Файл: Правовые основы оперативно-розыскной деятельности (Цели, задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 211
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1.Сущность оперативно-розыскной деятельности
1.2. Цели, задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности
ГЛАВА 2. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1.Понятие субъектов оперативно-розыскной деятельности и их система
Поскольку оперативно-розыскную деятельность принято относить к разновидностям юридической деятельности, она не смогла бы функционировать без определенных норм. В этом случае в качестве норм используются принципы орд. В переводе с латинского дословно «принцип» означает основу чего-то.
Принципы оперативно-розыскной деятельности подразумевают под собой закрепленные в правоприменительных и иных юридических документах, и созданные оперативно-розыскной деятельностью центральные начала, а также моральные представления людей относительно основы, смысла и задачи учреждении и тактики использования оперативно-розыскных сил, средств и способов.
Все принципы отображают различные закономерности социальной жизни, включают в себя группы однородных признаков и качеств, комплекс которых, отличаясь автономным направлением, будет приобретать образ того или другого начального положения оперативно-розыскной деятельности. В свою очередь, каждый принцип оперативно-розыскной деятельности непременно обязан оказывать влияние на структуру ее главенствующих начал. В своей целостности система призвана выражать в общем виде сущность, правовую и общественную природу оперативно-розыскной деятельности[33].
В зависимости от содержания и характера принято выделять правовые, организационные и морально-этические принципы.
По своему содержанию принципы оперативно-розыскной деятельности носят нравственный, требовательный характер и включают необходимые предписания, выполнение которых должно осуществляться всем арсеналом оперативно-розыскных способов.
Принципы оперативно-розыскной деятельности были изложены теорией на базе исследования и подытоживания практической деятельности оперативных отделений, как следствие, – изучения таких закономерностей.
Данные принципы зафиксированы в положениях ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[34] и ведомственных подзаконных юридических документах, которые обязаны не нарушаться оперативными служащими. Они также признаются отражением узконаправленных закономерностей в сфере борьбы с криминалом, которая ведется с помощью оперативно-розыскных сил, средств и способов[35].
Делая вывод, следует сказать, что под оперативно-розыскной деятельностью следует понимать деятельности, которая может осуществляться гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, в пределах их полномочий при помощи проведения оперативно-розыскных мероприятий для защиты жизни, здоровья, свобод и прав гражданина и человека, собственности, обеспечения безопасности государства и общества от преступных посягательств.
Цели оперативно-розыскной деятельности: добывание информации о действиях либо событиях, которые создают угрозу государственной, военной, экологической либо экономической безопасности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства и общества от преступных посягательств.
Задачи оперативно-розыскной деятельности включают: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, которые их совершают, подготавливают либо уже совершили, розыск лиц, которые скрываются от органов дознания, суда и следствия, уклоняются от уголовного наказания, без вести пропавших, добывание информации о действиях и событиях, которые создают угрозу государственной, военной, экологической либо экономической безопасности Российской Федерации, установление имущества, которое подлежит конфискации. В зависимости от содержания и характера принято выделять правовые, организационные и морально-этические принципы.
ГЛАВА 2. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1.Понятие субъектов оперативно-розыскной деятельности и их система
Субъектами оперативно-розыскной деятельности считаются оперативно-розыскные органы, их должностные лица, а также другие юридические и физические лица, которые наделены государственно-властными полномочиями на принятие соответствующих юридически значимых решений в оперативно-розыскной деятельности и (либо) проведение оперативно-розыскных мероприятий или участие в них, а также изучаемые и защищаемые лица[36].
Субъекты оперативно-розыскной деятельности находятся под защитой государства. К примеру, в случае возникновения реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье либо имущество любого субъекта (участника) оперативно-розыскные органы обязуются принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных, а также привлечению их к ответственности, которая предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Для обеспечения безопасности ряда субъектов оперативно-розыскной деятельности, а также членов их семей может допускаться проведение специальных мероприятий по их защите, а результаты оперативно-розыскной деятельности не представляются в суд (следователю), если невозможно обеспечить безопасность их участников[37].
Система субъектов оперативно-розыскной деятельности может быть представлена при учете трех основных критериев:
1. Функционального, который в собственную очередь классифицируется на четыре основных группы:
1) непосредственно осуществляющие оперативно-розыскную деятельность;
2) изучаемые лица;
3) лица, которые подлежат оперативно-розыскной защите;
4) лица, которые осуществляют контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью (Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, судьи, уполномоченные прокуроры, уполномоченные представитель Минфина России и так далее)[38].
