Файл: Психологические и организационные основы обеспечения профессионального обучения персонала (Сущность и основные понятия управления обучением персонала).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 911
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы обучения персонала
1.1 Сущность и основные понятия управления обучением персонала
1.2 Отечественный и зарубежный опыт организации обучения персонала
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ системы управления персоналом
2.3 Разработка проекта системы наставничества в системе обучения
Согласно налоговому законодательству, неотработанным является механизм предоставления льгот, дотаций и субсидий предприятиям, которые желают осуществлять профессиональное обучение работников на производстве. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что развитые страны уже долгое время используют указанный механизм.
Для аккумулирования средств, направленных на профессиональное обучение экономически активного населения трудоспособного возраста, необходимо в налоговый кодекс внести изменения и дополнения, которые позволили бы создавать социальным партнерам специальные фонды для поддержки профессионального обучения персонала на производстве.
Страны с рыночной экономикой деятельность в области менеджмента персонала, а именно повышение профессионального развития персонала, определяют, как сверхприбыльную, а расходы на персонал относят к инвестициям.
В экономически развитых странах исторически сложились различные формы государственного воздействия, методов налогообложения и регулирования сферы развития персонала. Например, во Франции реализуется модель государственного вмешательства, в рамках которой государство регулирует систему профессионального образования в сотрудничестве с социальными партнерами. Правительством Франции установлены обязательные налоги и сборы для обеспечения участия работодателей в развитии персонала.
В ряде европейских стран, в частности в Германии, Дании, Нидерландах,
реализуются модели, для которых характерны высокая роль социальных партнеров в сфере профессионального обучения и развития, а государство определяет лишь общие рамки этой работы.
В то же время система подготовки и повышения квалификации кадров, в том числе с высшим образованием, на предприятиях в России остается в недоразвитом состоянии. Это объясняется тем, что предыдущая система подготовки кадров на предприятиях, как неотъемлемая составляющая системы профессиональной подготовки, была ликвидирована, а новая так и не построена.
На современном этапе развития рыночных отношений основой стабильной и эффективной работы каждого предприятия является наличие персонала, который способен и готов работать, а также обладает высоким уровнем профессионализма, то есть человеческий фактор является главным фактором производства, а расходы на повышение квалификации персонала считаются необходимыми и эффективными инвестициями предприятия. Рост кадрового потенциала достигается только при условии его постоянного развития, то есть благодаря профессиональному обучению.
Профессиональное обучение является процессом целенаправленного формирования у работников специальных знаний, а также развитие необходимых навыков и умений, которые позволяют повышать производительность труда, максимально качественно выполнять функциональные обязанности, осваивать новые виды деятельности с целью достижения стратегических целей предприятия.
Традиционная модель организации профессионального обучения обычно состоит из трех стадий: планирование, реализации и оценки. Системность непрерывного обучения реализуется в наличии обратной связи в данном процессе, то есть это означает, что результаты последнего этапа анализируются и учитываются на первом.
Зарубежный опыт свидетельствует о том, что органы государственной власти должны контролировать инвестиции на развитие системы профессионального обучения персонала.
В стране существует ряд проблем, связанных с обучением, подготовкой, переподготовкой персонала, главной проблемой выступает материальное обеспечение как со стороны государства, так и со стороны самих предприятий.
Важным направлением развития такого обучения должно быть стимулирование работодателей со стороны государства к увеличению размера расходов на организацию профессионального обучения. Также актуальным направлением развития профессионального обучения персонала на производстве является внедрение современных инновационных методик обучения. Накопленные человечеством объемы знаний постоянно растут, в разных сферах деятельности внедряются инновационные технологии, повышают гибкость занятости населения, имеющего оказаться в изменении существующих методик профессионального обучения. Необходимость реализации модульного профессионального обучения связана с современными процессами, которые происходят на рынке труда и на рынке образовательных услуг. Прежде необходимо восстановление трудовых навыков квалифицированных кадров, в том числе безработных.
Основная сложность в проведении эффективного дистанционного обучения состоит в том, что данному формату недостает интерактивности очного тренинга. Очень тяжело удерживать внимание аудитории в течение продолжительного времени в случае вебинара.
Тренды в обучении персонала: четыре современных способа обучения персонала Западные компании пока идут на шаг впереди российских по многим параметрам. Обучение персонала не является исключением. Существуют несколько трендов в этом направлении, которые, несмотря на доказанную опытом иностранных коллег эффективность, пока не получили особого признания в России.
Однако эксперты советуют внимательно к ним присмотреться, поскольку, среди прочего, они являются весьма экономичными.
1. Обучение по методу Shadowing - этот способ обучения персонала
сегодня активно используется в Великобритании (его применяют порядка 70% английских компаний). Этот метод особенно эффективен, когда какого-то сотрудника нужно повысить, например, до должности линейного руководителя. В этом случае ему необходимо несколько дней «быть тенью» линейного руководителя - следить за его работой, фиксировать основные неясные моменты.
Временный перевод в другую компанию или Secondment Secondment - временное командирование сотрудника на другое место работы - также применяют в английских компаниях. После непродолжительного периода в другой организации работник возвращается к прежним обязанностям.
