Файл: Судебная власть государства: организация и полномочия (Теоретико-правовые основы института судебной власти в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3) мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Принцип участия граждан в отправлении правосудия основывается на ч. 5 ст. 32 Конституции РФ. Граждане могут участвовать в отправлении правосудия при выполнении ими обязанностей присяжного заседателя[22] или арбитражного заседателя[23].

Участие присяжных заседателей возможно при рассмотрении уголовных дел в первой инстанции в Верховном Суде РФ, в верховных судах республик, в краевых и областных судах, в судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, в окружных (флотских) военных судах.

Принцип презумпции невиновности применяется не только в уголовном судопроизводстве, но и в административном судопроизводстве, при рассмотрении дел об административных правонарушениях (ст. 1.5 КоАП РФ[24]), в производстве по делам о налоговых правонарушениях (ч. 6 ст. 108 НК РФ[25]), осуществляемом налоговыми органами и иных случаях.

Принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту предусмотрен в ст. 48 Конституции РФ. Этот принцип предполагает использование процессуальных средств, которые реально позволяют обеспечить указанным субъектам их право на защиту.

2.2 Принципы осуществления правосудия в Российской Федерации

Развитие российского государства в настоящее время характеризуется повышенным вниманием общественных организаций и граждан к качеству и эффективности правосудия, в особенности к осуществлению правосудия по уголовным делам, которое наиболее существенно оказывает влияние на право граждан на свободу.

Качество и эффективность правосудия зависит от состояния судебной системы, судопроизводства и организационно-обеспечительной деятельности судов по отношению к правосудию.

На современном этапе развития правосудия в нашем государстве существует ряд проблем, которые связаны с его качеством, со сроками судопроизводства, с недостаточной информированностью граждан о деятельности судебной системы, с неудовлетворительной работой судов, неэффективным исполнением судебных актов, с отсутствием необходимых условий для осуществления правосудия.


Важнейшим фактором обеспечения доступа к правосудию выступает создание необходимых условий для его осуществления. К таким условиям относятся:

- размещение федеральных судов в зданиях, отвечающих современным требованиям осуществления правосудия по гражданским, уголовным, административным и иным делам;

- обеспечение возможности участия граждан в проведении открытых судебных заседаний;

- обеспечение проведения закрытых судебных заседаний при возникновении такой необходимости;

- обеспечение участия в судебных заседаниях подсудимых, обвинителей, защитников, потерпевших, свидетелей и других участников судебного процесса;

- гарантирование тайны совещаний судей, присяжных заседателей и арбитражных заседателей;

- обеспечение возможности допроса свидетелей в условиях, гарантирующих их безопасности;

- наличие возможности воспроизведения фото-, кино-, аудио- и видеоматериалов в процессе судебного заседания;

- надлежащее размещение судей и аппарата суда в судебных помещениях;

- надлежащее временное содержание подсудимых и исполнение обязанностей конвойной службой Министерства внутренних дел РФ в соответствующих помещениях судов при рассмотрении уголовных дел судами общей юрисдикции;

- надлежащее исполнение обязанностей работниками Федеральной службы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов;

- обеспечение возможности хранения и осмотра вещественных доказательств;

- возможность ознакомления с материалами дела для прокуроров, адвокатов и иных участников судебных процессов под контролем работников аппарата суда;

- обеспечение архивного хранения текущих и законченных производством судебных дел;

- получение и обмен информацией с использованием современных электронных средств связи общего использования.

Одним из значительных направлений совершенствования правосудия является внедрение в деятельность судов информационно-коммуникационных технологий, что позволит улучшить качество и сроки осуществления правосудия, обеспечить эффективное исполнение судебных решений.

Внедрение современных технологий в систему исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, создание необходимых условий для эффективного осуществления принудительного исполнения судебных актов будут также способствовать построению эффективной системы исполнительного производства, повышению открытости и доступности системы принудительного исполнения.


Правовую основу информатизации деятельности судебных органов составляют Конституция РФ, Федеральный конституционный закон от 31 декабря «О судебной системе Российской Федерации», Федеральный конституционный закон «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», ГПК РФ, УПК РФ, Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»[26]. Также действуют Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации «Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации деятельности судов»[27], и, разработанная и утвержденная распоряжением Правительства РФ Концепция федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 – 2020 годы»[28].

