Файл: Судебная власть государства: организация и полномочия (Теоретико-правовые основы института судебной власти в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, конституционный состав ветвей власти предлагается расширить и добавить к ним банковскую, финансовую власти, власть средств массовой информации, информационную, общественную и избирательную власти. При этом отмечается, что властные функции выполняют не все названные ветви власти[17].

В Конституции РФ 1993 года был закреплен принцип разделения властей, в соответствии с которым законодательную власть на федеральном уровне осуществляет Федеральное Собрание РФ (ст. 94 Конституции РФ), исполнительную – Правительство РФ (ст. 110 Конституции РФ), судебную – суды (ст. 118 Конституции РФ). Президент РФ не относится ни к одной из ветвей власти и как глава государства координирует и обеспечивает взаимодействие между всеми органами государственной власти, предопределяет основные направления, по которым происходит реализация внутренней и внешней политики в нашем государстве (ст. 80 Конституции РФ).

Такой подход к принципу разделения властей предполагает наличие системы сдержек и противовесов, формируемой при создании правового государства, для более интенсивного взаимопроникновения «нормоустановительных, нормоприменительных и нормостабилизационных составляющих ветвей государственной власти»[18].

Каждая из конституционных ветвей власти выполняет особые, свойственные только ей функции.

Так, парламент устанавливает наиболее фундаментальные, общие по содержанию принципы существования и функционирования общества. Также парламент наделен определенными полномочиями в сфере разрешения общественных конфликтов. Так, Государственная Дума вправе выдвигать обвинение против Президента РФ для отрешения его должности, проводить парламентские расследования. Эта функция представительного органа имеет вспомогательный характер.

Органы исполнительной власти осуществляют свою деятельность на основании и во исполнение закона. При этом они обладают полномочиями в сфере исполнительно-властного нормотворчества, так как, обеспечивая профессиональное управление общественными процессами, исполнительная власть не может достичь этой цели без осуществления нормотворчества. Органы исполнительной власти принимают участие и в разрешении правовых споров, в частности, в сфере управления и административных правоотношений. Так, в ст. 22.1 КоАП РФ[19] перечислены органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях.


Судебная власть предназначена для разрешения правовых споров в процессе судопроизводства, основная ее функция – осуществление судебной деятельности. Однако этим ее полномочия не ограничены. Судебные органы имеют право осуществлять функции нормоконтроля, судебное нормотворчество. Так, огромное регулятивное нормотворчество имеют постановления Пленума Верховного Суда РФ, Постановления Конституционного Суда РФ.

Таким образом, можно говорить о взаимопроникновении полномочий различных ветвей власти друг в друга, каждая из ветвей власти обладает определенным набором функций в нормотворческой, нормоисполнительной или юрисдикционной сфере. Каждая из этих ветвей издает общеобязательные правила поведения, участвует в управленческом процессе, в снятии общественных противоречий с помощью разрешения юридических споров. При этом каждая из ветвей использует свойственный только ей набор правовых средств осуществления соответствующих полномочий. Выполнение нетипичных функций для каждой из ветвей власти должно осуществляться в рамках реализации ее основной функции. Так, суд не имеет права заниматься нормотворческой деятельностью вне реализации своих полномочий по рассмотрению и разрешению возникающих споров. Например, Конституционный Суд РФ при разрешении спора конституционно-правового характера может дисквалифицировать правовую норму, однако при этом создается пробел в правовом регулировании, вследствие чего Конституционный Суд РФ должен решить вопрос о преодолении этого пробела, определить порядок исполнения своего решения, возложить на орган государственной власти обязанность по осуществлению соответствующего регулирования в определенный срок.

Судебная власть, будучи элементом механизма государственной власти, взаимодействуя с иными ветвями власти, обладает определенными особенностями, отличающими ее от законодательной и исполнительной ветвей.

1. Судебная власть представляет собой одну из ветвей государственной власти, вследствие чего при ее реализации отражается государственная воля. Все признаки государственной власти характерны и для судебной власти как ее вида, при этом реализация судебной власти происходит в тесном взаимодействии с другими видами государственной власти. Эти ветви уровновешивают друг друга, гармонично реализуются. При этом суды существенно отличаются от других государственных органов, которые исполняют законодательные и исполнительные функции.

2. Судебная власть осуществляется специализированными государственными органами – судами, которые состоят из профессиональных судей, также в их состав могут включаться представители населения в качестве присяжных или арбитражных заседателей. Власть судебных органов проявляется в процессе судопроизводства.


3. Судебная власть осуществляется в форме правосудия в рамках конституционного, административного, уголовного и гражданского судопроизводства. Следует отметить, что в Конституции РФ не называется арбитражное судопроизводство в качестве самостоятельного вида судопроизводства. Однако в соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в РФ»[20] арбитражные суды осуществляют правосудие при разрешении экономических споров и рассмотрении иных дел, включенных в их компетенцию. Таким образом, арбитражное судопроизводство по своей сути является средством реализации гражданского и административного права через гражданское и административное судопроизводство. Можно сказать, что регулятивная функция судебной власти распространяется на все сферы жизнедеятельности общества.

