Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса ( Теоретические основы проблемы гендерных особенностей стресса в отечественной и зарубежной психологии ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 1
Изменение интеллектуальных процессов при стрессе
При стрессе обычно страдают все стороны интеллектуальной деятельности, в том числе такие базовые свойства интеллекта, как память и внимание. Нарушение показателей внимания в первую очередь обусловлено тем, что в коре больших полушарий человека формируется стрессорная доминанта, вокруг которой формируются все мысли и переживания. При этом концентрация произвольного внимания на других объектах затруднена и отмечается повышенная отвлекаемость.
В несколько меньшей степени страдает функция памяти. Тем не менее, постоянная загруженность сознания обсуждением причин стресса и поиском выхода из него снижает емкость оперативной памяти, а измененный при стрессе гормональный фон вносит нарушения в процесс воспроизведения необходимой информации.
Следует также отметить возможное нарушение нормального взаимодействия полушарий мозга при сильном эмоциональном стрессе в сторону большего доминирования правого, "эмоционального" полушария, и уменьшение влияния левой, "логической" половины коры больших полушарий на сознание человека. Все вышеназванные процессы не только являются следствием развития психологического стресса, но и препятствуют его успешному и своевременному разрешению, так как снижение мыслительного потенциала затрудняет поиски выхода из стрессорной ситуации.
В. Л. Маршцук и В. И. Евдокимов сообщают, то что многочисленные феномены патологии мыслительных действий присутствие стрессе имеют все шансы являться пояснены отталкиваясь с физического определения доминанты. В соответствии с суждению сведений создателей, присутствие психологической напряженности, порожденной резким стрессом, идея согласно закону негативной индукции на время тушит прочие источники возбужденности, представляющие физическими субстратами иных суждений, наиболее аргументированных тем, подлинных познаний. Согласно данному предлогу они сообщают:
"В случае если использовать психическими определениями, в таком случае присутствие данном появляется особенная психическая установка, через призму которой осмысливается доступная и снова наступающая информация (равно как посредством "кривое зеркало"). Прошедший навык, познания, аргументы временно погашены, и опенка условия соизмеряется только лишь с образцом этой конструкции, несмотря на то б и основательно ошибочной. Все без исключения, то что подлежит осмыслению, способен видеться в неправильном мире, оцениваться тенденциозно, и люду может показаться на первый взгляд в этот период, то что некто справедлив (так как все без исключения другие список источников внутренней данных на время погашены).
Это осложняется и в связи с тем, то что идея (до тех пор пока возлюбленная действует и подкрепляется чувствами) малоуязвима. Равно как подмечал академик А. Ухтомский, идея функционирует согласно особенным законам — возлюбленная увеличивается вне зависимости с этого, позитивные либо негативные влияния в ее ориентированы. В стиле психологии данное значит, то что веские доводы иногда отбрасываются, а неверные аргументы празднуют. Свойственно, то что если напряжение останавливается, если негативная умозаключение с преобладающего источника перестает проявлять собственное влияние, и в сознании приступает воссоздаваться все без исключения, то что существовало в рациональном эксперименте, я будто бы б "прозреваем" с "кишечной инфекции эмоциями" и иногда никак не можем осознать, равно как ведь протекали рядом явных доводов, по какой причине я артачились, по какой причине грубиянили, а в некоторых случаях осуществляли отрицательные действия несмотря на своим ценностным ориентациям " [35; 40 – 41].
Интеллектуальные изменения, имеющие место во время стресса, показаны на следующем рисунке №2.
Рисунок №2
Изменение физиологических процессов при стрессе
Физиологические проявления стресса касаются почти всех систем органов человека — пищеварительной, сердечно-сосудистой и дыхательной. Однако в поле зрения исследователей чаще всего оказывается сердечно-сосудистая система, обладающая повышенной чувствительностью, реакции которой на стресс можно относительно легко регистрировать. При стрессе фиксируются следующие объективные изменения:
- повышение частоты пульса или изменение его регулярности;
- повышение артериального давления, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта;
- снижение электрического сопротивления кожи и т. д.
Упомянутые выше авторы — В. Л. Марищук и В. И. Евдокимов, описывая состояния эмоциональной напряженности (кратковременного стресса), отмечают резкое учащение и нарушение ритмичности пульса и дыхания, обильный пот, резкие изменения диаметра зрачка, вазомоторные реакции на лице, резкое учащение перистальтики и т. д.