Важной частью процесса информатизации стало внедрение так называемого электронного правосудия. Электронное правосудие можно определить как совокупность различных автоматизированных информационных систем, телекоммуникационных сервисов, обеспечивающих публикации судебных актов, ведение электронного дела и доступ заинтересованных сторон к материалам такого дела; также электронное правосудие можно рассматривать как совершение процессуальных действий в цифровой форме.[29]

К настоящему моменту в рамках развития названной автоматизированной системы уже достигнуты определенные цели:

- обеспечена материально-техническая основа информационного поля судов общей юрисдикции;

- созданы информационные банки в сети Интернет, где хранятся материалы судебной практики и непосредственно судебные решения;

- осуществлен частичный переход на автоматизированное судопроизводство и делопроизводство;

- разработаны и действуют сайты соответствующих судов общей юрисдикции[30].

Глава 3. Судебная система Российской Федерации

3.1 Конституционный суд РФ, его место в судебной системе Российской Федерации и полномочия


Часть 2 ст. 118 Конституции РФ содержит положение о том, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. При этом конституционное судопроизводство – это система отношений, складывающихся в процессе организации и функционирования конституционного контроля, осуществляемого конституционными судами[31].

В соответствии со ст. 4 федерального конституционного закона «О судебной системе РФ»[32] в судебную системы РФ входят федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судью субъектов РФ. К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды; арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ и специализированные арбитражные, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Конституционный Суд РФ входит в судебную систему РФ и относится к федеральным судам. Следовательно, Конституционный Суд РФ является важным звеном единой системы судебной власти.

Конституционное правосудие представляет собой особый самостоятельный вид государственно-властной контрольной деятельности, так как объединяет в себе и конституционный контроль, и специфический вид судопроизводства. Конституционный Суд РФ обладает властными контрольными функциями и соответствующими властными полномочиями по разрешению дел о проверке конституционности законов и других объектов контрольной деятельности. В основе конституционного правосудия лежит анализ конституционно-правовых отношений, а также реальных правовых отношений, как конституционных, так и отраслевых, сложившихся между государством в лице государственных органов и другими субъектами права, их соответствия между собой.

Конституционный контроль всегда возлагался на высшие органы государственной власти. Так, в соответствии с Конституцией РСФСР 1918 года[33] функция конституционного контроля возлагалась на Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов (ст. 32). В Конституции СССР 1936 года[34] функцию конституционного контроля осуществлял Президиум Верховного Совета РСФСР.


В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде РФ» Конституционный Суд РФ представляет собой судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный Суд РФ является федеральным органом государственной власти наравне с Президентом РФ, Федеральным Собрание и Правительством. Он состоит из 19 судей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Полномочия Конституционного Суда РФ не ограничиваются каким-либо сроком.

Конституционный Суд РФ осуществляет свою деятельность на основе принципов независимости, коллегиальности, гласности, состязательности и равноправия сторон.

Статус Конституционного Суда характеризуется независимостью в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от иных органов государственной власти. Деятельность Конституционного Суда РФ финансируется из федерального бюджета в том объеме, который обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства[35].

Конституционный Суд РФ самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.

Таким образом, Конституционный Суд РФ является органом судебной власти, занимающим особое место в судебной системе РФ, которое обусловлено следующими обстоятельствами:

- Конституционный Суд РФ по своей правовой природе считается судебным органом власти;

- основная функция Конституционного Суда РФ – осуществление конституционного судебного контроля;

- Конституционный Суд РФ реализует принадлежащие ему полномочия в особой процессуальной форме конституционного судопроизводства.

Основной функцией Конституционного Суда РФ является обеспечение охраны Конституции РФ от нарушений, прежде всего в сфере правотворчества. Из этой функции вытекают полномочия Конституционного Суда РФ.

Важным вопросом является анализ пределов полномочий Конституционного Суда РФ, установленных Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде РФ». Пределы полномочий можно разделить на общие и частные, характерные для каждого конкретного полномочия Конституционного Суда.

Общий предел полномочий судебного органа конституционного контроля Российской Федерации, как правило, выражается в том, что Конституционный Суд разрешает исключительно конституционно-правовые вопросы. Это означает, что Суд рассматривает только те вопросы, которые касаются конституционных основ государства и могут получить разрешение в Конституции РФ или исходя из смысла конституционных положений. К таким вопросам по общему правилу относятся, например, защита конституционных прав и свобод человека, оценка конституционности нормативных правовых актов и международных договоров, решение споров о компетенции между органами государственной власти, между Федерацией и ее субъектами, а также между самими субъектами (в федеративных государствах), оценка конституционности проведения выборов и референдумов, толкование Конституции РФ, а возможно, и законов, защита Конституции РФ от нарушения ее высшими должностными лицами, оценка деятельности политических партий и др.