Файл: Принципы формирования портфеля проектов организации (Определение "портфеля" проектов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- диверсификацией услуг как следствие конкурентной борьбы;

- консолидацией и концентрацией банковских капиталов банковской системы России;

- изменением клиентской среды рынка банковских услуг России.

Сегодня успешная деятельность банка определяется тем, в какой степени ему удается адаптироваться к стремительно изменяющейся внешней среде.

Коммерческий банк "Хлынов" - многопрофильный частный финансовый институт, один из лидеров банковской системы Кировской области.

Полное наименование Банка: Коммерческий банк "Хлынов" (открытое акционерное общество), сокращенное наименование: ОАО КБ "Хлынов".

Местонахождение банка: Российская Федерация, 610002, город Киров (областной), ул. Урицкого, д.40.

Банк "Хлынов" является кредитной организацией, входящей в банковскую систему Российской Федерации и руководствующейся в своей деятельности законодательством Российской Федерации, нормативными актами Банка России, а также Уставом ОАО КБ "Хлынов".

Деятельность КБ "Хлынов" осуществляется на основании лицензии № 254 и регулируется Центральным банком РФ.

Первый коммерческий банк Кировской области, Банк начал свою историю 6 марта 1990 г. как "Кировский кооперативный банк" с уставным капиталом в 1 млн. рублей. В 1992 году банк переименован в Коммерческий банк "Хлынов" [19].

С помощью 18 региональных точек продаж в банке обслуживаются более 8 тысяч юридических лиц, 6 тысяч индивидуальных предпринимателей, более 13 тысяч частных вкладчиков и почти 50 тысяч владельцев пластиковых карт системы "Золотая корона". Активно Банк работает как с представителями малого и среднего бизнеса, так и с населением. В штате банка 244 сотрудника.

На основании лицензии № 254 на совершение банковских операций в рублях и иностранной валюте, выданной Банком России 06 марта 1990 г., Банк предоставляет широкий спектр банковских услуг юридическим и физическим лицам.

В июне 2005 г. Банком были получены лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности, дилерской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами, после чего клиентам Банка стали доступны операции на рынке ценных бумаг.

Для юридических лиц Банк предлагает такие формы дистанционного банковского обслуживания, как "Интернет-банк", "Автоинформатор", "СМС-информ". При кредитовании юридических лиц используются разнообразные инструменты, среди которых кредит, кредитная линия, вексельное кредитование.

В банке широко представлены розничные операции: потребительское кредитование, автокредитование, денежные переводы, операции с пластиковыми картами. С физическими лицами работают все обособленные подразделения банка - головной офис, дополнительные офисы и операционные кассы. Банк оказывает услуги физическим лицам по следующим направлениям:


- привлечение денежных средств физических лиц во вклады;

- открытие и обслуживание текущих счетов физическим лицам;

- эмиссия и обслуживание пластиковых карт "Золотая корона";

- потребительское, авто - и ипотечное кредитование, а также предоставление овердрафта по зарплатным проектам банка;

- прием и осуществление коммунальных и прочих регулярных платежей;

- осуществление переводов в рублях без открытия счета по системам Western, Mi-gom, "Быстрая почта" и прочих;

- осуществление переводов в ин. валюте без открытия счета;

- конверсионные (обменные) операции;

- брокерское обслуживание по системе Интернет-Трейдинг;

Большинство из этих операций клиент может осуществлять дистанционно, воспользовавшись системой Интернет-Банка или через банкоматы банка. Для физических лиц разработаны такие кредитные продукты как "Просто-кредит", "Авто-мечта", "Коронный", "Образовательный", "Бюджетник", "Хлынов-тур". Одним из приоритетных направлений деятельности банка являются операции на рынке пластиковых карт. Распространение карточек идет по двум направлениям: зарплатные проекты (когда заработная плата перечисляется на карточки); корпоративные карты.

2.2 Разработка портфеля проектов развития ОАО КБ "Хлынов"

Большинство российских банков, в том числе и КБ "Хлынов", развивались из корпоративного сегмента, что позволило отечественной банковской системе в достаточно короткие сроки вырасти из небольших банков в достаточно крупные по российским меркам финансовые институты. С другой стороны, именно это историческое наследие в некоторой мере мешает развитию полноценной розницы в банках.

