Файл: Судебная власть государства: организация и полномочия (Теоретико-правовые основы института судебной власти в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретико-правовые основы института судебной власти в Российской Федерации
1.1 Правовая сущность судебной власти и правосудия
1.2 Место судебной власти в конституционном механизме разделения властей в Российской Федерации
Глава 2. Организация судебной власти и отправления правосудия
2.1 Система принципов организации судебной власти
2.2 Принципы осуществления правосудия в Российской Федерации
Глава 3. Судебная система Российской Федерации
3.1 Конституционный суд РФ, его место в судебной системе Российской Федерации и полномочия
3.2 Суды общей юрисдикции и арбитражные суды: понятие, система, полномочия
3.3 Направления совершенствования судебной власти в Российской Федерации на современном этапе
Приведенный перечень вопросов носит в известной мере относительный характер, так как некоторые из них взаимосвязаны: например, оценка конституционности правовых актов может осуществляться при рассмотрении конституционных жалоб, споров о компетенции.
Конституционный Суд РФ не дает оценок проведения выборов и референдумов, деятельности политических партий, поскольку они не охватываются понятием «конституционного надзора». Конституционный надзор в узком смысле способствует защите тех общественных ценностей, которые не просто оформлены правом, но и восходят к высшему юридическому источнику – Конституции РФ, то есть благодаря ей приобрели уже характер конституционно-правовых категорий[36].
Общие пределы полномочий Конституционного Суда РФ обусловлены также принципом разделения властей. Однако Конституционный Суд представляет собой не просто специализированный судебный орган, а судебный орган государственной власти. Такой подход не отрицает судебную сущность данного органа, но подчеркивает его особое положение и назначение.
Пределы полномочий Конституционного Суда РФ обусловлены также разграничением подсудности с другими судебными органами. Конституционный Суд РФ, с одной стороны, и Верховный Суд РФ, а также иные суды – с другой, наделяются взаимными правами и обязанностями по отношению друг к другу. При этом необходимо отметить, что в данном случае может идти речь о взаимоотношениях равных, поскольку и Конституционный Суд РФ, и Верховный Суд РФ являются высшими инстанциями в пределах своей компетенции.
Полномочия Конституционного Суда РФ закреплены в ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ». в соответствии с указанной статьей Конституционный Суд РФ:
- разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства, РФ; конституций и уставов субъектов РФ, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; договором между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ;
- разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между высшими государственными органами субъектов РФ;
- по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан, а также по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;
- по запросам федерального органа исполнительной власти, наделенного компетенцией в сфере обеспечения деятельности по защите интересов РФ при рассмотрении в межгосударственном органе по защите прав и свобод жалоб, поданных против РФ на основании международного договора РФ, разрешает вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека. В данном случае речь идет о полномочии Конституционного Суда оценивать решения Европейского Суда по правам человека и иных межгосударственных органов по защите прав и свобод человека. Исполнение таких решений может быть признано невозможным, если оно противоречит Конституции РФ. Такие решения не должны противоречить и толкованию Конституции РФ, которое дано Конституционным Судом РФ[37];
- дает толкование Конституции РФ;
- дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
- проверяет на соответствие Конституции РФ вопрос, выносимый на референдум РФ в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума РФ;
- выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
- осуществляет иные полномочия, закрепленные за ним в Конституции РФ, Федеративном договоре и федеральных конституционных законах.
Таким образом, Конституционный Суд РФ разрешает исключительно вопросы права и при осуществлении конституционного судопроизводства не устанавливает и не исследует фактические обстоятельства дела в тех случаях, когда это входит в компетенцию других органов судебной власти или иных государственных органов.
3.2 Суды общей юрисдикции и арбитражные суды: понятие, система, полномочия
Система судов общей юрисдикции наиболее многочисленная, выполняющая важнейшие функции в области правосудия.
В эту систему входят федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов РФ. к федеральным судам при этом относятся:
- кассационные суды общей юрисдикции;
- апелляционные суды общей юрисдикции;
- верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;
- районные суды, городские суды, межрайонные суды;
- военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;
- специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.
К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.
Введение кассационных и апелляционных судов в системе судов общей юрисдикции является нововведением, обусловленным необходимостью перераспределения нагрузки между судебными органами.
