Файл: Теории происхождения государства ( Исторические пути происхождения государства ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Исторические пути происхождения государства
1.1 Причины происхождения государственности в Восточных странах.
1.2 Причины возникновения государственности в европейских странах.
2.1. Договорная теория происхождения государства и права
Глава 3. Теории происхождения государства, основанные на материалистических представлениях мира.
3.1. Органическая, ирригационная и теория насилия происхождения государства
3.2. Историко-материалистические (марксистская и немарксистская) теории происхождения государства
Введение
Государство имеет своё начало, свою историю становления, возникновения и развития.
Теория государства и права изучает не только государство как результат продуктивной деятельности, но и сами предпосылки возникновения государственности.
Теории государства и права будут всегда актуальными, так как не поняв причины возникновения, генезис и историю развития государства, невозможно проанализировать само государство, дать оценку процессам происходящих в государстве.
Огромное количество ученых, как нашей стране, так и зарубежных стран в своих научных работах раскрывали свои теории и предположения происхождения государства. Раскрыть все существующие теории происхождения государственности не представляется возможным в рамках настоящей курсовой работы, но основополагающие теории, нашедшие своих сторонников и изучаемые курсом дисциплины теории государства и права, раскроем.
Изучение вопроса теории происхождения государства намного шире и показывает нам взаимосвязь понятий личность и общество, закон и общество, государство и общество, режим и государство.
Целью данной работы является раскрытие основополагающих теорий происхождения государственности, предпосылок возникновения государственности.
Для достижения цели курсовой работы перед нами поставлены следующие задачи:
- изучение истории становления и развития восточного и западного государств,
- выявление общих закономерностей и разграничение отличий в происхождении государств у различных народов,
- выявление предпосылок возникновения государственности.
- изучение и подробное раскрытие существующих теорий происхождения государства,
- выявить проблемы в изучаемых теориях происхождения государства и дать свою оценку этим теориям.
Объектом исследования является государство, предпосылки его возникновения и теории происхождения государства.
Предметом исследования является типология государств, предпосылки и исторические факторы возникновения государства и существующие теории происхождения государства и права.
Для достижения поставленной цели, использовалась литература ученых и специалистов в области теории государства и права – Алексеева С.С, Баранова А.В., Лазарева В.В., Марченко М.Н., Крашенинникова П.В. и др.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав по два параграфа и заключения, библиографии.
Глава 1. Исторические пути происхождения государства
1.1 Причины происхождения государственности в Восточных странах.
Самые первые признаки государства начали проявляться 5 тыс. лет назад на Востоке, в Азии, Африке государства в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Янцзы и др. [2, с. 25].
Особенностью таких государственных образований в том, что они начали возникать в местах осуществления земледелия. Земледелие в таких местах было основано на принципе ирригационных работ, т. е. за счет того что земельные угодья искусственным образом проливались, повысилась урожайность.
Именно необходимость поливного земледелия привело к необходимости осуществлять масштабные работы по строительству поливных каналов, иных ирригационных систем. Необходимость проведения подобных работ, привело к обобщению и сохранению общины. С производством таких работ и объединением общин начала появляться общественная собственность на землю [4, с. 56].
Таким образом, потребность народностей в производстве и сооружении, дальнейшей эксплуатации и защите поливных систем привело к естественному созданию власти в общине.
Так же существенной предпосылкой создания административного аппарата повлияли сами ирригационные работы, то есть после начала искусственного полива земель, в таких местностях в несколько повысилась урожайность, появилась материальные блага, благодаря чему появилась материальная возможность обеспечивать ничего не производящий аппарат управления [6, с. 26].
Первыми представителями публичной власти являлись представители родоплеменной знати.
Под родоплеменной знатью следует понимать главу общины, со своими советниками, которые осуществляли управление производством, работами и прочее [5, с. 45].
Таким образом, представители родоплеменной знати начали осуществлять административные функции аппарата управления государственной власти.
В дальнейшем, с развитием признаков государственности в обществе, общественная собственность постепенно переходила в государственную [6, с. 26].
С появлением материальных благ, установления вождей и их соратников возникает социальное неравенство. Возникающее социальное неравенство привело к расхождению интересов управляющих и управляемых.
Считается, что именно в период возникновения социального неравенства, происходит разделение на «восточное» и «западное» пути развития общества [3, с. 156].
Причинами подобного разделения можно назвать, тот факт, что на «востоке» крупные ирригационные работы были не под силу отдельной семье, что привело к сохранению и объединению общин и совместному производству работ.
На «западе» подобных работ не требовалось, в связи с чем, со временем общины распались, а с распадом общин разделилась земля и оказалась в частной собственности [2, с. 41].
Как уже указывали выше, с появлением излишек производства, появляются материальные блага и происходят социальные изменения. Все произведенное собирается и перераспределяется. Само перераспределение осуществляется вождями и старейшинами, и у них самим скапливается большая часть ресурсов и благ.
Поскольку, при распределении общественного продукта большая его доля остается в руках знати, управление обществом становиться выгодной и желанной деятельностью. В дальнейшем выборность таких должностей становиться формальной и в результате приводит наследованию должностей [2, с. 42].