Обучение персонала с помощью принципов сторителлинга Storytelling - метод, который удобно применять при подборе кандидатов на вакантные должности. Смысл метода заключается в том, чтобы с помощью мифов и реальных историй из жизни организации обучить новых сотрудников всем правилам работы, рассказать о традициях, корпоративной культуре. Как правило, такой метод формирует лояльность нового работника к компании.
Деловое администрирование «на местах», или Метод In-Basket Смысл метода In-Basket заключается в том, что обучаемому предлагается выступить в роли руководителя, которому в срочном порядке нужно разобрать накопившиеся на столе деловые бумаги, предприняв по ним необходимые действия.
Глава 2. Разработка системы наставничества в системе обучения и адаптации новых сотрудников на примере ООО «ДИМАНТЕК»
2.1 Краткая характеристика предприятия
ООО «ДИМАНТЕК» — это компания по пошиву одежды, специализирующаяся на изготовлении верхней женской и мужской одежды больших и нестандартных размеров. Благодаря отработанной технологии полного цикла, современному оборудованию и большому штату опытных сотрудников – от скорняка до модельера-конструктора, Фабрика может разрабатывать собственные лекала, моментально вносить в них изменения, и производить качественные, модные и идеально сидящие по фигуре вещи.
Эффективность использования основных средств ООО «ДИМАНТЕК» за 2017- 2018 годы представлена в Таблице 2.
Таблица 2
Эффективность использования основных средств ООО «ДИМАНТЕК» за 2017- 2018 годы
Показатель |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
Выручка, тыс. руб. |
207696 |
221418 |
213461 |
Среднегодовая стоимость внеоборотных активов, тыс. руб. |
240 |
241 |
220 |
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. |
207696/240=240 |
221418/241=241 |
213461/220=220 |
Фондоотдача по внеоборотным активам (отношение выручки к внеоборотным активам) |
865,4 |
918,7 |
970,3 |
Фондоотдача по основным средствам (отношение выручки к основным средствам) |
865,4 |
918,7 |
970,3 |
Фондоемкость по внеоборотным активам (обратная величина фондоемкости) |
1/865,4=0,0012 |
1/918,7=0,0011 |
1/970,3=0,001 |
Фондоемкость по основным средствам |
0,0012 |
0,0011 |
0,0010 |
На основании Таблицы 2 можно судить о недостаточной эффективности использования основных средств ООО «ДИМАНТЕК». Фондоотдача по основным средствам в 2018 году возросла, что может свидетельствовать об эффективности использования активов предприятия.
Динамику собственных и привлеченных средств представим в Таблице 3.
Таблица 3
Бухгалтерский баланс ООО «ДИМАНТЕК» за 2016 г. – 2018 г.
тыс. рублей
Показатели |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2017г. |
2018г. |
|
2016г. |
2016г. |
2017г. |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Собственные средства |
||||||
Уставный капитал |
210 |
210 |
210 |
0 |
0 |
0 |
Нераспределенная Рентабельность |
446 |
611 |
988 |
165 |
542 |
377 |
Привлеченные средства: |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Краткосрочные обязательства: |
1500 |
1575 |
1879 |
75 |
379 |
304 |
Кредиторская задолженность |
1500 |
1575 |
1879 |
75 |
379 |
304 |
Баланс |
2156 |
1996 |
2677 |
-160 |
521 |
681 |
В соответствии с Таблицей можно отметить, что долгосрочных обязательств (кредитов) у ООО «ДИМАНТЕК» за 2016 – 2018 гг. не наблюдалось. Краткосрочные обязательства увеличились в 2018 году по сравнению с 2017 годом на 304 тыс.руб.
Структуру управления ООО «ДИМАНТЕК» можно охарактеризовать, как линейно-функциональную.
Организационная структура управления ООО «ДИМАНТЕК» представлена на рисунке 1, характеризуется как линейно-функциональная.
Рисунок 1 - Организационная структура управления ООО «ДИМАНТЕК»
2.2 Анализ системы управления персоналом
В ООО «ДИМАНТЕК» работает сплоченный творческий коллектив работников с большим опытом работы. Квалификация руководителей и сотрудников соответствует их функциональным обязанностям. Регулярно проводится аттестация персонала, где подтверждается соответствие или несоответствие занимаемой должности.
Управление ООО «ДИМАНТЕК», осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом на основе сочетания прав и интересов работников предприятия и его Учредителей.
Возглавляет ООО «ДИМАНТЕК», директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности решением Совета учредителей. Директор руководит деятельностью ООО «ДИМАНТЕК»; без доверенности действует от имени ООО «ДИМАНТЕК», представляя его интересы во всех организациях, учреждениях, предприятиях; осуществляет управление финансово-хозяйственной деятельность предприятия.
Рассмотрим основные показатели движения рабочей силы по таблице 2.
Таблица 2
Среднесписочная численность персонала
Показатели |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Численность персонала, чел. |
55 |
61 |
77 |
Принято на работу, чел. |
11 |
9 |
4 |
Уволено, чел. |
5 |
5 |
3 |
В т.ч. по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины, чел. |
1 |
1 |
Рисунок 2 - Показатели движения персонала
На предприятии показатель текучести кадров находится на приемлемом уровне. Однако отрицательным является его динамика в сторону увеличения.
Распределение персонала по возрастным категориям во всей ООО «ДИМАНТЕК» выглядит следующим образом.