Файл: Психологические и организационные основы обеспечения профессионального обучения персонала (Сущность и основные понятия управления обучением персонала).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 907
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы обучения персонала
1.1 Сущность и основные понятия управления обучением персонала
1.2 Отечественный и зарубежный опыт организации обучения персонала
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ системы управления персоналом
2.3 Разработка проекта системы наставничества в системе обучения
Распределение персонала по возрастным категориям в ООО «ДИМАНТЕК» в 2018 году
Возраст, лет |
Количество сотрудников |
Удельный вес, % |
< 30 |
20 |
30 |
30 - 40 |
36 |
54 |
40 - 50 |
8 |
12 |
> 50 |
3 |
4 |
Как видно из представленных выше данных, в целом по ООО «ДИМАНТЕК» основная масса сотрудников по возрастному признаку принадлежит к категории 30 – 40 лет, и значительная доля приходится на возрастную категорию < 30 лет.
Рисунок 3 - Структура персонала по возрасту ООО «ДИМАНТЕК» в 2018 году
Показательным может стать анализ работников по уровню образования и стажу работы на предприятии. Рассмотрим характеристики в Таблицах 4 и 5.
Таблица 4
Уровень образования сотрудников ООО «ДИМАНТЕК»
Уровень образования |
Годы |
|||||
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
||||
Количество сотрудников |
Удельный вес, % |
Количество сотрудников |
Удельный вес, % |
Количество сотрудников |
Удельный вес, % |
|
Высшее |
26 |
44 |
29 |
45 |
31 |
46 |
Неполное высшее |
3 |
5 |
4 |
6 |
4 |
6 |
Ср. профессиональное |
30 |
51 |
32 |
49 |
32 |
48 |
Судя по данным Таблицы, уровень образования на предприятии постоянно растет за счет увеличения доли сотрудников, имеющих высшее образование. В первую очередь это обусловлено тем, что основной прирост штата предприятия в 2017 и 2018 годах пришелся на специалистов и служащих, что следует из предыдущего анализа изменения состава и структуры ООО «ДИМАНТЕК». Для сотрудников этой категории наличие высшего образования часто является обязательным требованием при приеме на работу.
Рисунок 4 ˗ Структура персонала по образовательному признаку ООО «ДИМАНТЕК» в 2018 году
Важным показателем стабильности персонала сотрудников организации персонала и преданности сотрудников организации является показатель продолжительности работы на предприятии (стаж) (Таблица 5).
Таблица 5
Структура персонала по продолжительности работы в организации 2016 – 2018 гг.
Стаж работы |
Годы |
||
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
|
менее 3 лет |
36% |
46% |
43% |
3 – 5 лет |
41% |
31% |
30% |
5 – 10 лет |
10% |
8% |
10% |
более 10 лет |
12% |
12% |
12% |
Итого |
100% |
100% |
100% |
Исходя из показателей Таблицы, основную группу составляют работники, отработавшие в организации:
- в 2016 г. – 3-5 лет;
- в 2017 г. – менее 3 лет;
- в 2018 г. – менее 3 лет.
с
Рисунок 6 - Структура персонала по стажу работы ООО «ДИМАНТЕК» в 2018 году
Уровень сотрудников, проработавших на предприятии более 10 лет, не менялся в течение рассматриваемого периода. Также почти не изменялся уровень показателя стажа работы от 5 до 10 лет. Таким образом, многие сотрудники, чье начало карьеры в ООО «ДИМАНТЕК» ООО «ДИМАНТЕК» пришлось на докризисный период. Рост количества сотрудников со стажем менее трех лет связан как с увеличением штата ООО «ДИМАНТЕК» за рассматриваемый период в целом, так может говорить и о возможно высоком уровне текучести кадров в ООО «ДИМАНТЕК», т.к. доля сотрудников, проработавши от 3 до 5 лет за тот же период сократилась, при практически неизменных долях сотрудников со стажем от 5 лет.
2.3 Разработка проекта системы наставничества в системе обучения
На основании анализа, проведенного в предыдущем разделе, можно определить ряд рекомендаций для ООО «ДИМАНТЕК», которые будут направлены на совершенствование системы обучения, которые в дальнейшем, позитивно повлияют на деятельность всей организации, повысят производительность труда персонала, компетенции и мотивацию сотрудников:
внедрение в организационную структуру функционального подразделения «Сектор обучения»;
в рамках мероприятий по совершенствованию обучения ООО «ДИМАНТЕК» нами предлагаются проекты таких документов как:
Положение о наставничестве, в котором закреплены основные права и обязанности наставника; План по наставничеству, позволяющий структурировать работу наставника, организовать более полно обучение вновь принятого работника;
Отзыв наставника - для оценки работы нового сотрудника ООО «ДИМАНТЕК» за период наставничества;
Мероприятия по совершенствованию системы обучения персонала ООО «ДИМАНТЕК» приведены в таблице.
Известно, что месячная заработная плата работника отдела кадров ООО «ДИМАНТЕК»- 36200рублей, нами предлагается ввести следующие доплаты: 5 000 рублей за разработку и внедрение проекта «Наставничество», ожидаемый срок внедрения - 3 месяца, доплата сотруднику отдела кадров за курирование проекта «Наставничество» - 2 500 рублей, за курирование проекта «Менеджер стажер» - 2 500 рублей.
