Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации(Понятие и особенности)).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 524
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и особенности внутренней среды предприятия
2. Анализ внешней и внутренней среды туристской фирмы
2.1 Общая характеристика деятельности компании
2.2 Анализ внутренней среды ТОО «ZhanSayat Travel»
2.2 Анализ внутренней среды ТОО «ZhanSayat Travel»
В рамках действующей организационной структуры все нити управления сосредоточены в руках директора, который осуществляет управление и контроль за всеми направлениями деятельности фирмы. Руководители отделов непосредственно подотчетны ему, и в их полномочия входит решение задач, связанных с работой отделов, достижением каждым отделом плановых показателей, обеспечением качественного обслуживания клиентов, поддержанием партнерских отношений и пр. Обратная связь директора с линейными руководителями осуществляется в рамках еженедельных совещаний, на которых рассматриваются возникающие проблемы, принимаются управленческие решения, происходит корректировка планов.
Система управления персоналом любой организации, в том числе туристской, состоит из взаимосвязанных подсистем: кадровой политики; принципов, механизмов и методов управления персоналом; системы найма и высвобождения персонала; системы отбора персонала; системы развития персонала; системы стимулирования.
Анализ объема реализации является одним из важнейших показателей деятельности фирмы, с одной стороны величина объема продаж определяет долю фирмы на рынке, а с другой стороны, темпы роста объема реализации непосредственно влияют на величину издержек, прибыли и рентабельности. Ниже предоставлены основные экономические показатели туристской фирмы «ZhanSayat Travel» (таблица 1).
Таблица 1 - Основные экономические показатели туристской фирмы «ZhanSayat Travel»
№ |
Показатели |
Ед. изм. |
Годы |
Изменение 2017 г. в % к уровню |
|||
2015 |
2016 |
2017 |
2015 |
2016 |
|||
1. |
Объем реализации услуг |
Тыс.тг |
249705 |
363441 |
376430 |
150,7 |
103,5 |
2. |
Себестоимость |
Тыс.тг |
208240 |
300865 |
301955 |
145 |
100,4 |
3. |
Прибыль от реализации услуг |
41465 |
62576 |
74475 |
179,6 |
119,2 |
|
4. |
Налог на прибыль |
Тыс.тг |
9950 |
10015 |
12355 |
124,1 |
123,4 |
5. |
Чистая прибыль |
Тыс.тг |
31514 |
52561 |
62119 |
197,1 |
118,2 |
6. |
Занимаемая доля рынка |
% |
2,3 |
2,75 |
3,5 |
- |
- |
7. |
Рентабельность хозяйственной деятельности |
% |
19,9 |
20,7 |
24,6 |
- |
- |
8. |
Рентабельность продаж |
% |
16,6 |
17,2 |
19,7 |
- |
- |
9. |
Затраты на маркетинг, рекламу |
Тыс.тг |
3256 |
3405 |
3456 |
106,1 |
101,5 |
Анализ таблицы 1 показывает, что объем реализации услуг за три года работы повысился на 3,5 %. За последние 2 года существенно улучшилось финансовое состояние ТОО «ZhanSayat Travel» чистая прибыль увеличилась на 19,2%. Значительно возросла доля ТОО «ZhanSayat Travel» на туристском рынке в 1,5 раза против 2015г. В настоящее время доля занимаемого рынка предприятия составила 3,5%, что выглядит наиболее благоприятно, если учесть, что на рынке туристских услуг присутствуют сотни предприятий оказывающих данные услуги. Как показывают данные финансового отчета предприятия, фирма отправила на отдых по турпутевкам более 500 туристов за период 2016 г. Наибольшее количество турпутевок было продано по направлениям Турция и ОАЭ (355). Это связано с тем, что турпутевки в Турцию и ОАЭ являются наиболее востребованными среди клиентов фирмы.
Также фирма «ZhanSayat Travel» оказывает услуги по продаже авиабилетов практически в любые точки мира, более чем на 20 авиакомпаниях, в том числе такие как: Эйр Астана, KLM, Malev, AirFrance, AirArabia, ETIHAD и т.д.
«ZhanSayat Travel» - одна из немногих использует дополнительные методы привлечения клиентов:
- существует гибкая система скидок (при втором обращении 3% с путевки, при третьем 5% при последующих 7%);
- выдача каждому клиенту при получении путевки рекламной продукции (календарей, пакетов, постеров, ручек и т.п.).
Анализ объема реализации является одним из важнейших показателей деятельности фирмы, с одной стороны величина объема продаж определяет долю фирмы на рынке, а с другой стороны, темпы роста объема реализации непосредственно влияют на величину издержек, прибыли и рентабельности.
В таблице 2 предоставлен объем продаж турфирмы «ZhanSayat Travel» в стоимостных единицах за 2016 - 2017 гг, в таблице 7 – структура обьема реализации.
Таблица 2 - Объем продаж турфирмы «ZhanSayat Travel» в 2016 - 2017 гг.
