конфликт может выполнять как деструктивные, так и конструктивные функции, при этом может наблюдаться преобладание одной из функций, и тогда характер конфликта оценивается именно на ее основе, и таким же образом строится стратегия взаимодействия и разрешения конкретной конфликтной ситуации. В качестве информативных источников конфликта выступают информационные модели конфликтной ситуации, информационный обмен сторон, а также та информационная среда, в которой разворачивается конфликт.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. СПб.: Питер, 2005. – 288 с.
- Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. СПб.: Питер, 2007. – 496 с.
- Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология. М.ЭКСМО-Пресс, 2005. – 316 с.
- Вайнер Э.Н. Валеология. М.: Флинта, 2004. – 416 с.
- Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2005 – 464 с.
- Гулова С.А., Казакова Т.Ф., Галахова И. Е. Медицинская сестра: Практическое руководство по сестринскому делу. М.: ПРОФИ-ИНФОРМ, 2004. – 16 с.
- Гринберг Д. Управление стрессом. Спб.: Питер, 2005 с – 496 с.
- Гуревич И.Н. Социальная психология здоровья. СПб.: Питер, 2004 – 612 с.
- Двойников С.И. Менеджмент в сестринском деле. Ростов на Дону, Феникс, 2006. – 511.
- Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2005 – 402 с.
- Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога-консультанта организации. Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 638 с.
- Кибанов А.Я. Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология. М.: ИНФРА-М, 2007. – 302 с.
- Лапотников В.А., Петров В.Н., Захрчук А.Г. Паллиативная медицина. Сестринский уход. СПб.: Диля, 2006. –384 с.
- Модестов А.А., Пац Ю.С., Шевченко В.В., Лихоузова Н.И. Лидерство в сестринском деле. Ростов на Дону, Феникс, 2006. – 208.
- Никифоров Г.С. Психология здоровья. СПб.: Речь, 2002. – 256 с.
- Практикум по дифференциальной диагностике профессиональной пригодности. Под редакцией Бодрова В.А. М.: ПЕР СЭ, 2004. – 768 с.
- Пряжников Н. С, Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. M.: Академия, 2001. – 412 с.
- Хейфец А.С. Основы управленческой деятельности главных медицинских сестер. Главная медицинская сестра №4, 2000. – 32 с.
- Хинтон И. Медсестра-менеджер: кто она? Инфо-NURSE 21, 2004 – 5 с.
- Энциклопедия клинического обследования больного. Под редакцией Акчурина Р.С. и др. М.: ГЭОТАР-Медицина, 2004. – 704 с.
Приложения
Бланк ответов к методике К.Н. Томаса
Инструкция В каждой паре выберите то суждение, которое наиболее точно описывает Ваше типичное поведение в конфликтной ситуации.
№ |
А |
Б |
№ |
А |
Б |
1 |
16 |
||||
2 |
17 |
||||
3 |
18 |
||||
4 |
19 |
||||
5 |
20 |
||||
6 |
21 |
||||
7 |
22 |
||||
8 |
23 |
||||
9 |
24 |
||||
10 |
25 |
||||
11 |
26 |
||||
12 |
27 |
||||
13 |
28 |
||||
14 |
29 |
||||
15 |
30 |
Спасибо за работу!
Приложение 2
Анкета для медсестер
1. Ваш пол _______.
2. Ваш возраст:
- До 30 лет;
- 31-40 лет;
- 41-50 лет;
- Более 50 лет.
3. Ваш стаж работы:
- До 5 лет;
- 5-10 лет;
- Более 10 лет.
4. Ваша категория:
- Первая;
- Вторая;
- Высшая;
- Нет категории.
5. Ваше образование:
- Высшее медицинское;
- Среднее медицинское.
6. Охарактеризуйте ваши отношения с коллегами:
- Дружеские;
- Конфликтные;
- Нейтральные.
7. Охарактеризуйте ваши отношения в коллективе:
- Дружеские;
- Конфликтные;
- Нейтральные.
8. Охарактеризуйте ваши отношения с начальством:
- Дружеские;
- Конфликтные;
- Нейтральные.
9. Как часто у вас бывают конфликты?
- Ежедневно;
- Еженедельно;
- Несколько раз в месяц
- Практически не бывает.
10. Кто урегулирует Ваши конфликты?
- Вы сами;
- Коллеги;
- Начальство;
- Конфликты разрешаются сами собой;
11. Нужна ли Вам помощь в урегулировании конфликтов?
- Да;
- Нет;
- Затрудняюсь с ответом.
12. Ваши предложения по уменьшению уровня конфликтности в коллективе ________________________________________________________
__________________________________________________________________.
13. Хотите ли вы получать информацию о психологии конфликтов?
- Да;
- Нет.
14. Хотите ли вы участвовать в групповых занятиях (тренингах) по урегулированию конфликтов.
- Да;
- Нет.
15. в каком виде вы хотите получать информацию о конфликтологии:
- В устном;
- В письменном;
- Все равно.
Спасибо за работу!
-
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. СПб.: Питер, 2007. с. 32. ↑
-
Никифоров Г.С. Психология здоровья. СПб.: Речь, 2002. с. 199. ↑
-
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. СПб.: Питер, 2007. с. 36-40. ↑
-
Никифоров Г.С. Психология здоровья. СПб.: Речь, 2002. с. 201. ↑
-
Кибанов А.Я. Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология. М.: ИНФРА-М, 2007. с. 132. ↑
-
Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2005 с. 68. ↑
-
Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2005 с. 70-72. ↑
-
Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2005. с. 232. ↑
-
Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2005. с. 236-242. ↑
-
Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология. М.ЭКСМО-Пресс, 2005. с. 102. ↑
-
Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология. М.ЭКСМО-Пресс, 2005. с. 107. ↑