Развитие розничных операций практически всех универсальных банков начиналось с условно розничных операций, обслуживания зарплатных проектов корпоративных клиентов. Есть и исключения: Сбербанк, исторически ориентированный на частных клиентов; Русский Стандарт, первым начавший эру потребительского кредитования, и некоторые другие банки. Эти исключения подтверждают правило - первичность корпоративного бизнеса в российских банках. Руководители и владельцы банков понимают, что корпоративный сегмент в настоящее время уже поделен и переход крупных клиентов из банка в банк происходит очень редко. Новые крупные предприятия из маленьких фирм уже практически не вырастают, как это было несколько лет назад. В то время небольшая фирма могла дорасти до огромного предприятия за несколько лет и стать крупным для банка клиентом, т.е. банки выращивали для себя клиентуру. Созданная инфраструктура, первоначально направленная на работу с корпоративными клиентами в связи с развитием информационных технологий и перехода большинства клиентов на системы клиент-банк и интернет-банк, в некоторой степени освобождается. Поиск новых сегментов рынка привел большинство крупных и средних банков к работе с частными клиентами или к розничному бизнесу. Но обслуживание корпоративных и частных клиентов - достаточно сильно отличающиеся друг от друга процессы, что вызывает проблемы при определении места розничного бизнеса в действующей структуре банка.


Первоначально многие банки создавали для частных клиентов полноценные просторные отделения. Однако с течением времени это оказалось слишком дорого и неэффективно. Для частных лиц достаточно небольшого отделения с несколькими окошками, но при этом сеть таких отделений должна быть разветвленной. Для юридических лиц же необходимо небольшое количество просторных офисов с большим количеством специалистов разного профиля. Данные различия привели к разделению корпоративного и розничного блоков, так как в таком виде было легче и эффективнее координировать их деятельность.

В рамках разрабатываемого проекта или портфеля проектов предлагается сделать акцент на стратегической ориентации Банка на розничное направление бизнеса.

Авторы провели исследование рынка банковских продуктов Приволжского федерального округа (ПФО), в ходе которого были выявлены стратегии развития отдельных секторов розничного банковского сектора, представленные на матрице БКГ (см. рис.2).

С появлением многочисленных конкурентов доля рынка значительно уменьшилась, что незначительно повлияло на изменение объемов выдаваемых кредитов, т.к. услуги такого плана приобретают все большую популярность в России. К "звездам" 2017 года - автокредитам и экспресс-кредитам - в 2018-2020 гг. добавятся пластиковые карты. Менее перспективным остается направление денежных переводов среди физических лиц, однако о полном отказе от данной банковской услуги в ближайшей перспективе речи не идет.

Рисунок 2 - Стратегия развития отдельных секторов банковского ритейла ПФО и УФО

Источник: Авдеев Ю.А. Оперативное планирование в целевых программах. Одесса: Маяк, 2018. - 132 с.

В соответствии с поставленной целью исследования - построение стратегии развития коммерческого банка "Хлынов" как универсального диверсифицированного финансового института на пятилетний период - с 01.01.2020 по 31.12.2024, и проведенным выше глубоким анализом Банка, сформулируем стратегии, применяемые на исследуемой фирме (таблица 1).

Таблица 1

Построение портфельной стратегии организации

Выясняемая область деятельности

Инструменты разработки стратегии

Возможные стратегические альтернативы

1. Общее направление развития организации в целом

Составление сценариев

Стратегии стабильности

2. Определение рынка и товара организации

Матрица "Товар/ Рынок"

Стратегии развития продукции и развитие рынка

3. Цели организации по отношению к конкуренции

Модель Портера

Стратегия оптимальных издержек, минимизация портфеля "плохих" кредитов (в первую очередь, по абсолютным значениям)

4. Оценка привлекательности сферы бизнеса

BCG, портфельная методика

Выявление приоритетных направлений банковского обслуживания


Источник: Гаврилов Н.Н., Матвеев А.А. Введение в управление портфелями проектов. / Труды Инженерно-экономического института (РЭА им. Г.В. Плеханова). Выпуск 4. - М.: Изд-во Россельхозакадемии, 2017. - 569 с. С.139-149.

В соответствии с поставленной задачей по предложению портфеля проектов по развитию банковского ритейла КБ "Хлынов" и в соответствии с выявленными тенденциями развития банковского сектора ПФО основной рекомендацией по портфельной стратегии развития банка "Хлынов" является рост и увеличение доли рынка по продуктам, относящимся к "звездам" и "трудным детям". К ним относятся ипотечные продукты, пластиковые карты, дистанционное банковское обслуживание и доверительное управление, а также автокредиты.

Очевидно, что современный российский банк, являющийся лидером в своем регионе, такой, как КБ "Хлынов", обязан следовать "мэйнстриму" развития банковского сектора.

