Файл: Основные функции в системе менеджмента( ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ менеджмента
1.1. Сущность и содержание менеджмента
1.2. Основные функции и принципы менеджмента
1.3. Организационно-экономический механизм управления организацией
2 АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРИМЕРЕ ООО «Север»
2.1. Общая характеристика организации ООО «Север»
2.2. Реализация основных функций менеджмента в ООО «Север»
Осуществим анализ структуры среднесписочной численности персонала организации за 2018 г. по категориям (табл. 1).
Таблица 1
Анализ структуры персонала ООО «Север» по категориям
Категория |
Среднесписочная численность, чел. |
Доля, % |
Промышленно-производственный персонал, в т. ч.: |
52 |
91,23 |
- рабочие, в т. ч.: |
38 |
66,67 |
основные |
29 |
50,88 |
вспомогательные |
9 |
15,79 |
- служащие, в т. ч.: |
14 |
24,56 |
руководители |
4 |
7,02 |
специалисты |
10 |
17,54 |
Непромышленный персонал |
5 |
8,77 |
ИТОГО: |
57 |
100,00 |
На основе проведенного анализа среднесписочной численности персонала организации за 2018 г. по категориям можем сделать следующие выводы:
1) наибольшую долю в структуре численности занимает промышленно-производственный персонал – 91,23%, в том числе: рабочие – 66,67%, служащие – 24,56%;
2) доля непромышленного персонала в общей численности персонала – 8,77%;
3) доля основных производственных рабочих в общей численности персонала составляет 50,88%, вспомогательных – 15,79%;
4) доля руководителей в среднесписочной численности персонала организации составляет 7,02%, специалистов – 17,54%.
Данная структура персонала отображает связанность персонала между собой согласно своим направлениям. Почти 70% рабочих, наличие специалистов и руководителей на уровне почти 25% отображает такую особенность системы управления персоналом как высокая информированность работников. Ведь такое количество специалистов и руководителей позволяет информировать рабочий персонал о процессе выполнения работ.
Руководителю и специалистам предприятия сложно скрыть от персонала сведения о методах работы и отношениях с контрагентами. Высокая информированность ставит работодателя в некоторую зависимость от работника и тем самым вынуждает вести поиск персонала среди родственников, личных знакомых или по рекомендации проверенных людей.
Проанализируем профессионально-квалификационную структуру персонала: по уровню образования, половозрастной состав (таблица 2.2).
Таблица 2
Анализ профессионально-квалификационной структуры персонала ООО «Север» за 2018 г.
Образование |
Среднесписочная численность, чел |
Доля, % |
Высшее |
50 |
87,72 |
Незаконченное высшее |
2 |
3,51 |
Среднее специальное |
3 |
5,26 |
Среднее общее |
2 |
3,51 |
ИТОГО: |
57 |
100,00 |
Анализ структуры численности персонала ООО «Север» показывает, что доля персонала организации с высшим образованием составляет 87,72%, с незаконченным высшим – 3,51%, средне специальным – 5,26% и средним общим – 3,51%. Несомненно, положительным фактом является тот факт, что наибольшую долю в структуре организации составляет персонал с высшим и средне специальным образованием.
Согласно данным табл. 2 можно отметить еще одну особенность системы управления персоналом в ООО «Север» – организационное обучение практически отсутствует.
Ведь почти 90% работников уже имеют высшее образование и только 3,51% работников имеют незаконченное высшее образование. Это объясняется рядом причин: недооценка руководителем предприятия необходимости обучения, нехватка средств, неопределенность перспектив предприятия.
А также проведем анализ среднесписочной численности персонала по половому признаку (табл. 3).
Таблица 3
Анализ структуры персонала ООО «Север» по половому признаку
Пол |
Среднесписочная численность, чел |
Доля, % |
Мужчины |
38 |
66 |
Женщины |
19 |
34 |
ИТОГО: |
57 |
100 |
Таким образом, структура среднесписочной численности персонала по половому признаку следующая: мужчины 66%, женщины 34%.
Проанализируем структуру персонала организации ООО «Север» по возрастному признаку (табл. 4).
Таблица 4
Анализ структуры персонала ООО «Север» по возрастному признаку
Возраст |
Среднесписочная численность, чел |
Доля, % |
18 |
0 |
0,00 |
19 |
0 |
0,00 |
20-24 |
1 |
1,75 |
25-29 |
8 |
14,04 |
30-34 |
21 |
36,84 |
35-39 |
12 |
21,05 |
40-44 |
3 |
5,26 |
45-49 |
5 |
8,77 |
50-54 |
2 |
3,51 |
55-59 |
3 |
5,26 |
60-64 |
2 |
3,51 |
65 и старше |
0 |
0,00 |
ИТОГО: |
57 |
100,00 |
Анализ структуры персонала ООО «Север» по возрастному признаку, позволяет сделать следующие выводы: наибольшая доля в структуре персонала у возрастной группы от 30–34 лет, в составе персонала отсутствуют возрастные группы 18, 19, 65 и старше.
Динамика движения рабочей силы ООО «Север» за 2016–2018 года представлена в табл. 5.
Таблица 5
Динамика движения рабочей силы ООО «Север» за 2016–2018 гг.