4. Судебная власть в Российской Федерации сформирована на основании функционирования принципа единства судебной системы. Единство судебной системы обеспечивается тем, что на федеральном уровне устанавливается перечень судов, порядок их создания, назначения судей на должность, права и обязанности судей при осуществлении судопроизводства. Федеральные нормы не подлежат расширительному толкованию и не конкретизируются в законодательстве субъектов РФ. Создание иных судов, не предусмотренных в федеральном законодательстве, включая чрезвычайные суды, находится под запретом.

5. Судебная власть является независимой, самостоятельной и обособленной от иных ветвей власти. Судья при разрешении конкретного дела не связан чьим-либо мнением, руководствуется только законом, не допускается вмешательство в деятельность суда при принятии решения по делу со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, общественных организаций, граждан. Вместе с тем, разрешая конкретное дело и принимая решение по нему судьи учитывать те разъяснения, которые были даны высшими судебными органами по определенным вопросам, их рекомендации, разработанные по результатам обобщенной судебной практики.

Глава 2. Организация судебной власти и отправления правосудия


2.1 Система принципов организации судебной власти

Принципы правосудия определяют механизм осуществления правосудия в целом, основные права и обязанности участников процессуальных отношений, их характер, суть того или иного типа судопроизводства. Такие принципы являются конституционными основами правосудия, его исходными положениями, руководящими началами организации и деятельности судов[21].

Принципы правосудия являются тесно взаимосвязанными элементами единой системы процессуальных гарантий соблюдения прав и законных интересов лиц, принимающих участие в осуществлении правосудия

Принципы организации судебной деятельности - это основные положения, закрепленные в Конституции РФ и иных нормативных правовых актах, издаваемых на федеральном уровне, которые определяют организационные связи и функциональное взаимодействие структурных элементов судебной системы.

Принципы судебной власти, нашедшие свое закрепление в нормах Конституции РФ, формируют основу системы правового регулирования тех общественных отношений, которые возникают при реализации судебной власти. При принятии федеральных законов невозможно установление иных принципов реализации судебной власти и осуществления правосудия, которые бы не соответствовали закрепленным в Конституции РФ основам. Законодатель не вправе устанавливать нормы, идущие вразрез или выходящие за пределы регулирования конституционно-правовых норм.

Для всех видов судопроизводства характерны следующие принципы правосудия:

- принцип законности;

- принцип осуществления правосудия только судом;

- принцип независимости судей и подчиненности их только Конституции РФ и федеральным законам;

- принцип обеспечения прав граждан на судебную защиту;

- принцип доступности судебной защиты прав;

- принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;

- принцип участия граждан в отправлении правосудия;

- принцип презумпции невиновности;

- принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому права на защиту;

- принцип состязательности и равноправия сторон;

- принцип гласности;

- принцип доступности правосудия.

Все указанные принципы находят свое закрепление в Конституции РФ, и конкретизируются в федеральных законах, регулирующих конкретный вид судопроизводства.

Принцип законности закреплен в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, в соответствии с которой, все органы публичной власти, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию РФ и законы.


Законность имеет особое значение при осуществлении правосудия, так основное назначение судов состоит в восстановлении нарушенных прав граждан. В рамках реализации этого принципа в ст. 120 Конституции РФ закреплено положение о подчинении судей при осуществлении им правосудия только Конституции РФ и нормам федерального законодательства.

Принцип осуществления правосудия только судом установлен в ч. 1 ст. 118 Конституции РФ. Данный принцип реализован на практике, его закрепление в Конституции РФ имеет не только правовое, но и социальное значение, так как по своей сути он является гарантией соблюдения прав человека, исключающей внесудебные расправы, аналогичные тем, которые осуществлялись особыми совещаниями, двойками и тройками в советский период развития нашего государства в годы репрессий.

Принцип независимости судей установлен в ст. 120 Конституции РФ. Правосудие в Российской Федерации осуществляется независимыми судьями, к которым относятся не только профессиональные судьи, но и присяжные и арбитражные заседатели, которые принимают участие в рассмотрении дел в судах первой инстанции. Принцип независимости судей заключается в том, что при принятии решений судьи руководствуются только законом, совестью и внутренним убеждением, основанным на исследованных в суде допустимых доказательствах.

Принцип обеспечения права граждан на судебную защиту установлен ст. 18 Конституции РФ. В соответствии с Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации являются непосредственно действующими. Система прав и свобод граждан определяют смысл, содержание и порядок применения законов, организацию деятельности законодательной и исполнительной ветвей власти, местного самоуправления. Целью осуществления правосудия является обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина.

Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед судом и законом закреплен в ст. 19 Конституции РФ. Этот принцип выражается в следующих положениях, отраженных в законодательстве:

1) все индивиды равны перед законом и судом;

2) государство устанавливает систему гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В рамках такой системы гарантий установлен запрет на любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;