Файл: Правовые основы оперативно-розыскной деятельности (Цели, задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 218

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В качестве объекта познания теории оперативно-розыскной деятельности выступают такие явления и процессы объективной действительности:

- преступность в качестве социального явления;

- оперативно-розыскная деятельность в качестве вида общественной практики борьбы с преступностью;

- правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности.

Преступность в качестве сложного социально опасного явления представляет собой не застывшую совокупность преступлений, а активный негативный социальный процесс. Суть его состоит в воспроизводстве запрещенных законом общественно опасных деяний и их последствий. Ликвидировать преступность фактически невозможно. Однако, изучив причины и условия ее существования, формы проявления, а также способы совершения преступлений, пути формирования общественного поведения личности, можно оказывать влияние на ее состояние. Для этого необходимо выработать систему мер борьбы с преступностью, которые были бы направлены на профилактику, предупреждение и раскрытие преступлений[51].

Наличие вышеуказанного родового объекта оперативно-розыскной деятельности и обуславливает специфическую систему оперативно-розыскного процесса, который может складываться как «от лица», которое относится к категории потенциально опасных с точки зрения преступного поведения граждан, так и «от факта» противоправного поведения, виновный, в совершении которого не установлен.

Родовой объект оперативно-розыскной деятельности, в собственную очередь, дифференцируется на непосредственные объекты, которые упоминаются в различных статьях оперативно-розыскного закона[52].

Объектом познания теории оперативно-розыскной деятельности, наряду с преступностью, выступает практика оперативных аппаратов. Эта наука предназначена для обслуживания практики борьбы с преступностью с использованием оперативно-розыскных сил, средств и методов[53].

Между субъектами и объектами - физическими лицами оперативно-розыскного процесса складываются определенные отношения. Они могут отличаться противодействием, конфликтностью, противоборством. Это вполне закономерно, поскольку субъекты оперативно-розыскного процесса должны разрешать задачи, которые непосредственно связаны с выявлением криминальной информации, ее обработкой и использованием для предупреждения, пресечения и раскрытия противоправных деяний. В свою очередь, объекты оперативно-розыскного процесса - физические лица прилагают усилия для того, чтоб остаться не разоблаченными и избежать соответствующих мер принуждения. При этом законодательство гарантирует осуществление оперативно-розыскного процесса на основе соблюдения прав и свобод человека, что довольно часто стараются использовать в своих интересах представители криминальной среды[54].


Предмет познания является производным от объекта познания. Он формируется в процессе определенных познавательных операций с объектом познания. В качестве предмета познания будут выступать свойства, связи, отношения, законы, которые присущи самому объекту познания.

Представление о предмете не признается чем-то неизменным. Предмет познания в определенной отрасли знания формируется постепенно.

Формирование предмета теории оперативно-розыскной деятельности в качестве самостоятельной науки связано с процессом дифференциации юридической науки, выделением из нее самостоятельных отраслей знаний. Появление новых отраслей в юридической науке носит объективный характер и обуславливается не только потребностями практики, но также и развитием науки[55].

Предметом теории оперативно-розыскной деятельности, как и любой другой науки, считаются закономерности, отношения, связи и прочие объективные стороны, которые присущи объекту исследования.

Основным структурным элементом предмета теории оперативно-розыскной деятельности являются закономерности. В данной связи, основной задачей оперативно-розыскной деятельности является изучение и выявление определенных закономерностей, которые присущи объекту исследования[56].

В специальной юридической литературе неоднократно предпринимались попытки конкретизировать перечень, особенности и содержание проявления закономерностей в оперативно-розыскной работе. Была отмечена важность изучения закономерностей и закономерных связей возникновения, обнаружения и использования в оперативно-розыскной деятельности фактов, которые необходимы для предотвращения, пресечения и раскрытия преступлений.

Вместе с тем необходимо сказать о том, что закономерности считаются главным, однако не единственным элементом структуры предмета теории оперативно-розыскной деятельности. Структура предмета теории оперативно-розыскной деятельности, наряду с закономерностями, может включать в себя также общественные отношения, которые возникают в практике оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел[57].

Общественные отношения, которые возникают в оперативно-розыскной деятельности, носят объективный характер, через них проявляются свойства и специфические черты.

Е.С. Соколов[58] говорит о том, что возможно двоякого рода отношений в оперативно-розыскной деятельности. Одни из них составляют отношения между органом внутренних дел и оперативным аппаратом, между оперативными работниками и их начальником. Это - административные правоотношения, они не определяют сущность оперативно-розыскной деятельности.


В другую группу можно включить правоотношения, которые возникают в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, применения оперативно-розыскных методов и средств для предупреждения и раскрытия преступлений и привлечения виновных к ответственности. Именно эта группа фактических отношений наделена всеми необходимыми признаками правоотношений и принимает форму оперативно-розыскных правоотношений[59].

Анализ изложенного дает возможность сформировать следующее определение.

Предмет теории оперативно-розыскной деятельности будет включать в себя, наряду с закономерностями, общественными отношениями, определенного рода связи, которые возникают между явлениями, процессами, элементами и так далее.

