Файл: Теории происхождения государства ( Исторические пути происхождения государства ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Исторические пути происхождения государства

1.1 Причины происхождения государственности в Восточных странах.

1.2 Причины возникновения государственности в европейских странах.

Глава 2. Основополагающие теории происхождения государства, основанные на нематериалистических представлениях происхождения государства

2.1. Договорная теория происхождения государства и права

2.2. Теологическая, историческая, психологическая, патриархальная, расовая теории происхождения государства, основанные на не материалистическом представление мира.

Глава 3. Теории происхождения государства, основанные на материалистических представлениях мира.

3.1. Органическая, ирригационная и теория насилия происхождения государства

3.2. Историко-материалистические (марксистская и немарксистская) теории происхождения государства

Заключение

Список литературы

В принятой, по проекту Т. Джефферсона (1743–1826), Декларации независимости США (1776) так же придерживаются идеи, о естественном равноправии людей.

Следует заметить, что в то время для официальной государственной доктрины, данные позиции были абсолютным новшеством [8, с. 209].

С конца XIX в. и даже до сегодняшнего современного мира наблюдается период популяризации естественного права.

Однако некоторые ученые сводятся во мнении, что максимальное распространение современных подходов в теории естественного (договорного) права имели место в середине прошлого века.

Причиной тому является принятие международных актов, таких как Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Международный пакт о гражданских и политических правах [1, с. 34].

С принятием этих актов, влияние теории естественного права уменьшилось.

Таким образом, в настоящее время, ученые, политологи, аргументируя свои точки зрения, предпочитают ссылаться на международные нормы в силу их нормативно-правового характера.

Во многих странах снижается интерес к теориям естественных прав личности. Однако, считаем что данная теория имеет место быть, так как ее идеи использовались в определенных исторических периодах и существуют по сегодняшний день.

2.2. Теологическая, историческая, психологическая, патриархальная, расовая теории происхождения государства, основанные на не материалистическом представление мира.

Теологическая теория возникновения государственности рассматривается с точки зрения не научного подхода, поскольку изначально свои суждения опирает не на научные знания, а на божественную веру в бога и в божественное происхождение правителя.

Однако данную теорию нельзя ни доказать, ни опровергнуть без доказательства о существовании или отсутствия бога, доказательств которых нет [10, с. 116].

Изначально религиозные представления о божественном происхождении государства и права характеризуются своим многообразием представлений.


Причинами таких разнообразных религиозных преставлений является особые исторические условия, влияющие на существование религий в ранних государствах Древнего Востока, так и Древнего Запада или Африки. Далее различные религиозные представления были переработаны в относительно цельную теологическую доктрину, в результате чего выделились такие направления как иудаизм, мусульманство, буддизм, христианство и других [2, с. 59].

В Египте и Вавилоне так же существовала идея происхождения государства божественным образом.

Духовенству в те времена удавалось оказывать существенное влияние на формирование общественно политической мысли и в дальнейшем влиять на развитие человеческого общества.

В древней Греции ученик Сократа, под прозвищем Платон, основал в пригороде Афин школу с целью обучения людей, и так же считал происхождение государства и права носит божественное происхождение [8. с. 165].

Ученик Платона и воспитатель Александра Македонского – Аристотель (384–322 до н.э.) – также является сторонником божественного происхождения государства и права [1, с. 161].

Наиболее прочные позиции теологическая теория завоевала в период становления и развития феодализма.

В теологической теории – учении богослова Фомы Аквинского, которое в более позднее время, именовалось как «томизм», процесс возникновения государства и права рассматривался аналогично сотворению Богом мира [4, с. 201].

Религия, по учению Ф. Аквинского, должна обосновывать необходимость возникновения и существования государства от Бога. В свою очередь государство обязано защищать религию.

Освящение государственной власти божественным смыслом придавало такой власти авторитет и безусловную неограниченную власть монарха [5, с. 234].

Теологическая теория происхождения государства и права достигла своей популярности в эпоху средневековья. При переходе народов от общественного строя к феодализму в 12-13 веках в Западной Европе получила развитие.

Таким образом, основной смысл теологический теории заключалось в том, чтобы утвердить верховенство религиозной власти над государственной властью и доказать, что не существуют государство и право, произошедшие не от бога.

Патриархальная теория. Данная теория берет свое начало из основ теологии.

Платоном и Аристотелем еще во времена античности были выдвинуты идеи о патриархальном характере общества. Аристотель придерживался мысли что, государство это не только продукт естественного развития общества, государство является высшей формой человеческого общения [4, с. 203].


В эпоху средневековья феодалы так же придерживались указанной теории происхождения государства. Тем самым они монархи обосновывали свою неограниченную власть. Монарх выступал как отец всех народов и общества [6, с. 29].

Данная теория получила так же поддержки в научных трудах социолога Н.К. Михайловского, и английского историка Г. Мэна и других ученых [8, с. 273].

Согласно патриархальной теории, сутью государственной власти является продолжение власти главы семейства. Сопоставляется власть монарха с патриархальной отцовской властью главы семьи. [4, с. 273].

Что касаемо исторических фактов, свидетельствующих подобное происхождение государства, подобных сведений и доказательств не существует.

Напротив, есть мнения, что патриархальная семья возникла одновременно с государством при распаде общественного строя.

Историческая теория в XVIII веке потеснила договорную и естественно–правовую теорию.

Данная теория аргументировала происхождение государства с помощью исторических аспектов.

Э. Бёрк считал что государство, его сущность обуславливается историческими аспектами и традициями.

