Файл: Основные функции в системе менеджмента( ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов. Решая ту или иную задачу менеджмента, методы служат целям практического управления, предоставляя в его распоряжении систему правил, ресурсов на поставку и реализацию целей.

Под организационно-распорядительными методами управления понимают систему мер и способов воздействия на управляемый объект, которые обеспечивают планомерную и иную деятельность управляющей и управляемой подсистем.

С помощью организационно-распорядительных методов управления оказывается прямое воздействие на управляемый объект, поддерживается власть руководителя, а также соблюдается дисциплина и ответственность.

Поэтому тема курсовой работы является весьма актуальной и вызывает практический интерес. Ведь организационно-распорядительные (административные) методы управления направлены на достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание системы управления организацией.

Для более эффективного осуществления руководства предприятиями важную роль оказывает процесс правильного понимания и применения ключевых функций управления.

В процессе выполнения работы необходимо заранее определить какой конечный результат необходим предприятию и как правильно достичь этого результата путем планирования, организации, мотивации и контроля.

Актуальность исследования функций управления обусловлено многообразием и неоднозначностью подходов ученых к трактовке их сущности и взаимодействия.

Объектом практического исследования выступает система менеджмента ООО «Север». Предмет исследования – организационно-распорядительные методы управления.

Целью курсовой работы является исследование менеджмента с точки зрения организационно-целевого управления.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

  • изучить сущность и направления управления организацией;
  • рассмотреть функции и принципы менеджмента;
  • дать общую характеристику организации ООО «Север»;
  • проанализировать реализацию основных функций менеджмента в ООО «Север».

В процессе исследования использованы традиционные способы и средства экономического анализа (табличного, сравнение, группировка, графический), обработка материалов с использованием персональных ЭВМ, использовались наблюдение, сравнение, моделирование, исторический метод.


Методологической основой написания работы послужили нормативно-правовые акты, учебники и учебные пособия по данной проблематике, статьи в периодических изданиях.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ менеджмента

1.1. Сущность и содержание менеджмента

Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение поставленных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов научного управления. Многие считают, что это просто синоним понятия «управления» и не больше, аргументируя дословным переводом английского термина на русский язык. Общеизвестно, что в основе термина «менеджер» лежит английский глагол to manage – управлять, происходящий от латинского manus – рука, хотя есть мнение, что глагол первоначально означал «искусство объезжать лошадей». Однако термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например, управление автомобилем, подачей теплоэнергии, управление движением поездов и самолетов и т.д.); к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях) [6, с. 287].

Обобщая все эти виды управленческой деятельности, можно сделать вывод, что управление – это осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды – общества, живой и неживой природы, техники. Управление – это процесс, ориентированный на достижение определенных целей. В русском лексиконе слово «менеджмент» появилось в конце ХХ века в период построения в России рыночной экономики и является необходимым уточнением более широкого понятия «управление». Термин «менеджмент» применяется для обозначения управления социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять и в отношении непредпринимательских организаций.

Менеджмент – это управление, осуществляемое в условиях рынка. В первую очередь это означает следующее:


– неизменное стремление к наивысшим результатам;

– ориентацию на потребности рынка и на спрос;

– хозяйственную собственность, которая выступает гарантом свободы принятия решений[6, с. 287].

Как самостоятельный вид профессиональной деятельности менеджмент предполагает, что управляющий (то есть сам менеджер) не имеет зависимости от уставного капитала той организации, на которую он работает. Сущность менеджмента заключается в том, что менеджер не является владельцем акций и работает исключительно по условиям найма. Данный управляющий является субъектом определенной профессиональной деятельности. Это означает, что он имеет определенные навыки и опыт практической работы, а также прошел специальную подготовку.

Управление производством – это его организация и определение перспектив. Отметим, важны как долгосрочные, так и краткосрочные перспективы. Сущность менеджмента так или иначе связана с мыслью о том, что если рационально использовать все имеющиеся ресурсы, то можно будет добиться максимальных результатов при самых маленьких расходах. У менеджмента имеется собственный экономический механизм. Он направляется на решение определенных проблем, которые неизбежно возникают в хозяйственной деятельности при реализации технологических, социально-экономических, социально-политических и иных задач. Описанный экономический механизм состоит из трех уровней:

– управление производством;

– внутрифирменное управление; – управление персоналом.

Говоря о том, что такое сущность менеджмента, принято делать акцент на его процессуальном характере. Менеджмент очень часто воспринимают как интегральный процесс, который позволяет управлять фирмой непосредственно через поставленные цели. В деятельности менеджера в организации есть немало моментов, назвать которые можно не иначе как ключевыми. К ним можно отнести и понимание менеджером своей собственной компетенции. Компетенция менеджера во многом связана с компетенцией других сотрудников. Любой профессиональный управляющий должен уметь пользоваться знаниями, которыми владеет он и его подчиненные.