Согласно показателям текучести и числу вновь прибывших работников можно сказать, что необходимо 6 наставников на проект «менеджер-стажер» и
10 наставников на проект наставничество. Оплата труда рабочим, которые будут вовлечены в проекты - 5 000 рублей ежемесячно. Если работник окажется без подопечного, то сможет выполнять организационные функции по управлению данным проектом непосредственно на рабочих местах.
По результатам исследования можно сделать вывод о том, что внутрифирменному обучению и определению необходимости обучения персонала в организации уделяется чрезмерно мало внимания. Для решения данной проблемы предлагаем создать в ООО «ДИМАНТЕК» новое функциональное подразделение «Сектор обучения» и, тем самым, создать новую, более эффективную систему обучения.
Создание СО в организации имеет большое количество плюсов: работники СО будут самостоятельно заниматься планированием обучения и разработкой программ обучения для сотрудников организации, тем самым уменьшат нагрузку менеджеров по управлению персоналом, которые и так перегружены;
процесс обучения работников будет протекать в непрерывном режиме и без отрыва от работы;
обучение будет производиться с учётом специфики должности работников, уклона на развитие и приобретение практических навыков и знаний, а не на изучение теории;
снижение затрат на обучение персонала, потому что проводить обучение внутри организации значительно дешевле, чем «на стороне».
СО сможет обеспечить теоретическую и практическую подготовку персонала по необходимым и разнообразным, в зависимости от профессий, программам.
Функциями СО станут: составление планов подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; определение потребности в обучении персонала; организация деятельности по составлению программ обучения; подбор наставников из числа успешно работающего персонала; обеспечение тренеров-преподавателей учебными и методическими пособиями; участие в работе аттестационных комиссий; проведение социологических исследований; разработка мероприятий по дальнейшему совершенствованию системы обучения персонала;
составление графиков и расписания занятий для всех, участвующих в обучении или переподготовке должностей.
Таким образом, создание нового структурного подразделения «Сектор обучения» в ООО «ДИМАНТЕК» позволит устранить имеющиеся проблемы с внутрифирменным обучением персонала и чрезмерной загруженностью менеджеров по управлению персоналом. А так же приобщить к процессу обучения должности, внимание к которым раньше отсутствовало, от профессиональных навыков и мастерства которых напрямую зависит объём продаж и, как результат, прибыль организации. Расчет затрат на внедрение этого предложения в практику управления в ООО «ДИМАНТЕК» приведен в следующем параграфе.
Для создания СО нам потребуется задействовать 1 специалиста, а именно: специалистов по обучению и развитию персонала, и воспользоваться консультациями психолога. Определив необходимость в специалистах, определим их должностные обязанности. С целью экономии финансовых средств, нами было принято решение возложить выполнение должностных обязанностей руководителя СО на действующего начальника отдела управления.
Следует заметить, что несмотря на крупный размер организации, должность психолога в ООО «ДИМАНТЕК» ранее отсутствовала. Мы подчёркиваем необходимость создания этой штатной единицы в организации, так как в современных условиях ведения бизнеса всё большее значение приобретает информация, отражающая не только показатели производительности труда персонала, но и информация, отражающая социально-психологические явления и процессы, возникающие в трудовом коллективе. Изучения требуют: сфера межличностных отношений, эмоциональный потенциал трудового коллектива, мотивация сотрудников и тд. Необходимость включения в штат работников психолога, так же обусловлена широким перечнем вопросов, которые он способен решать :
помощь в отборе кандидата на вакантную должность;
оценка профессиональной пригодности работников;
разрешение межличностных и групповых конфликтов, возникающих в трудовом коллективе;
развитие мотивации сотрудников.
Принципиально новый подход к обучению персонала после открытия СО, обуславливается тем, что впервые в процесс обучения включаются не только руководители и наиболее ценные специалисты, но и рядовые работники.
Предполагаемое содержание программы обучения:
Блок 1. «Установление первоначального контакта с клиентом»:
а) изучение теоретических аспектов первоначальных действий: установление контакта (изучение психологического типа покупателя и методов его определения);
б) определение оптимальной дистанции при общении с клиентом, изучение допустимых невербальных аспектов общения (позы, мимика, жесты);
в) разбор наиболее эффективных вербальных способов вступления в контакт с клиентом;
Планируемый результат: установление контактов с покупателями разных типов с использованием различных методов.
Блок 2. «Определение потребности»:
а) освоение инструментов для выявления потребности («спираль» вопросов и техника активного слушания).
Планируемый результат: эффективное выявление потребности и предложение более дорогого товара.
Блок 3. «Презентация товара»:
а) изучение структуры эффективной презентации товара;
б) обзор существующих методик «безболезненного озвучивания цены».
54
Планируемый результат: способность проводить эффективную презентацию товара.
Блок 4. «Работа с возражениями и сомнениями покупателя»:
а) разбор типичных ошибок (на примере деловых игр);
б) составление схемы процесса обработки возражений.
Планируемый результат: освоение методики контраргументации;
выработка вариантов ответов на типичные возражения покупателей;
Блок 5: «Завершение контакта»:
а) определение наиболее действенных способов помощи покупателю принять решение о покупке.
Планируемый результат: освоение методики «Склонения к покупке» и вариантов прощания с клиентом, как способа продолжения отношений.
Блок 6: «Поведение в предконфликтной и конфликтной ситуации»:
а) предконфликтная ситуация - выявление «фраз-амортизаторов» и ситуаций, способных спровоцировать конфликтную ситуацию;
б) разработка моделей поведения в конфликтной ситуации, изучение эффективных и неэффективных моделей на примере реальных ситуаций;