Файл: Управление конфликтными ситуациями в государственных организациях.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 285
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ГЛАВА. Управление конфликтами, стрессами и изменениями в органах государственного управления
1.1. Составление программы исследования конфликтов в Государственной организации
1.2. Исследование конфликтов в Государственной организации
2 ГЛАВА. Совершенствования системы управления конфликтами в организации
2.1. СУЩНОСТЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ
2.2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ
3 ГЛАВА. ЭТИЧНЫЕ АСПЕКТЫ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ
3.1. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ И УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ
Совокупность предлагаемых положений позволяет создать механизм регулирования конфликта интересов, лежащего, как уже было обосновано, в основе любого коррупционного правонарушения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конфликт можно определить, как наличие противоречий между людьми, которые возникают в процессе решения тех или иных проблем социальной или личной жизни. Конфликт несет в себе ряд потенциальных позитивных возможностей: это изменение, адаптация, выживание. Основной ценностью конфликтов является то, что это стимул к изменению, вызов, который требует творческой реакции.
Конфликтом можно управлять, причем управлять так, что его негативные, деструктивные последствия могут быть сведены к минимуму либо элиминированы, а конструктивные (положительные) возможности усилены.
Конфликты способствуют выявлению разнообразных точек зрения, большего числа альтернатив или проблем, а так же приносят дополнительную информацию и т. д. Это делает процесс принятия решений группой менеджеров более эффективным
Для анализа конфликтности выбрано учреждение Администрация Истринского района.
В управленческой деятельности Государственной организации ,достаточно часто складываются конфликтные ситуации. В Государственной организации ,возникают и межгрупповые, и личностные конфликты.
По итогам анкетирования было установлено, что в Государственной организации Истринского района: 75% сотрудников отметили наличие противоречий между интересами работников и их функциями в производственном процессе; 68% опрошенных отметили неэффективность организации трудового процесса; 25% опрошенных сотрудников выразили недовольство условиями труда; 8% опрошенных сотрудников охарактеризовали как неудовлетворительную, деятельность нынешнего руководства.
Основными объективными причинами организационных конфликтов в Государственной организации ,можно считать:
- неудовлетворенность сотрудников процессом организации трудовой деятельности;
- возникающие противоречия между интересами сотрудников и их функциями в трудовом процессе;
- неудовлетворительность условиями труда;
- наличие высоких личных претензий и амбиций сотрудников.
В работе был проведен расчет коэффициента социально-психологической напряженности в Государственной организации Истринского района, который составил 0,88, что соответствует неудовлетворенности 88% от общего количества опрошенных сотрудников, это свидетельствует высоком уровне социально-психологической напряженности в трудовом коллективе Государственной организации ,что может привести с проблемами в производственной деятельности.
Анализ показал, что руководство в достаточной мере справляется с периодически возникающими открытыми конфликтами, но в коллективе присутствует скрытый конфликт, который способствует росту социально-психологической напряженности в коллективе, снижает результативность труда и служит деструктивным фактором в деятельности Государственной организации Истринского района
Для снижения конфликтности в Государственной организации ,предложены следующие мероприятия: для повышения статуса сотрудников, гибкости процесса управления внедрить метод делегирования полномочий, разработать и внедрить должностные инструкции для каждого работающего; для повышения корпоративности и улучшения морального климата – разработать Правила корпоративного поведения; для улучшения процесса принятия управленческих решений.
Так же было предложено введение в штат учреждения психолога и проведение психологического мониторинга два раза в год для выяснения причин возникновения конфликтов и их урегулирования.
Данные мероприятия позволят получить экономию бюджетных средств в сумме 1890612 рублей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2016 № 2-ФКЗ, от 21.07.2016 № 11-ФКЗ)
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.01.2018)
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.06.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2017)
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 15.02.2018)
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 28.11.2017, с изм. от 30.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018)
- "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 09.03.2018)
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2017)
- Базарова Т.Ю., Еремива Б.Л. Управление персоналом. - М., 2012., 200с.
- Виханский, О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебное пособие. / О.С. Виханский, А.И. Наумов - М.: МГУ, 2015, с.334
- Владимирова Л.П. Экономика труда: Учеб. М. Издательский дом «Дашков и К0, 2016. 220 с.
- Генкин Б.М. Экономика и социология труда. М.: Норма, 2015. 402с.
- Горелов Н.А., Винокурова М.А. Экономика труда. - СПб.: Питер, 2012. - 655 с.
- Грехем Х.Т., Беннетт Р. Управление человеческими ресурсами. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015, 180с.
- Журавлев П.В. Управление человеческими ресурсами: опыт развитых стран. – М., 2017, 430с.
- Журавлев П. В. и др. Технология управления персоналом. – М.: «Экзамен», 2015. – 135 с.