Поэтому предлагается следующий портфель стратегий развития розничного банковского бизнеса для ОАО КБ "Хлынов", включающий в себя:

- расширение розничной сети Банка за счет открытия дополнительных офисов и операционных касс как начальных звеньев розничного бизнеса на территории Кировской области (сроки открытия - 2020-2022 гг.),

- интеллектуализация пользовательского (клиентского) интерфейса сайта - внедрение новых сервисов - оформление заявки на потребительский кредит, вызов кредитного эксперта на дом (сроки реализации - 2020 г.).

- переход на эмиссию и эквайринг пластиковых карт международных платежных систем (2020-2024 гг.);

- внедрение системы лояльности клиентов - кобрэндинговый проект банка "Хлынов" с партнерами - торговыми сетями, кинотеатрами, магазинами, гипермаркетами (но только на основе платежной системы VISA);

- внедрение в бизнес-процессы банка современных ГГ-платформ и технологий обслуживания, в частности, Интернет-эквайринг (сроки реализации - 2024-2026 гг.);

- разработка и внедрение новых банковских продуктов - ипотечный ломбард (2020-2024);

- открытие филиала в одном из регионов Поволжья (сроки реализации - 2024-2030 гг.), либо покупка местного банка с высоким уровнем региональной представленности либо относительно высокими рыночными долями (пример, ООО "ПромТрансБанк").

Далее детально рассмотрим каждый проект развития бизнеса КБ "Хлынов".

1) Расширение розничной сети Банка за счет открытия дополнительных офисов и операционных касс как начальных звеньев розничного бизнеса на территории Кировской области (сроки открытия - 2020-2022 гг.)


В настоящее время Банк имеет 18 региональных точек продаж и 7 операционных касс. Однако авторы считают, что помимо доп. офисов необходимо открытие операционных касс обслуживания вне кассового узла (ОКВКУ), которые специализируются на розничных услугах - оплата коммунальных услуг, платежи за кредиты и проч. Одно из главных преимуществ открытия операционных касс - низкая стоимость и быстрая окупаемость.

Автор предлагает ежегодное открытие по одной ОКВКУ с 1.01.2020 г. по 1.01.2024 г. Суть предложения заключается в следующем. Объемы планируемых операций в операционной кассе - 900 000 долл. в год, из них VIP-клиентских операций - 500 000 долл., по операциям банка с прочими клиентами - 400 000 долл.

Прогнозная маржа по операциям составляет 0,04% по операциям с VIP-клиентами, 0,06% - по операциям с прочими клиентами.

Проведем оценку инвестиционного проекта Банка по открытию первой операционной кассы в 2009 году, произведя соответственно расчет NPV.

Формируемый денежный поток по проекту включает первоначальные инвестиционные затраты, планируемые к получению доходы по операциям, административно-хозяйственные расходы по содержанию операционной кассы (см.Приложение 1, табл.2).

На рисунке 3 отображены графики окупаемости проекта.

Рисунок 3 - Графики окупаемости проекта

Источник: Составлено автором

При требовании к доходности проекта 15% NPV больше 0 на третьем году его реализации, соответственно требования к окупаемости проекта удовлетворяются. Рассчитаем индекс рентабельности инвестиций: PI=843 747/ 763 843 = 1,105.

Так как PI >1, то предлагаемый проект прибыльный. Ставка IRR для данного проекта составляет 21%.

Так как NPV при ставке, равной требуемой норме доходности, положительна, то IRR должна превышать требуемую норму доходности, так как приравнять NPV к нулю можно лишь с помощью более высокой ставки дисконтирования. Для нашего проекта IRR немногим меньше 21%. Таким образом, по всем трем категориям следует принять проект.

2) Эмиссия и эквайринг пластиковых карт международных платежных систем (VISA).

По состоянию на 01.01.2018 года все региональные банки и филиалы иногородних банков (за исключением филиала "Россельхозбанк") осуществляют деятельность по эмиссии и эквайрингу банковских карт на территории Кировской области. Участниками этой системы в регионе на 01.01.2018 года было эмитировано согласно отчетным данным 214,4 тыс. карт, что в 1,7 раза (на 89,4 тыс. шт.) больше, чем на 01.01.2017 года. Следует отметить, что кредитные организации региона более активно стали работать по данному вопросу. Если на 01.01.2017 года банковская карта приходилась на каждого девятого жителя региона, включая пенсионеров и детей, то на 01.01.2018 года - на каждого пятого.