Формы осуществления оперативно-розыскной деятельности принято делить на два вида: гласно и негласно. Должностные лица государственных органов, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, могут официально (гласно) представлять интересы конкретного государственного органа либо выступать от его имени. Наряду с этим оперативный сотрудник либо лицо, которое оказывает содействие проведению оперативно-розыскной деятельности, может осуществлять свои правомочия, которые предоставлены ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[60], в негласной форме.

Использование в борьбе с преступностью негласных оперативно-розыскных методов и средств, наряду с гласными, признается вынужденной, защитной мерой общества и государства. По общему правилу, подготовку и совершение умышленных особо тяжких и тяжких преступлений весьма хорошо конспирируют (в частности, при совершении преступлений против жизни человека и безопасности государства). В связи с этим государство и общество не только одобрили применение против общественно опасных деяний лиц, которые совершают преступления, систему законных оперативно-розыскных мероприятий, но и обязали своих представителей (субъектов) осуществлять данного рода деятельность. При другом подходе было бы весьма затруднительно обеспечить неотвратимость уголовной ответственности для лиц, которые совершают умышленные преступления скрытно, с различными ухищрениями[61].

Целью оперативно-розыскной деятельности является осознанный образ прогнозируемого результата, на достижение которого направленно действие (действия) оперативного работника (оперативника), конфидента и иных участников данной деятельности.


Направляя оперативно-розыскную деятельность на достижение социально полезных целей, законодатель выделил интересы человека и гражданина (жизнь, здоровье, свободы и права), поставив их на первое место в перечне объектов защиты, поскольку в соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его свободы и права считаются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Защита жизни человека от преступных посягательств при помощи оперативно-розыскных методов и средств наполняет конституционное положение о том, что каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 20 Конституции Российской Федерации[62]), реальным содержанием. Наряду с этим признанные и гарантированные главой 2 Конституции Российской Федерации свободы и права гражданина и человека непосредственно поставлены государством под охрану от преступных посягательств. В частности, таким «охранным» средством выступает осуществление оперативно-розыскной деятельности в необходимых и допустимых законодательством случаях[63].

При помощи оперативно-розыскной деятельности государство может осуществлять охрану собственности. Причем в соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации, защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности.

Объекты оперативно-розыскной деятельности - это лица, предметы и события. Они могут быть известны, а могут существовать как бы гипотетически, то есть предположительно. В основу классификации объектов оперативно-розыскной деятельности (сыска) положены их природные признаки. Это, прежде всего: живые люди; трупы; животные и их трупы; вещи; предметы; события[64].

При анализе объектов оперативно-розыскной деятельности следует обратить внимание на тот факт, что сотрудники органов, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, и конфиденциальные помощники в силу специфики оперативно-розыскной деятельности могут рассматриваться не только как ее субъекты, о чем было сказано ранее, но и как объекты. В этом проявляется известное в теории познания свойство субъектов и объектов «сливаться воедино в познании»[65].

В зависимости от стадий (этапов) оперативно-розыскного процесса объекты оперативно-розыскной деятельности можно подразделить на:

- объекты оперативного поиска;


- объекты оперативной проверки;

- объекты оперативной разработки;

- объекты оперативного розыска;

- объекты оперативного наблюдения[66].

Таким образом, можно сделать вывод, что субъектами оперативно-розыскной деятельности считаются оперативно-розыскные органы, их должностные лица, а также другие юридические и физические лица, которые наделены государственно-властными полномочиями на принятие соответствующих юридически значимых решений в оперативно-розыскной деятельности и (либо) проведение оперативно-розыскных мероприятий или участие в них, а также изучаемые и защищаемые лица. Компетенция субъектов может существенно отличаться и устанавливается отдельными актами федерального законодательства Российской Федерации. Законодательство устанавливает четкий перечень субъектов оперативно-розыскной деятельности, который может быть изменен только внесением поправок в законодательство.

Объектом оперативно-розыскного процесса выступает сфера и инфраструктура социально-аномальных проявлений, прежде всего, противоправных, которые, как правило, совершаются организованно и профессионально. В основу классификации объектов оперативно-розыскной деятельности положены их природные признаки. Это, прежде всего: живые люди; трупы; животные и их трупы; вещи; предметы; события.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог по проделанной работе, следует отметить, что те реформы, которые осуществляются в Российской Федерации, и которые направлены на создание правового государства, рыночной экономики, формирование гражданского общества, могут сопровождаться обострением криминогенной ситуации. На этом фоне проявляется тенденция роста некоторых видов преступлений, распространение организованных форм преступности. В складывающихся условиях от органов, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, требуется принятие адекватных мер для эффективного исполнения правоохранительных функций государства.

Оперативно-розыскная деятельность в качестве особого вида юридической деятельности на всем протяжении развития государства осуществлялась для борьбы с преступностью, обеспечения правопорядка теми органами, службами и исключительно уполномоченными на это должностными лицами, которые были специально уполномочены на это государством. Указанная деятельность была подчинена интересам успешного выполнения задач борьбы с уголовной преступностью. Ее основным назначением являлась и является по сей день эффективная защита при помощи оперативно-розыскных мероприятий охраняемых законодательство прав и интересов государства, граждан, общественных организаций. Такими являются исходные положения, которые определяют государственный характер оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, ее место в системе государственных мер борьбы с преступностью.