Для чего они необходимы? Для увеличения кругозора, который в дальнейшем поможет принимать правильные решения, обозначать перспективы и грамотно осуществлять текущее управление организацией и ее кадрами. Да, менеджер находится в полной зависимости от руководителя, однако его начальнику не следует забывать, что нанятый им человек должен постоянно чувствовать себя хозяином ситуации, так как иначе он не сможет полностью реализовать весь имеющийся у него потенциал. Менеджера контролировать нужно только косвенно.


Таким образом, сущность менеджмента составляет управление организацией (хозяйствующим субъектом) в условиях рынка, с учётом использования методов и механизмов хозяйствования в рыночной экономике. 

1.2. Основные функции и принципы менеджмента

Управление рассматривается как совокупность функций, способствующих достижению целей организации и увеличению прибыли.

В исследованиях, связанных с управлением, отсутствует единое определение категории «функции управления». Функция управления — это определенный вид деятельности, в процессе которого выполняется воздействие на объект управления, решаются заданные цели и задачи, достигается осуществление желаемой цели [6, с. 287].

Исследуя и систематизируя научные разработки ученых и практиков, считаем целесообразным к основным функциям управления относить планирование, организацию, лидерство (руководство) и контроль (рис. 1).

Функция планирования считается одной из главных. Практически все ученые в области управления признают ее. Планирование предполагает прогнозирование, постановку целей и задач, отвечая на такие вопросы, как: что производить? Каким образом? Для кого? [7, с. 53].

Данная функция связана со существованием в нашей жизни определенного ряда стихийных процессов, которые могут появиться в результате природных катаклизмов, возможностей неконтролируемого поведения лица и других причин, не зависящих от деятельности человека.

Определение целей организации

Функции управления

Планирование

Распределение ответственности и эффективного использования ресурсов

Организация

Управление подчиненными для повышения их эффективности

Управление

Контроль за управлением и корректировка планов

Контроль

Рис. 1. Основные функции управления

С помощью планирования мы строим схему воздействия на объект в будущем, а потому он не гарантирует успех управленческих решений полностью.

Средствами планирования руководство фирмы устанавливает основные направления и принятия решений, которые обеспечивают единство целей и задач для всех участников процесса управления. Таким образом, определяется единственное направление в деятельности организации для достижения общих целей [9].


Содержание функции планирования предусматривает реализацию программы действий, создание и распределение задач работникам или подразделениям фирмы, их взаимосвязь между собой. Важным здесь является регулирование выполняемых работ, что обеспечивает четкую линию следования выбранному направлению функционирования организации [4, с. 35]. Если все же произошли отклонения от основного плана, то необходимо проводить корректировку в соответствии с поставленными целями.

Функция организации — это процесс систематической корректировки многих задач и взаимоотношений между людьми, которые выполняют процесс. Функция организации направлена ​​на реализацию определенных на предыдущем этапе планов. Организовывать — это значит создавать структуру [9, с. 86]. То есть, под организацией следует понимать целенаправленное воздействие на коллектив организации для создания механизма управления и взаимосвязей в нем. Организационная деятельность является главным элементом систем управления.

Важным аспектом в процессе организации является делегирование, а именно выполнение работ руководителями с помощью других лиц.

Таким образом, успешное планирование функций управления включает:

  • организация;
  • лидерство (руководство);
  • контроль;
  • распределение ответственности и эффективного использования ресурсов;
  • успешное руководство подчиненными для повышения их эффективности;
  • контроль за управлением и корректировка планов;
  • определение целей организации и путей их достижений.

Управленцы поручают (делегируют) полномочия своим подчиненным [2]. С помощью делегирования полномочий формируются отношения и должностные связи работников в организации, которые являются основой для упорядочения деятельности подразделений и обеспечивают координацию работы организации.

Функцию лидерства (руководства) выделяет в своих исследованиях Ричард Дафт, объясняя ее как использование влияния для мотивации работников [5, с. 18].

Руководство — это феномен, который возникает в системе формальных (официальных) отношений, а лидерство — феномен, зародившийся системой неформальных (неофициальных) отношений. Роль руководителя определена в соответствии с целями организации, а роль лидера возникает стихийно [8, с. 6].

Мотивация заключается в том, чтобы работники выполняли свою работу в соответствии с делегированными им обязанностями и поставленными планами. Чем больше будет прилагаться усилий по выполнению определенных задач, тем больше будет выплачиваться денег работникам [9, с. 87]. Под мотивацией следует также понимать внутреннее побуждение к исполнению обязанностей работниками [2].