Все эти объективные изменения находят свое отражение в субъективных переживаниях человека, испытывающего стресс. Человек, находящийся в состоянии психологического напряжения, обычно испытывает различные негативные переживания:
- боли в сердце и других органах;
- затруднение при дыхании, напряжение в мышцах;
- неприятные ощущения в области пищеварительных органов и пр.
Нарушения нормальной деятельности отдельных органов и их систем, с одной стороны, и отражение этих нарушений в сознании, с другой стороны, приводят к комплексным физиологическим и биохимическим нарушениям: снижению иммунитета, повышенной утомляемости, частым недомоганиям, изменению массы тела и т. д. (рисунок №3) [35; 41 – 44].
Рисунок №3
Эмоциональные проявления стресса
Эмоциональные проявления стресса затрагивают различные края нервной системы. В главную очередность данное касается данных общего психологического фона, что обретает отрицательный, сумрачный, пессимистический тон. Присутствие долговременном стрессе индивид делается наиболее беспокойным согласно сопоставлению с его обычным состоянием, утрачивает верование в результат и в случае особенно затянутого стресса способен погрузиться в депрессию. В фоне подобного модифицированного настроя у лица, переживающего напряжение, помечаются наиболее мощные чувственные вспышки, больше в целом — отрицательного характера. Данное имеют все шансы являться эмоциональные реакции раздражительности, бешенства, враждебность, вплотную вплоть до эмоциональных состояний.
Длительный либо циклический временный напряжение способен являться источником к изменению в целом нрава лица, в коем возникают новейшие особенности либо обостряются ранее существовавшие: интраверсия, стремление к самообвинениям, преуменьшенная оценка, недоверчивость, враждебность и т. д.
При присутствии конкретных посылов все без исключения вышеописанные перемены уходят из-за границы эмоциональной общепризнанных мерок и обретают особенности психопатологии, какие больше в целом выражаются в варианте разных неврозов (бессильного, невроза беспокойного надежды и т. д.). Негативные чувственные капиталом (боязнь, беспокойство, обреченность, расстройство, высокая враждебность) в то же время считаются и следствиями и посылами формирования стрессов. Изучение отличительных черт тренировочных стрессов выявило, то что боязнь пред предстоящим (равно как условие, вызывающий появление напряженных пребывании) поспособствовал формированию подобных проявлений стресса, равно как высокая встревоженность, нерешительность в себя, подавленное душевное состояние, назойливые отрицательные идеи и чувство слабости. Многообразие психологических перемен, встречающихся в период стресса, показано на рисунке №4.
Рисунок №4, эмоциональные признаки стресса
Субъективные причины возникновения психологического стресс
Возможно отметить 2 категории индивидуальных факторов, порождающих напряжение. 1-ая категория сопряжена с касательно стабильной элементом персоны лица, в то время равно как 2-ая категория факторов стресса вынашивает динамичный вид. В двух вариантах напряжение способен провоцироваться рассогласованием среди ожидаемыми мероприятиями и реальностью, несмотря на то проекты действия лица имеют все шансы являться продолжительными либо краткосрочными, жесткими либо динамичными (см. рисунок №5).
Рисунок №5, причины стресса
- несоответствие генетических программ нынешним обстоятельствам. Эксперты к настоящему времени уверенно определили, то что большая часть встречных взаимодействий в био и физиологические влияния вынашивают рефлективный вид и генетически запрограммированы в уровне ДНК.
- стресс с осуществлении отрицательных материнских программ. Доля программ действия вкладывается в мозг детей его отца с матерью, учителями либо иными личностями, до тех пор пока его понимание ещё различается высокой внушаемостью. Данные программы именуют "неосознанными установками", "жизненными принципами" либо "родительскими сценариями", и они имеют все шансы проявлять крайне значительную значимость в последующую жизнедеятельность индивидуума. Данные конструкции имеют все шансы являться абсолютно нужными с целью небольшего детей, однако согласно грани его взросления и перемены обстоятельств существования они приступают затруднять жизнедеятельность, совершая действия неполным и инициируя неприятности.