2. По отношению к государству принято различать две основных группы:
1) являющихся его представителями (область собственно оперативно-розыскной деятельности);
2) не являющихся (область частной сыскной деятельности в аспекте оказания услуг оперативно-розыскного характера).
3. Все субъекты оперативно-розыскной деятельности могут быть также классифицированы на две группы при учете их деления на:
1) на физических лиц (к примеру: оперативник, прокурор, лицо, которое оказывает содействие в осуществлении оперативно-розыскной деятельности и так далее);
2) юридических лиц (к примеру, оперативно-розыскной орган)[39].
В перечне субъектов в качестве участников оперативно-розыскного процесса, несомненно, ведущая роль принадлежит субъектам – физическим лицам, сотрудниками правоохранительных органов и спецслужб государства, которые в ходе своей служебной деятельности непосредственно применяют оперативно-розыскные мероприятия, добывают и анализируют оперативную информацию, для чего вступают во взаимоотношения с различными лицами, в том числе и с представителями криминальной сред[40].
Субъекты - физические лица оперативно-розыскного процесса дифференцируются на следующие категории:
а) сотрудники оперативных подразделений органов, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность.
б) отдельные лица, которые с их согласия были привлечены к подготовке и проведению оперативно-розыскной деятельности и конспиративно сотрудничают с оперативным подразделением;
в) отдельные лица, которые гласно, открыто оказывают содействие деятельности оперативного подразделения[41].
Оперативно-розыскная деятельность должна осуществляться специальными субъектами, которыми являются исключительно оперативные подразделения государственных органов, которые уполномочены на то ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[42]. Перечень указанных органов может быть изменен либо дополнен исключительно федеральным законом.
К оперативным подразделениям следует отнести находящиеся в составе органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, таможенных органов Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации структурные подразделения, которые специализируются на проведении оперативно-розыскных мероприятий[43].
Перечень оперативных подразделений, которые правомочны осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их структура, компетенция, организация работы должен определяться ведомственными нормативно-правовыми актами органов, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность. Подразделения данных органов, которые не были внесены в утвержденный перечень, не могут быть отнесены к числу оперативных и, соответственно, не имеют право реализовывать оперативно-розыскную функцию. К числу оперативных не могут быть отнесены подразделения, которые выполняют вспомогательные функции или основные, но не связанные с оперативно-розыскной деятельностью[44].
Под пределом компетенции подразумевается ограниченный законодательством круг правомочий органов, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, по проведению всех либо отдельных видов оперативно-розыскных мероприятий[45].
Полномочия органов-субъектов оперативно-розыскной деятельности в рассматриваемой сфере не являются одинаковыми. Оперативные подразделения одних органов осуществляют оперативно-розыскную деятельность в полном объеме, других - в усеченном. Различия в компетенции отмечаются и между различными оперативными подразделениями одного ведомства в качестве субъекта оперативно-розыскной деятельности.
В частности, оперативные подразделения органа внешней разведки Минобороны России имеют право проводить оперативно-розыскные мероприятия исключительно для обеспечения безопасности данного органа внешней разведки и в случае, если проведение данных мероприятий не затрагивает полномочий других субъектов оперативно-розыскной деятельности.
При определении компетенции (полномочий) указанных органов в сфере оперативно-розыскной деятельности необходимо руководствоваться нормами ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[46], соответствующими федеральными законодательными актами, которые регулируют их деятельность, а также ведомственными и межведомственными нормативно-правовыми актами.
К примеру, правом проведения оперативно-розыскных мероприятий, которые связаны с контролем почтовых отправлений, телеграфных и других сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций вне зависимости от форм собственности, юридических и физических лиц, которые предоставляют услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, законодатель наделяет исключительно подразделения органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Оперативные подразделения, которые наделены правом проведения указанных мероприятий, определяются ведомственными нормативными правовыми актами, а порядок использования оперативно-технических средств и сил органов ФСБ, МВД - межведомственными нормативными актами либо соглашениями между органами, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность.
Компетенция субъектов в сфере оперативно-розыскной деятельности ограничивается их функциями и задачами, которые определены в законодательных актах, регулирующих сферу их деятельности: в Законах «О полиции»[47], «О внешней разведке»[48], «О Федеральной службе безопасности»[49] и так далее[50].
2.2. Объекты оперативно-розыскной деятельности
Объектом оперативно-розыскного процесса выступает сфера и инфраструктура социально-аномальных проявлений, прежде всего, противоправных, которые, как правило, совершаются организованно и профессионально.