Зачастую административный аппарат помимо осуществления функции управления осуществлял и культовые функции, что придавало аппарату управления особый статус. Такое положение позволяло управленцам извлекать свои выгоды и преимущества, в связи с чем, общинные управленцы стремились закрепить за собой должности и даже сделать их наследственными [1, с. 27].
Таким образом, одной из главных предпосылок образования государства и образования классов «по восточному типу» стало использование лицами государственного аппарата в целях контроля экономики, политики выполнения военных функций.
На Востоке представителями аппарата управления использовали не сами средства производства, а управление такими производствами [2, с. 46].
В эпоху становления государства, частная собственность в современном того понимании не приобрела своей значимости.
Однако частная собственность все-таки существовала, но ее роль была не значительна и она не оказывала влияния на экономическое развитие государства. Главы аппарата управления имели свои дворцы, драгоценности, рабов [5, с. 57].
Следует заметить, что частная собственность чиновников была весьма условна, с потерей своей должности чиновники теряли все имущество, а нередко и вместе с головой.
Купцы, ремесленники так же имели в частной собственности имущество, однако это тоже серьезным образом не оказывало влияния на экономику [10, с. 114].
Постепенно власть приобретает деспотический характер. Авторитет власти в те времена был велик, так как она была связана с идеологией, в частности религией.
Власть на Востоке была священной. Монарх выступал посредником между людьми и чем то божественным.
Государственная власть представляла собой структуру во главе с деспотичным монархом или султаном. Ниже монарха были советники монарха. Ниже советников был чиновничий аппарат меньших рангов, а в самом низу сельскохозяйственные общины [6, с. 26].
Земля хоть и находилась в собственности общин, фактически стала государственной собственностью. Во власти государства была личность и жизнь всех подданных.
Однако, государства, развивающиеся по «Восточному пути» существенно отличались между собой.
Например, в Китае, рабство имело семейный характер. В Египте, было много достаточно много рабов, которые в большинстве случаев были собственностью государства [2, с. 59].
Происхождение государственного аппарата управления исходит из родоплеменной знати.
Выходя из общества, интересы государственного аппарата управления стали противоположными интересам общества, и в дальнейшем чиновничий аппарат превратился в господствующий эксплуатирующий труд общинников класс.
Государства Востока были достаточно застойными, без существенных изменений на протяжении веков, а иногда и тысячелетий.
Такие государства стояли на своем пути, практически отсутствовало их какое-либо дальнейшее развитие.
Например, государственность в Китае возникла на несколько веков раньше, чем в странах Европы. Однако сам общественный уклад оставался неизменным до 20 века [10, с. 114].
Африка несколько отличалась от деспотичного Китая, например тем, что власть была не только наследственная, но были и выборные должности [10, с. 114].
Однако прослеживались следующие общие черты восточных государств:
- абсолютная деспотичная монархия;
- мощный аппарат управления;
- государственная форма собственности на основные средства производства, которая составляла основу экономики;
- частная собственность имела второстепенное значение;
- в государствах практически отсутствовало экономическое или иное развитие, государства сотнями или даже в некоторых случаях тысячелетиями находились в стагнации [1, с. 21].
- государственная власть представляется священной [2, с. 59].
Таким образом, можно выделить основные предпосылки возникновения государства в странах Востока:
- потребность в производстве крупных ирригационных работ в целях развития поливного земледелия;
- невозможность выполнения масштабных ирригационных работ в одиночку, малыми группами, что повлекло за собой к объединению и сохранению общин;
- необходимость централизованного администрирования процесса осуществления и выполнения работ, эксплуатации и охраны построенных систем.
1.2 Причины возникновения государственности в европейских странах.
В европейских странах главной предпосылкой образования государственности стало классовое расслоение общества.
Основной причиной классового расслоения послужило то, что в Европе не требовалось осуществление таких общественных работ, как на Востоке, из-за чего произошел распад общин с последующим разделением земель [4, с. 57].
Таким образом, образовалась частная собственность на землю, рабов, скот.
Афины считаются классической формой появления государственности. Афинское государство считается возникшим из классовых противоречий [2, с. 41].
В Афинах вместо «вооруженного народа» стала существовать вооруженная «публичная власть», интересы которой уже не совпадали с общественными интересами. Подобная власть была даже готова выступить против народа [8, с. 121].
При распаде общин уже рассматривалось неравенство: у лиц, аристократического происхождения земельных участков, рабов, орудий было больше, чем у обычных членов общины [2, с. 42].
Появляются наемный труд, что является хорошей предпосылкой для экономического развития.
Существовавшие в европейских странах конфликты между наследственной аристократией и простым народом, вступила и другая группа людей, обладающая частной собственностью, нажитой морским грабежом и торговлей [7, с. 146].
Это все привело к следующему: богатые собственники стали занимать важные должности в государственном аппарате управления, тем самым господство аристократии прекратилось.
Таким образом, происхождение государства в Афинах характерно тем, что государственность возникла из классовых противоречий. Постепенно материально имущие классы получили экономическое господство, что позволило им занимать государственные должности и использовать их для защиты своих интересов.
В Древнем Риме деление народа на классы и государства в силу целого ряда был на пару столетий позже Афин. Но сами принципы образования государства были идентичными, только сопровождался борьбой между пришлым населением и римской родовой знати.