В Российской Федерации создано 9 кассационных судов общей юрисдикции в пределах территорий соответствующих судебных кассационных округов (ч. 2 ст. 23.1 Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в РФ»[38]). Эти суды рассматривают дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Апелляционных судов общей юрисдикции создано пять в пределах территорий соответствующих судебных апелляционных округов. Указанные суда рассматривают дела в качестве суда апелляционной инстанции по жалобам, представлениям на судебные акты верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятых ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в законную силу, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
В соответствии со ст. 1 АПК РФ правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами в РФ, образованными в соответствии с Конституцией РФ и федеральным конституционным законом, путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции АПК РФ и другими федеральными законами.
Согласно ст. 3 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в РФ» систему арбитражных судов составляют:
- арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
- арбитражные апелляционные суды;
- арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах;
- специализированные арбитражные суды.
Арбитражные суды являются федеральными судами. На уровне субъектов РФ не могут создаваться судебные органы, наделенные правом разрешения дел, отнесенных к ведению арбитражных судов. Система арбитражных судов основывается на общих принципах и положениях судоустройства и судопроизводства, которые в равной степени действуют и для других судов.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, а также в определенных законом случаях с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Таким образом, для определения подведомственности спора арбитражному суду необходимо установление двух критериев:
- субъектного состава спора;
- характера спорных правоотношений[39].
Для рассмотрения дела арбитражным судом спор должен носить экономический характер, то есть возникнуть из предпринимательской и иной экономической деятельности.
Все остальные споры относятся к ведению судов общей юрисдикции.
Система судов общей юрисдикции и арбитражных судов возглавляется единым высшим судебным органов – Верховным судом РФ.
3.3 Направления совершенствования судебной власти в Российской Федерации на современном этапе
Процесс развития судебной системы Российской Федерации никогда не прерывается: из года в год вносятся различного рода изменения в деятельность судебных органов. Однако масштабные коренные преобразования происходят не так часто. Реформирование судебной системы должно осуществляться с учетом условий конкретного этапа развития российской государственной, состояния ее правовой и судебной систем, особенностей конституционно-правовой природы соответствующих институтов[40].
В настоящее время функционирование судебной системы осуществляется в условиях значительных реформ в социально-экономической сфере нашего государства. Это ставит перед судебной системой новые задачи и предопределяет необходимость осуществления судебной деятельности на качественно новом уровне.
Проведение реформирования судебной системы обуславливается следующими факторами и объективными причинами:
- деятельность органов правосудия для функционирования правового государства имеет огромное, ни с чем не сравнимое, значение;
- социально-экономические процессы, происходящие в обществе в целом, и судебная система тесно взаимосвязаны между собой;
- судебная система является сложно организованной структурой, что обуславливает особые требования, предъявляемые как к порядку ее формирования, так и ко всей ее деятельности в целом.
Реформирование судебной системы должно осуществляться с целью роста качества реализации различных видов судопроизводств, с целью улучшения судебной защиты прав и интересов человека и гражданина.
В Постановлении IX Всероссийского съезда судей[41] определены следующие основные направления развития судебной системы РФ:
- формирование оптимальных кадровых и процедурных механизмов комплектования судейского корпуса;
- укрепление институциональных и материально-финансовых гарантий независимости судей;
- стимулирование конкурентоспособности и преодоления оттока кадров в рамках службы в аппаратах судов;
- развитие демократических начал организации судебной власти;
- обеспечение равнодоступности правосудия в сочетании с процессуальной эффективностью, гарантирующих оперативность судебной защиты в условиях оптимальной, не чрезмерной рабочей нагрузки на судью;
- последовательное претворения в жизнь состязательных начал правосудия и в связи с этим преодоление известных негативных тенденций, проистекающих из сохраняющейся правоохранительной детерминации судебной деятельности, прежде всего уголовно-процессуальной;
- гарантирование правовой определенности, стабильности судебных решений во взаимосвязи с наличием эффективных механизмов исправления судебных ошибок, а также достижение и поддержание высокого уровня исполнительской дисциплины применительно к судебным актам.
Очевидно, реформирование судебной сферы нуждается в точных ориентирах, с тем чтобы судебно-правовая политика, стремящаяся (притом вне зависимости от конкретного национально-исторического контекста) наполнить нормативно-правовые требования практической целесообразностью, служила выражением конституционализации судебной власти, и обеспечивалось в ходе преобразований согласование принимаемых решений с фундаментальными ценностно-нормативными началами, лежащими в основе нашего конституционного строя, в том числе в их исторически сложившемся восприятии. Следует учитывать, что современная российская судебная система является во многом уникальной; она вобрала в себя черты многих организационных систем, в том числе американской и континентальной[42].