Файл: Правовые основы оперативно-розыскной деятельности (Цели, задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 178

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, в определении оперативно-розыскной деятельности можно выделить две группы признаков:

1)объективные;

2)субъективные[13].

Субъективные признаки являются динамичными, то есть подвижными. К ним следует отнести:

- установление той либо другой (узкой либо широкой) цели рассматриваемой деятельности: условие регулирования общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности на уровне законодательства (всех либо их части – большей либо меньшей);

- запрет или же, наоборот, разрешение на применение тех либо других специальных сил, методов и средств (совершение оперативно-розыскных действий);

- определение пределов гласности (либо конспиративности) в оперативно-розыскной деятельности.

Группа объективных признаков определения оперативно-розыскной деятельности, в собственную очередь, также складывается из связанных между собой (и с субъективными признаками) условий (затруднения либо невозможности достижения поставленной цели при помощи использования других законных мер) и совокупности признаков, которые будут характеризовать объективность содержания оперативно-розыскной работы[14].

Проанализировав указанные нами выше определения, необходимо обозначить сущность оперативно-розыскной деятельности. Таким образом, сущность состоит в том, что оперативно-розыскная деятельность — это, прежде всего:

1. Особый вид государственной деятельности. Важным следует считать то, что это особый вид именно государственной деятельности, поскольку Закон РФ от 11.03.1992 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»[15] допускает также частную детективную деятельность, которая весьма похожа с оперативно – розыскной, однако имеющая фундаментальные отличия от нее.

2. Данная деятельность может осуществляться на основании, в соответствии и во исполнение Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144 –ФЗ[16].

3. Указанная деятельность может осуществляться оперативными подразделениями, которые были на то уполномочены федеральным законом (в статье 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от12.08.1995№144–ФЗ, был закреплен полный перечень органов, которые имеют право осуществлять оперативно-розыскную деятельность).

4. осуществляется при помощи проведения оперативно – розыскных мероприятий. Оперативно-розыскные мероприятия представляют собой сердцевину всей деятельности, основной механизм осуществления оперативно-розыскной деятельности.


5. Может осуществляться гласно и негласно. Когда не представляется возможным получить интересующие сведения гласными методами, на помощь правоохранительным органам будут приходить негласные методы.

6. Может осуществляться для защиты жизни, здоровья, свобод и прав гражданина и человека, собственности, обеспечения безопасности государства и общества от преступных посягательств[17].

1.2. Цели, задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности

Целью оперативно-розыскной деятельности является осознанный образ прогнозируемого результата, на достижение которого было направленно действие или действия оперативного работника (оперативника), конфидента и прочих участников данной деятельности.

На практике очень часто не уделено должного внимания вопросу о соотношении цели оперативно-розыскной деятельности и ее задач. Необходимо сказать о том, что задачи в обязательном порядке корреспондируются цели оперативно-розыскной деятельности (то есть защите объектов от преступных посягательств).

Не должна расширительно толковаться, к примеру, задача оперативно-розыскной деятельности о добывании информации о действиях либо событиях, которые создают угрозу государственной, военной, экологической либо экономической безопасности Российской Федерации, как такой, которая выходит за рамки целеполагания, определенного законодателем.

Отсюда следует, что другие, кроме оперативно-розыскной, виды специальной деятельности правоохранительных органов и спецслужб (разведка, контрразведка) Российской Федерации, которые преследуют иные, более глобальные цели, нежели указанные выше (в частности, обеспечение безопасности Российской Федерации), должны быть урегулированы в соответствии с правилами Федерального закона лишь в той части, в какой они будут совпадать с целью оперативно-розыскной деятельности[18].

Под защитой указанных объектов необходимо подразумевать систему организационных, оперативно-розыскных, нормативно-правовых и прочих мер, которые были прямо предусмотрены законодательством в сфере оперативно-розыскной деятельности, и которые направлены на:

- создание условий, которые бы обеспечивали безопасность всех перечисленных в статье 1 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[19] объектов (жизни, здоровье, свободы и права гражданина и человека, собственности, безопасность государства и общества) от преступных посягательств и, одновременно, на устранение общих условий и причин совершения преступлений;


- локализацию общественно опасных последствий (в случае совершения преступления)[20].

В зависимости от предусмотренных в федеральном законодательстве Российской Федерации целей в оперативно-розыскной деятельности принято выделять определенные направления работы. Ими признаются:

а) защита жизни, здоровья, свобод и прав гражданина и человека от преступных посягательств;

б) защита собственности от преступных посягательств;

в) обеспечение безопасности государства и общества (в аспекте защиты от лиц, которые совершают преступления).

При помощи оперативно-розыскной деятельности государство может осуществлять охрану собственности (собственность представляет собой экономическую категорию, которая отражает право владения имуществом). Причем в соответствии с частью 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации[21], защищаются одинаковым образом частная, государственная, муниципальная и все другие формы собственности.