- Зайцев Г.Г. Управление персоналом: Учебное пособие. СПб. гос. ун-т экономики и финансов. СПб.: Северо-Запад, 2012. 310 с.
- Кибанов А.Я., Каштанова Е.В. Управление персоналом: теория./ Кибанов А.Я., Каштанова Е.В. – М.: ООО «Проспект» , 2016.-652 с.
- Маслов Е.В. Управление персоналом организации: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2016. 526с.
- Николенко И.П. Менеджмент человеческих ресурсов. – М., 2015, 160с.
- Организация и нормирование труда: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В. В. Адамчука / ВЗФЭИ. М.: Финстаинформ, 2015. 301 с.
- Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. Кибанова А.Я. М.: Инфра-М, 2016. 637с.
- Управление персоналом: Учеб. пособие для экон. спец. вузов / Под ред. Сербиновского Б.Ю. М.: ПРИОР, 2015. 431с.
- Управление персоналом: Учебник / Под ред. Л.В. Вагина. М.: Изд-во РАГС, 2016. 484с.
- Уткин Э.А. Управление персоналом: Пособие для подготовки к экзамену. М.: ЭКМОС, 2015. 223с.
- Цыпкин Ю.А. Управление персоналом: Учеб.пос.для экон.спец.вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 446с.
- Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. М., 2012. – 366 с.
- Экономика организации и отрасли промышленности.-Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. 543 с.
- Экономика организации: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 718 с.
- Экономика труда: социально-трудовые отношения: Учебник для вузов по экон. спец. М.: ЭКЗАМЕН, 2016. 735 с.
- Экономика труда: Учебник для студентов вузов / Под ред. М.А. Винокурова. СПб.: Питер, 2015. 655 с.
- Экономика труда: социально-трудовые отношения. - М.: ЭКЗАМЕН, 2017. – 735
- Экономика труда / Под ред. М.А. Винокурова. - СПб.: Питер, 2016. - 655 с.
- Экономика труда / Под ред. Рофе А.И. - М.: МИК, 2016. – 248с
- Экономика труда: Учеб./ П.Э. Шлендер, Ю.П. Кокин, Т.П. Варна, В.М. Маслова и др.; Под ред. П.Э. Шлендера, Ю.П.Кокина. М.: Юрист, 2017, с. 542.
Приложение 1
Сравнение пяти возможных подходов при управлении конфликтом на предприятии
Подход |
Цель |
Точка зрения |
Обоснование |
Возможные последствия |
Конкуренция |
Настоять на своем |
«Я знаю, что делать. Никаких вопросов по поводу моих прав и авторитета» |
Лучше пережить несколько неприятных минут, чем отказаться от своей точки зрения. |
Вы смогли отстоять свою точку зрения, но при этом унизили или оскорбили своих оппонентов. |
Уклонение |
Избежать конфликта |
«У меня нет позиции по этому вопросу». «Дайте мне подумать». «Это не моя проблема» |
Любая конфронтация негативна, поскольку она порождает напряжение. |
Межличностные проблемы не находят разрешения, что приводит к долгосрочной фрустрации, которая может проявляться по-разному. |
Компромисс |
Как можно быстрее прийти к соглашению |
«Давайте быстрее найдем решение, которое позволило бы нам спокойно вернуться к работе» |
Продолжающиеся конфликты отвлекают людей от работы и порождают в них негативные чувства. |
Конфликтующие стороны находят допустимые, но далеко не самые эффективные решения |
Приспособление |
Не расстраивать другую сторону |
«Чем я могу помочь вам в этой ситуации?» «Моя позиция не настолько значима, чтобы я жертвовал ради нее своими добрыми отношениями с вами» |
Нашим основным приоритетом должно стать поддержание гармоничных отношений. |
Другая сторона, скорее всего, получит преимущества за ваш счет. |
Сотрудничество |
Решить проблему совместными усилиями |
«Моя позиция такова. Как вы относитесь к этой проблеме?» «Мне хотелось бы придти к наилучшему из возможных решений». |
Позиции обеих сторон одинаково важны (пусть и не одинаково ценны). Последствиям и честности процесса принятия решения должно уделяться одинаковое внимание. |
Проблема, скорее всего, будет разрешена. Найденное совместными усилиями решение будет устраивать обе стороны, потому что все было справедливо. |
Приложение 2
АНКЕТА № 1 ДЛЯ ОПРОСА СОТРУДНИКОВ
Уважаемые сотрудники!
Для улучшения психологического климата в коллективе, просим Вас ответить на несколько вопросов.
Вы считаете:
а) обязанности в фирме распределены равномерно
б) обязанности распределены не равномерно: одни перегружены работой, у других работы явно мало
Что на Ваш взгляд вызывает наибольшую конфликтность в повседневном общении сотрудников ?