Показатель |
Данные по годам |
Изменение, +/- |
|||
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2017-2016 |
2018-2017 |
|
Среднесписочная численность персонала, человек |
55 |
56 |
57 |
1 |
1 |
Количество принятых на работу, человек |
3 |
4 |
7 |
1 |
3 |
Количество уволенных с работы, человек, в том числе: |
1 |
3 |
5 |
2 |
2 |
по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины, человек |
1 |
2 |
4 |
1 |
2 |
Работники, которые работали в течение всего периода |
45 |
42 |
46 |
- |
- |
Коэффициент оборота по выбытию |
0,04 |
0,09 |
0,16 |
0,05 |
0,07 |
Коэффициент текучести кадров |
0,02 |
0,04 |
0,07 |
0,02 |
0,03 |
Коэффициент валового оборота рабочей силы организации |
0,07 |
0,13 |
0,21 |
0,06 |
0,08 |
По данным таблицы 5 можно увидеть, что в 2017 году принято на работу 4 чел. и уволено 3 чел., в т. ч. 1 за нарушение трудовой дисциплины. В 2017 году принято 7 чел., а уволено 5 чел., в том числе 4 чел. за нарушение трудовой дисциплины.
Коэффициент оборота по выбытию увеличился в 2017 г. на 0,05 и в 2018 г. на 0,07 составил в 2018 г. — 0,16. По показателю текучести кадров увеличение составило 0,02 и 0,03 в 2018 г., что негативно характеризует состояние текучести кадров в ООО «Север» за 2016-2018 года.
Динамика свидетельствует о незначительном ухудшении показателей движения персонала в ООО «Север» за 2016–2018 года, что говорит о повышение текучести кадров, это результат не продуманной политики управления персоналом.
Система мотивации находится на низком уровне. Свидетельством этого являются данные, полученные в результате анкетирования работников ООО «Север».
Для определения мнения работников о факторах мотивации проведено анкетирование работников ООО «Север», результаты сведены в таблице 6.
Таблица 6
Результаты анкетирования работников о состоянии мотивации в ООО «Север»
Показатели |
балл |
% |
Условия труда |
97 |
13,7 |
Социальные блага |
103 |
14,5 |
Оплата труда |
140 |
19,8 |
Коллектив |
127 |
17,9 |
Признание и одобрение результатов труда |
131 |
18,5 |
Возможность роста мастерства |
110 |
15,5 |
Всего |
708 |
100 |
Согласно данным табл. 2.6 можно увидеть, что основными факторами мотивации в ООО «Север» являются: условия труда — 13,7%, социальные блага — 14,5%, оплата труда — 19,8%, коллектив — 17,9%, признание и одобрение результатов труда — 18,5%, возможность роста мастерства — 15,5%.
Таким образом, ООО «Север» стоит обратить внимание на уровень мотивации в компании, ведь компания, которая не заботится о сотрудниках, теряет сотрудников и сталкивается с падением производительности труда.
2.2. Реализация основных функций менеджмента в ООО «Север»
Проведем анализ основных функций менеджмента в ООО «Север».
Эффективно работающие организации выбирают такую организационную структуру, которая бы в наибольшей степени отвечала решению сложных и непредсказуемых проблем. Неэффективно действующая структура предприятия не дает возможности достичь намеченных целей.
Управление ООО «Север» осуществляется в соответствии с Уставом.
Данную организацию возглавляет генеральный директор, который организует всю работу предприятия и несет полную ответственность за его состояние и деятельность перед государством и трудовым коллективом.
Генеральный директор представляет организацию во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом организации, заключает договора, издает приказы по организации, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников организации, открывает в банках счета организации.
Руководство бухгалтерским учетом в организации осуществляет главный бухгалтер. Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности генеральным директором. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно генеральному директору.
Для менеджмента высшего звена необходимы следующие компетенции: целеполагание, коммуникативная компетентность, персональный и корпоративный тайм-менеджмент, способность к ортобиозу, готовность к риску и ответственность за принятие риска, знание управленческой психологии, не конфликтность, умение идти на компромисс, стратегическое мышление, аналитический склад ума, инновационное мышление.
Для менеджмента среднего звена выделяются следующие компетенции: инновационное мышление, высокая степень ответственности, адаптивность, не конфликтность, оперативность, самостоятельность в принятии решений, дисциплинированность, креативность, умение не только внести предложение, но и аргументировать его.
Для менеджмента низшего звена среди компетенций необходимы: быстрота действий и реакции, интуиция и смекалистость, самостоятельность и готовность понести ответственность за свои решения и действия.
ООО «Север» работает в сложных условиях конкурентной борьбы, борьбы за каждого клиента с целью получения прибыли. Его положение затрудняет мировой экономический кризис, что обусловлено многими факторами рыночной экономики как в России, так во многих странах мира, в число которых следует отнести и несовершенство системы управления организацией.
Это приводит к затруднениям в управлении деятельности компании и объясняет то, что построение моделей принятия решений по управлению организацией по целям и результатам в условиях антикризисного управления является достаточно сложной процедурой, которая включает ряд формализованных и неформализованных этапов.
Не стоит руководствоваться несколько упрощенными подходами в управлении организацией, когда считается, что определенным образом выбран единственный критерий, по которому проводится оценка эффективности и надо лишь отыскать максимум (минимум) некоторого показателя эффективности. Важным моментом при таком управлении должен стать анализ программы деятельности предприятия.