- стресс, обусловленный когнитивным диссонансом и приспособлениями эмоциональной защиты. Равно как мы ранее обнаружили больше, основой многих стрессов считаются чувства человека, какие подстрекают его в неожиданные взаимодействия несмотря на голосу разума, пробующего невозмутимо и целесообразно дать оценку эту либо другую обстановку. Но случается и таким образом, то что сознание приступает подыгрывать эмоциям, обретая для оправдания непоследовательных действий лица "псевдологичные" разъяснения. Согласно грани освоения среды обитания в сознании любого лица создается конкретная "виртуальная" ситуация находящегося вокруг общества, что представляет и поясняет все без исключения, то что совершается с ним лично и иными народами, а кроме того с целой другой естеством. В случае если ведь действительность входит в разногласие с нашим понятием о вероятном и надлежащем, в таком случае появляется напряжение, причем достаточно сильное. В первый раз данное проявление описывал специалист по психологии Леон Фестннгер, что ввел представление когнитивного диссонанса — противоречия среди 2-мя реальностями - беспристрастной реальностью общества и условной реальностью нашего рассудки, обрисовывающей общество. В случае если определенное явление никак не способен являться представлено в концепции имеющихся у лица взглядов о обществе, в таком случае некто весьма крайне редко изменяет форма общества. Значительно больше индивид либо формирует вспомогательные системы, усиливающие форма, либо ведь пренебрегает действительность.
Стресс, связанный с неадекватными установками и убеждениями личности
- установка на оптимизм или пессимизм.
- политические и религиозные установки.
Данные стратегии обладают собственные достоинства и минусы, и любой человек интуитивно либо бессознательно подбирает собственный вид взаимоотношения к существования, отталкиваясь с своего навыка, образцов отца с матерью и отличительных черт высочайшей нервозной работы.
- Невозможность реализации актуальной потребности. В настоящее время наиболее известной и в то же время простой схемой, описывающей организацию человеческих потребностей, является "пирамида" Абрахама Маслоу. В соответствии с "пирамидой Маслоу" выделим соответствующие ее строению основные стрессы:
- Физиологические потребности – стресс, вызнанный голодом, жаждой, нехваткой сна, неадекватной температурой, умственной и физической усталостью, чрезмерно быстрым темпом жизни или его резкой сменой.
- Потребность в безопасности – стресс, связанный со страхами и тревогами: страхом потерять работу, страхом провалиться на экзамене, страхом смерти, страхом неблагоприятных изменений в личной жизни, страхом за здоровье близких и т.д.
- Потребность в принадлежности – стресс от морального или физического одиночества, стресс при потере близких людей или их болезни. Стресс неразделенной любви.
- Потребность в уважении – стресс крушения карьеры, от невозможности реализовать свои амбиции, стресс от потерн уважения со стороны общества.
- Потребность в самореализации – стресс от невозможности реализовать свое призвание, стресс от занятия нелюбимым делом. Нередко человек отказывается от любимого дела потому, что на этом настаивают его родители, или под влиянием общественного мнения, которое всегда отличается консерватизмом.
- Стресс, связанный с неправильной коммуникацией. Существует множество причин, вызывающих стресс во время общения. Важнейшие из них:
- неправомерные требования;
- завышенные ожидания;
- негативные предубеждения;
- критика;
- непонимание ведущей мотивации другого.
- Стресс с неадекватной реализацией относительных рефлексов. Осваивая сферу обитания, свой разум обучается различать сигналы, указывающие о пришествии значимых с целью организма происшествий. Данное имеют все шансы являться нужные взаимодействия, подсобляющие нам предварительно вести подготовку к предстоящим действиям, однако в некоторых случаях относительные рефлексы препятствуют народам существовать. Общественные потрясения, измены и коварства родных людишек — образцы аналогичных "ошибок" относительных рефлексов.
- Неумение обращаться с временем (стресс и время). Достаточно зачастую фактором стресса считаются слишком нечёткие кратковременные пределы эмоционального состояния. Данное случается в этом случае, в случае если индивид очень огромное чувственное роль дает прошедшему либо предстоящему. В первоначальный случае основой психологического усилия и отрицательных чувств считается назойливое прошлое о котором-в таком случае психотравмирующем моменте с минувшего. Иной версия сопряжен с беспокойством и переживанием из-за ещё никак не случившиеся предстоящие действия. В данном случае индивид кроме того неоднократно проектирует в собственном мозге облик предстоящего (при этом ненужного), заполняя его элементами и "оживляя" вплоть до такого рода уровня, то что некто приступает все без исключения более и более доверять в этот негативный мониторинг, что и формирует в собственном фантазии. Такого рода напряжение опасен ещё и этим, то что зачастую некто программирует предстоящие провала. Присутствие данном страхи лица по сути подтверждаются, то что отрицательно влияет в самооценке и решительности персоны.