Файл: Теории происхождения государства ( Исторические пути происхождения государства ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Исторические пути происхождения государства

1.1 Причины происхождения государственности в Восточных странах.

1.2 Причины возникновения государственности в европейских странах.

Глава 2. Основополагающие теории происхождения государства, основанные на нематериалистических представлениях происхождения государства

2.1. Договорная теория происхождения государства и права

2.2. Теологическая, историческая, психологическая, патриархальная, расовая теории происхождения государства, основанные на не материалистическом представление мира.

Глава 3. Теории происхождения государства, основанные на материалистических представлениях мира.

3.1. Органическая, ирригационная и теория насилия происхождения государства

3.2. Историко-материалистические (марксистская и немарксистская) теории происхождения государства

Заключение

Список литературы

Введение

Государство имеет своё начало, свою историю становления, возникновения и развития.

Теория государства и права изучает не только государство как результат продуктивной деятельности, но и сами предпосылки возникновения государственности.

Теории государства и права будут всегда актуальными, так как не поняв причины возникновения, генезис и историю развития государства, невозможно проанализировать само государство, дать оценку процессам происходящих в государстве.

Огромное количество ученых, как нашей стране, так и зарубежных стран в своих научных работах раскрывали свои теории и предположения происхождения государства. Раскрыть все существующие теории происхождения государственности не представляется возможным в рамках настоящей курсовой работы, но основополагающие теории, нашедшие своих сторонников и изучаемые курсом дисциплины теории государства и права, раскроем.

Изучение вопроса теории происхождения государства намного шире и показывает нам взаимосвязь понятий личность и общество, закон и общество, государство и общество, режим и государство.

Целью данной работы является раскрытие основополагающих теорий происхождения государственности, предпосылок возникновения государственности.

Для достижения цели курсовой работы перед нами поставлены следующие задачи:

- изучение истории становления и развития восточного и западного государств,

- выявление общих закономерностей и разграничение отличий в происхождении государств у различных народов,

- выявление предпосылок возникновения государственности.

- изучение и подробное раскрытие существующих теорий происхождения государства,

- выявить проблемы в изучаемых теориях происхождения государства и дать свою оценку этим теориям.

Объектом исследования является государство, предпосылки его возникновения и теории происхождения государства.

Предметом исследования является типология государств, предпосылки и исторические факторы возникновения государства и существующие теории происхождения государства и права.

Для достижения поставленной цели, использовалась литература ученых и специалистов в области теории государства и права – Алексеева С.С, Баранова А.В., Лазарева В.В., Марченко М.Н., Крашенинникова П.В. и др.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав по два параграфа и заключения, библиографии.


Глава 1. Исторические пути происхождения государства

1.1 Причины происхождения государственности в Восточных странах.

Самые первые признаки государства начали проявляться 5 тыс. лет назад на Востоке, в Азии, Африке государства в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Янцзы и др. [2, с. 25].

Особенностью таких государственных образований в том, что они начали возникать в местах осуществления земледелия. Земледелие в таких местах было основано на принципе ирригационных работ, т. е. за счет того что земельные угодья искусственным образом проливались, повысилась урожайность.

Именно необходимость поливного земледелия привело к необходимости осуществлять масштабные работы по строительству поливных каналов, иных ирригационных систем. Необходимость проведения подобных работ, привело к обобщению и сохранению общины. С производством таких работ и объединением общин начала появляться общественная собственность на землю [4, с. 56].

Таким образом, потребность народностей в производстве и сооружении, дальнейшей эксплуатации и защите поливных систем привело к естественному созданию власти в общине.

Так же существенной предпосылкой создания административного аппарата повлияли сами ирригационные работы, то есть после начала искусственного полива земель, в таких местностях в несколько повысилась урожайность, появилась материальные блага, благодаря чему появилась материальная возможность обеспечивать ничего не производящий аппарат управления [6, с. 26].

Первыми представителями публичной власти являлись представители родоплеменной знати.

Под родоплеменной знатью следует понимать главу общины, со своими советниками, которые осуществляли управление производством, работами и прочее [5, с. 45].

Таким образом, представители родоплеменной знати начали осуществлять административные функции аппарата управления государственной власти.

В дальнейшем, с развитием признаков государственности в обществе, общественная собственность постепенно переходила в государственную [6, с. 26].

С появлением материальных благ, установления вождей и их соратников возникает социальное неравенство. Возникающее социальное неравенство привело к расхождению интересов управляющих и управляемых.


Считается, что именно в период возникновения социального неравенства, происходит разделение на «восточное» и «западное» пути развития общества [3, с. 156].

Причинами подобного разделения можно назвать, тот факт, что на «востоке» крупные ирригационные работы были не под силу отдельной семье, что привело к сохранению и объединению общин и совместному производству работ.

На «западе» подобных работ не требовалось, в связи с чем, со временем общины распались, а с распадом общин разделилась земля и оказалась в частной собственности [2, с. 41].

Как уже указывали выше, с появлением излишек производства, появляются материальные блага и происходят социальные изменения. Все произведенное собирается и перераспределяется. Само перераспределение осуществляется вождями и старейшинами, и у них самим скапливается большая часть ресурсов и благ.

Поскольку, при распределении общественного продукта большая его доля остается в руках знати, управление обществом становиться выгодной и желанной деятельностью. В дальнейшем выборность таких должностей становиться формальной и в результате приводит наследованию должностей [2, с. 42].