Ярким представителями исторической теории является Ф. Савиньи (1779–1861).

Основоположником теории можно считать Г. Гуго (1764–1844), Г. Пухта (1798–1846). [8, с. 249].

Сторонники теории считали, усматривали в происхождении государства и права естественный результат истории. Государство и право создается не законодателем, а народом, законодатель лишь фиксирует состояние духа народа.

Государство и право исторически возникает, растет и умирает вместе с данным народом, аналогично развитию народных нравов, обычаев, языка [4, с. 204].

Савиньи считает, что государство представляет собой «естественное целое, телесное выражение духовной общности народа, органическое проявление народа, продукт закономерного исторического развития» [1, с. 161].

Психологическая теория возникла в двадцатом веке.

Данной теорией придерживались научные деятели с Германии, Франции, России. Одними из самых ярких представителей теории является: Цицерон, Н.М. Коркунов, 3. Фрейд, Дж.Ф. Мейтленд–Джонс [8, с. 158].

Основоположником данной теории является российский ученый Л.И. Петражицкий.

Согласно представлениям Петражицкого Л.И., право делиться на интуитивное и позитивное [10, с. 116].

Под интуитивным правом понимается присущие человеку внутренние представления, убеждения о праве.

Под позитивным правом понимается нормы права, закрепленные в официальных источниках.


С позиции Цицерона, государство является достоянием народов. Под народом в данном случае, понимается не любое объединение людей, а только объединение тех, кто связанных между собой с целью решения интересов общества и вопросов права.

Психиатр Зигмунд Фрейд (1856–1939) указывал, что у человека существует естественная психологическая потребность повелевать или повиноваться. Данная потребность людей повелевать над кем то или повиноваться кому-то привела к необходимости естественного происхождения государства.

Э. Дюркгейм (1858–1917) и развивает идеи, что человек по своей природе общественное существо [1, с. 161].

В государстве отдельная личность естественно поглощается в коллективе, тогда как законы это сущность тех самых коллективных представлений людей о должном поведении.

В дореволюционный период российский политолог Н.М. Коркунов, хорошо оценивая естественную теорию происхождения государства, возводил государство и право к естественному объединению людей на основе психологического единства [10, с. 116].

На его взгляд, государство возникло в результате понимания народа своей зависимости от внешней власти.

Таким образом, государство и право в глазах людей выступают в качестве некого организатора и хранителя порядка в организации общества, оно не зависит от человеческой воли и стоит выше людского произвола.

Расовая теория возникла еще в эпоху рабовладельческого строя.

В те времена в целях оправдания существующего рабовладения появились идеи и были весьма популярны, что деление населения на две категории (рабов и рабовладельцев) это естественно в силу прирожденных качеств породы людей [8, с. 276].

Большее развитие и распространение расовая теория государства и права получила в конце XIX – первой половине XX в. Данная теория стала основой фашистской идеологии.

Суть расовой теории заключалось, в том, что человеческие расы не равнозначны и равноценны между собой.

Существовали различного рода предположений, что различные расы различным образом влияют на историю, культуру, государственный и общественный строй [6, с. 30].

Таким образом, расовая теория делила людей на высшую и низшую расы.

Представители высшей расы являются создателями цивилизации, за ними признавалось право господствовать в обществе и государстве.

Представители низшей расы были не способны к созданию цивилизации, и даже и были неспособными к усвоению уже сформировавшейся цивилизации.

Удел низшей расы является только лишь одно – простое слепое и беспрекословное повиновение перед высшей расой.


Таким образом, помощью государственного аппарата управления и принуждения, представители высшей расы должны господствовать над представителями низшей расы [2, с. 163].

Ярким представителем расовой теории происхождения государства и одним из его основоположником являлся француз Ж. Гобино (1816–1882 гг.) [10, с. 117].

По его учениям, арийцы являлись представителями высшей расы, они призваны к господству над иными расами.

На основании этой теории, в фашистской Германии была предпринята попытка переделать всемирную историю заново, и интерпретировать историю как борьбу арийской расы с другими расами. По их мнению, носительницей высшей арийской расы объявлялось Германия. К низшим расам относились семиты, славяне и другие.

На основе расовой теории в фашистской Германии создалась специфическая система ценностей, касающихся чистоты крови, вождя нации и подобные высказывания.

Таким образом, высшей целью арийского народа является сохранение чистоты крови.

Гитлер писал: «Люди гибнут не из–за проигранных войн, а из–за потери сопротивляемости… Все, что не является полноценной расой на земле – плевелы» [6, с. 29].

Основным путем для решения всех важнейших государственно–правовых и божественных проблем являлись военные действия.

Для оправдания каких-либо военных действий, провозглашались положения, немецкого философа Ф. Ницше (1844–1890 гг.):

- «война для государства такая же необходимость, как раб для общества» [8, с. 48].

Подводя итоги, можно сделать вывод, что идеи, в заимствованные из расовой теории, повлекла за собой практику уничтожения целых рас, народов, наций, национальных меньшинств, непримиримо относившихся к фашизму национальных слоев.

Расовая теория на сегодняшний день изжила. Она не используется больше как официальная или даже полуофициальная идеология.

Однако, считаем, что как «научная», академическая доктрина расовая теория происхождения государства имеет хождение в западных странах и в настоящее время.

Считаем, что каждая теория подходит к конкретно каким-либо государствам, по каким-либо признакам.

Однако, на наш взгляд, историческая теория наиболее универсальная, так как данная теория способна учесть все исторически сложившиеся особенности общества, их структуру, самобытность, религию и многие другие обстоятельства.