Целью оперативно-розыскной деятельности также признается обеспечение безопасности государства и общества от преступных посягательств. В соответствии с правилами статьи 1 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. «О безопасности»[22], под безопасностью принято понимать состояние защищенности жизненно важных интересов личности, государства и общества от внешних и внутренних угроз. Причем под жизненно важными интересами законодатель предлагает понимать совокупность потребностей, удовлетворение которых способно обеспечивать существование и возможность прогрессивного развития личности, государства и общества[23].

К основным объектам безопасности законодатель относит, к примеру, общество (его духовные и материальные ценности) и государство (его конституционный строй, суверенитет, а также территориальную целостность).

Государство представляет собой основной институт политической системы классового общества, оно осуществляет управление обществом. Его безопасностью является совокупность общественных отношений, которая выражается в защищенности жизненно важных интересов (прежде всего - конституционного строя) основного института политической системы современного общества от внутренних и внешних угроз, которая дает возможность ему развиваться и функционировать. Безопасность государства считается одним из наиболее важных элементов системы безопасности (национальной) Российской Федерации.


Под обеспечением безопасности (государства и общества) необходимо понимать организацию и реализацию системы мер (различного характера) для локализации либо нейтрализации реальных, либо потенциальных угроз нормальному функционированию и развитию российского общества и государства[24].

Кроме цели осуществления оперативно-розыскной деятельности, законодатель в статье 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[25] определил поставленные перед ней задачи, разделив их на четыре основные группы.

Первая группа задач будет включать в себя выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, которые их совершают, подготавливают либо уже совершили[26].

Выявление преступлений подразумевает установление фактов совершения, прежде всего, латентных преступлений, информация о которых в правоохранительные органы по официальным каналам не поступает.

Предупреждение преступлений состоит в недопущении их совершения посредством индивидуальной и общей профилактики. Общая профилактика состоит в выявлении и устранении условий и причин, которые поспособствовали совершению преступлений. Индивидуальная профилактика состоит в выявлении тех лиц, которые замышляют и подготавливают противоправные деяния, и склонении их к отказу от преступных намерений.

Пресечение преступлений подразумевает лишение лица возможности завершить начатое преступление и не допустить этим самым общественно опасных последствий. По общему правилу, это связано с задержанием лица с поличным в момент приготовления либо покушения на совершение преступления.

Раскрытие преступлений включает в себя комплекс мер по установлению лиц, которые совершили преступления, и обеспечению возможности их привлечения к уголовной ответственности[27].

Из сказанного следует, что выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений невозможно без выявления и установления лиц, которые подготавливают, совершают либо совершили указанные преступления.

Вторая группа задач включает в себя розыск лиц, которые скрываются от органов дознания, суда и следствия, уклоняются от уголовного наказания, без вести пропавших. Решение задач указанной группы подразумевает обнаружение места нахождения перечисленных категорий разыскиваемых.

Под скрывающимися от органов дознания, суда и следствия принято понимать подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, местонахождение которых неизвестно, и в отношении их вынесено постановление о розыске. Под уклоняющимися от уголовного наказания следует понимать осужденных, которые совершили побег из мест лишения свободы, а также осужденных, в отношении которых было вынесено постановление о розыске в связи с уклонением от отбытия наказания.


Под без вести пропавшими считаются лица, которые исчезли внезапно без видимых к тому причин, местонахождение которых окружающим неизвестно, несовершеннолетние, которые самовольно ушли из семей либо специализированных учреждений, психические больные, которые ушли из дома либо медицинского учреждения, а также лица, которые утратили связь с близкими родственниками[28].

Третья группа задач оперативно-розыскной деятельности состоит в добывании информации о действиях и событиях, которые создают угрозу государственной, военной, экологической либо экономической безопасности Российской Федерации[29].

Добывание информации включает в себя инициативный поиск указанных сведений (данных) при помощи проведения оперативно-розыскных мероприятий и использования помощи лиц, которые оказывают конфиденциальную помощь правоохранительным органам.

Государственная безопасность подразумевает защищенность конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности государства. Военная безопасность представляет собой обеспечение защиты от военных угроз.

Экономическая безопасность подразумевает обеспечение экономической независимости государства. Экологическая безопасность подразумевает состояние защищенности окружающей среды[30].

Четвертая группа задач состоит в установлении имущества, которое подлежит конфискации.

В соответствии со статьей 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, под конфискацией имущества следует понимать принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора такого имущества[31]:

а) денег, ценностей и прочего имущества, которые были получены в результате совершения преступлений, которые указаны в п. «а» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ;

б) денег, ценностей и прочего имущества, в которые имущество, которое было получено в результате совершения преступлений, предусмотренных статьями, которые указаны в п. «а» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, и доходы от этого имущества были частично либо полностью превращены или преобразованы;

в) денег, ценностей и прочего имущества, которые предназначаются либо используются для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации);

г) орудий, оборудования либо других средств совершения преступления, которые принадлежали обвиняемому[32].