а) наличие чрезмерного контроля со стороны руководства
б) отсутствие правил поведения персонала
в) не справедливость при распределении ежедневных обязанностей
Насколько Вы согласны с существующем порядком работы
а) моей компетенции и опыта достаточно, чтобы решить некоторые задачи самостоятельно
б) меня устраивает положение, когда все решения принимает руководитель
в) я хотел бы большей самостоятельности в работе
Как вы себя чувствуете в коллективе ? ( допускается более 1 ответа)
а) хорошо чувствую – у нас добрый, хороший коллектив
б) довольно часто нахожусь в конфликте с коллегами
в) мы – одна команда, я чувствую себя её членом
г) мне все равно, какой коллектив в фирме
Что необходимо изменить , чтобы работа была более успешна ? (допускается более 1 ответа)
а) дать больше самостоятельности сотрудникам – делегировав им полномочия по решению оперативных вопросов
б) нормативно закрепить должностные обязанности каждого сотрудника
в) направить усилия на усиление корпоративности
г) повысить стимулирование активных, опытных работников
Приложение 3
Цели разработки должностных инструкций сотрудников Государственной организации Истринского района
ЦЕЛИ
ОБЩИЕ
СПЕЦИАЛЬНЫЕ
Рациональное разделение труда
Правильный подбор кадров, их расстановка и использование
Укрепление служебной дисциплины в организации
Создание организационно-правовой основы служебной деятельности сотрудников
Повышение ответственности сотрудника за результаты его деятельности, осуществляемой на основании трудового контракта
Повышение эффективности деятельности предприятия
Обеспечение объективности при аттестации сотрудника, его поощрении и при наложении на него дисциплинарного взыскания
Разрешение трудовых споров
Приложение 4
Предлагаемый свод основных правил для сотрудников, или корпоративные правила для Государственной организации Истринского района»
Для Государственной организации Истринского района» можно предложить следующие корпоративные правила:
- Общие положения о деятельности компании, которые включают:
- Историю. Специализацию. Миссию. Философию.
- Организационную структуру в целом, а так же обзор ключевых подразделений, их взаимосвязь, подчиненность, уровень ответственности за производственные процессы (функции).
- Ожидания, которые работнику целесообразно связывать с нашей компанией.
- Ожидания, которые компания связывает со своими работниками.
- Политику открытой коммуникации открытых дверей и в компании. Порядок и целесообразность внесения предложений, замечаний.
- Отношения с внешним окружением компании (клиентами, поставщиками, государственными органами).
- Внутрифирменные взаимоотношения.
- Основные принципы работы компании, в которые входят.
- Графики работы и распорядок рабочего дня. Требования к посещаемости. Что подразумевается под отсутствием на рабочем месте или опозданием. Условия предоставления перерывов на обед и использования технических перерывов. Понятие сверхурочных работ.
- Условия предоставления праздничные дни. Понятие Корпоративных праздников
- Порядок предоставления отпусков. Порядок предоставления очередного отпуска. Порядок предоставления учебного отпуска. Порядок предоставления очередного отпуска, связанного с беременностью и родами. Предоставление других отпусков.
- Понятие временной нетрудоспособности и порядок ее оплаты.
- Порядок действий работников в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайным положением.
- Корпоративный стиль поведения, который включает требования к внешнему виду и поведению.
- Отношение компании к курению и спиртным напиткам.
- Правила использования служебных помещений сотрудниками компаниями и посетителями.
- Отношение к документам и информации. Применяемые дисциплинарные меры за нарушения, связанные с нарушением документооборота и требований к неразглашению служебной информации, уровень секретности информации.
- Порядок организации материальной ответственности работников и порядок обеспечения сохранности материальных ценностей, который обеспечивает организация.
- Политика в области устранения фактов притеснения на рабочих местах.
- Порядок рассмотрения и разрешения трудовых споров.
- Формирование личного дела работника.
- Порядок проведения общих собраний и собраний внутри подразделений.
- Порядок использования оборудования и транспорта компании.
- Порядок использования вычислительной и офисной техники, электронной почты.
- Порядок формирования служебных расходов.
- Отношение компании к использованию ее оборудования и собственности в личных целях сотрудников.
- Обеспечение безопасности
- Общие принципы организации безопасной деятельности.
- Порядок информирования сотрудников о соблюдении правил техники безопасности
- Формирование правил безопасности труда и контроль за их выполнением.
- Формирование правил противопожарной безопасности и контроль за их выполнением.
- Контроль за соблюдением корпоративных правил сотрудниками.
- Порядок наступления ответственности при нарушении корпоративных правил.
- Порядок внесение предложений по изменению корпоративных правил.