Зачастую административный аппарат помимо осуществления функции управления осуществлял и культовые функции, что придавало аппарату управления особый статус. Такое положение позволяло управленцам извлекать свои выгоды и преимущества, в связи с чем, общинные управленцы стремились закрепить за собой должности и даже сделать их наследственными [1, с. 27].

Таким образом, одной из главных предпосылок образования государства и образования классов «по восточному типу» стало использование лицами государственного аппарата в целях контроля экономики, политики выполнения военных функций.

На Востоке представителями аппарата управления использовали не сами средства производства, а управление такими производствами [2, с. 46].

В эпоху становления государства, частная собственность в современном того понимании не приобрела своей значимости.

Однако частная собственность все-таки существовала, но ее роль была не значительна и она не оказывала влияния на экономическое развитие государства. Главы аппарата управления имели свои дворцы, драгоценности, рабов [5, с. 57].

Следует заметить, что частная собственность чиновников была весьма условна, с потерей своей должности чиновники теряли все имущество, а нередко и вместе с головой.

Купцы, ремесленники так же имели в частной собственности имущество, однако это тоже серьезным образом не оказывало влияния на экономику [10, с. 114].


Постепенно власть приобретает деспотический характер. Авторитет власти в те времена был велик, так как она была связана с идеологией, в частности религией.

Власть на Востоке была священной. Монарх выступал посредником между людьми и чем то божественным.

Государственная власть представляла собой структуру во главе с деспотичным монархом или султаном. Ниже монарха были советники монарха. Ниже советников был чиновничий аппарат меньших рангов, а в самом низу сельскохозяйственные общины [6, с. 26].

Земля хоть и находилась в собственности общин, фактически стала государственной собственностью. Во власти государства была личность и жизнь всех подданных.

Однако, государства, развивающиеся по «Восточному пути» существенно отличались между собой.

Например, в Китае, рабство имело семейный характер. В Египте, было много достаточно много рабов, которые в большинстве случаев были собственностью государства [2, с. 59].

Происхождение государственного аппарата управления исходит из родоплеменной знати.

Выходя из общества, интересы государственного аппарата управления стали противоположными интересам общества, и в дальнейшем чиновничий аппарат превратился в господствующий эксплуатирующий труд общинников класс.

Государства Востока были достаточно застойными, без существенных изменений на протяжении веков, а иногда и тысячелетий.

Такие государства стояли на своем пути, практически отсутствовало их какое-либо дальнейшее развитие.

Например, государственность в Китае возникла на несколько веков раньше, чем в странах Европы. Однако сам общественный уклад оставался неизменным до 20 века [10, с. 114].

Африка несколько отличалась от деспотичного Китая, например тем, что власть была не только наследственная, но были и выборные должности [10, с. 114].

Однако прослеживались следующие общие черты восточных государств:

- абсолютная деспотичная монархия;

- мощный аппарат управления;

- государственная форма собственности на основные средства производства, которая составляла основу экономики;

- частная собственность имела второстепенное значение;

- в государствах практически отсутствовало экономическое или иное развитие, государства сотнями или даже в некоторых случаях тысячелетиями находились в стагнации [1, с. 21].

- государственная власть представляется священной [2, с. 59].

Таким образом, можно выделить основные предпосылки возникновения государства в странах Востока:

- потребность в производстве крупных ирригационных работ в целях развития поливного земледелия;


- невозможность выполнения масштабных ирригационных работ в одиночку, малыми группами, что повлекло за собой к объединению и сохранению общин;

- необходимость централизованного администрирования процесса осуществления и выполнения работ, эксплуатации и охраны построенных систем.

1.2 Причины возникновения государственности в европейских странах.

В европейских странах главной предпосылкой образования государственности стало классовое расслоение общества.

Основной причиной классового расслоения послужило то, что в Европе не требовалось осуществление таких общественных работ, как на Востоке, из-за чего произошел распад общин с последующим разделением земель [4, с. 57].

Таким образом, образовалась частная собственность на землю, рабов, скот.

Афины считаются классической формой появления государственности. Афинское государство считается возникшим из классовых противоречий [2, с. 41].

В Афинах вместо «вооруженного народа» стала существовать вооруженная «публичная власть», интересы которой уже не совпадали с общественными интересами. Подобная власть была даже готова выступить против народа [8, с. 121].

При распаде общин уже рассматривалось неравенство: у лиц, аристократического происхождения земельных участков, рабов, орудий было больше, чем у обычных членов общины [2, с. 42].

Появляются наемный труд, что является хорошей предпосылкой для экономического развития.

Существовавшие в европейских странах конфликты между наследственной аристократией и простым народом, вступила и другая группа людей, обладающая частной собственностью, нажитой морским грабежом и торговлей [7, с. 146].

Это все привело к следующему: богатые собственники стали занимать важные должности в государственном аппарате управления, тем самым господство аристократии прекратилось.

Таким образом, происхождение государства в Афинах характерно тем, что государственность возникла из классовых противоречий. Постепенно материально имущие классы получили экономическое господство, что позволило им занимать государственные должности и использовать их для защиты своих интересов.

В Древнем Риме деление народа на классы и государства в силу целого ряда был на пару столетий позже Афин. Но сами принципы образования государства были идентичными, только сопровождался борьбой между пришлым населением и римской родовой знати.