Вид услуг |
Сумма выручки 2016 г (тыс.тг) |
Сумма выручки 2017 г (тыс.тг) |
Темп роста 2017 г. к 2016 г. (%) |
1 |
2 |
3 |
4 |
ОАЭ |
4800 |
6270 |
130,6 |
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
3 |
4 |
Турция |
3400 |
4200 |
114,28 |
Венгрия |
1298 |
1290 |
99,3 |
Чехия |
1110 |
1205 |
108,5 |
Египет |
965 |
1345 |
139,4 |
Англия |
846 |
857 |
101,3 |
Таиланд |
791 |
801 |
101,2 |
Франция |
677 |
683 |
100,8 |
Италия |
623 |
650 |
104,3 |
Греция |
285 |
299 |
104,9 |
Итого годовая выручка |
14795 |
17600 |
Анализ структуры объема реализации в таблице 7 показывает, что увеличение продаж туров приходится на ОАЭ – 3,2 %, Турцию – 0,8 % и Египет – 1,1 %.
Анализ таблицы 3 показывает, что отмечается наибольшее сокращение в структуре объема реализации туров в Венгрию – 1,4, Англию – 0,85. Это объясняется не столько снижением спроса на эти направления, сколько сложностью получения шенгенской визы. Многим туристам в 2016 году было отказано в посольствах в получении шенгенской визы.
Таблица 3 - Структура объема реализации турфирмы «ZhanSayat Travel» за 2016-2017 гг.
Вид услуг |
Доля объема реализации за 2016 г (%) |
Доля объема реализации за 2017 г(%) |
Изменение структуры в 2017 по сравнению с 2016 г (+/-) |
Отдых в ОАЭ |
32,44 |
35,63 |
+3,2 |
Отдых в Турции |
22,98 |
23,86 |
+0,8 |
Венгрия (экс. туры) |
8,77 |
7,33 |
-1,4 |
Чехия (пивной тур) |
7,50 |
6,85 |
-0,65 |
Отдых в Египте |
6,52 |
7,64 |
+1,1 |
Англия (бизнес туры) |
5,72 |
4,87 |
-0,85 |
Отдых в Таиланде |
5,35 |
4,55 |
-0,8 |
Франция. Париж |
4,58 |
3,88 |
-0,7 |
Италия (Рим, Венеция) |
4,21 |
3,69 |
-0,52 |
Греция (экс. туры) |
1,93 |
1,70 |
-0,23 |
SWOT-анализ это лишь инструмент для структурирования имеющейся информации, он не дает ясных и четко сформулированных рекомендаций, конкретных ответов. Он лишь помогает наглядно представить основные факторы, а также оценить в первом приближении математическое ожидание тех или иных событий. Формулирование на основе этой информации рекомендаций- работа аналитика. По результатам ситуационного анализа можно оценить, обладает ли компания внутренними силами и ресурсами, чтобы реализовать имеющиеся возможности и противостоять угрозам, и какие внутренние недостатки требуют скорейшего устранения.
SWOT-анализ помогает ответить на следующие вопросы:
- используются ли сильные стороны как преимущества компании;
- являются ли слабости компании ее уязвимыми местами;
- какие благоприятные обстоятельства дают шансы на успех;
- на какие угрозы обратить внимание в первую очередь.
SWOT-анализ для туристской фирмы «ZhanSayat Travel».
Составляем список слабых и сильных сторон компании (табл.4), а также список угроз и возможностей со стороны внешней среды .
Таблица 4 - Анализ внутренней среды турфирмы ТОО «ZhanSayat Travel»
№ |
Внутренние стратегические факторы |
Оценка фактора |
Значимость фактора |
Взвешенная оценка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Сильные стороны |
||||
1 |
Высокая квалификация персонала |
5 |
0,10 |
0,50 * |
2 |
Хорошая репутация у потребителя |
4 |
0,10 |
0,40 |
3 |
Стабильное положение на рынке |
3 |
0,10 |
0,30 |
4 |
Налаженные маркетинг и реклама |
3 |
0,15 |
0,45 |
5 |
Многопрофильность деятельности |
3 |
0,05 |
0,15 |
6 |
Правильно выбранная технология продвижения и сбыта турпродукта |
4 |
0,15 |
0,60* |
Слабые стороны |
||||
7 |
Неустойчивое финансовое положение |
-3 |
0,05 |
-0,15 |
8 |
Неудобное расположение офиса |
-4 |
0,10 |
-0,40 * |
9 |
Недостаточно эффективная политика сглаживания сезонных колебаний |
-3 |
0,10 |
-0,30 * |
Продолжение таблицы 4
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
10 |
Неотлаженная система скидок |
-4 |
0,05 |
-0,20 |
11 |
Малочисленный персонал |
-4 |
0,05 |
-0,20 |
Итого |
1 |
+1,15 |
||
Примечание. Здесь и далее * - наиболее значимые факторы |
Интенсивности внутренних и внешних факторов присваивается оценка от 0 до 5 (от 1 до 5 баллов для возможностей и сильных сторон, от -1 до -5 для угроз и для слабых сторон). Уровень проявления или вероятность появления конкретных факторов может принимать значения в интервале от 0 до 1. Для оценки внешних факторов ещё указывается значение коэффициента влияния на деятельность организации конкретных возможностей и угроз (в пределах от 0 до 1). Взвешенная оценка внутренних стратегических факторов показывает, что наибольший вклад в формирование конкурентоспособности фирмы вносят правильно выбранная технология продвижения и сбыта турпродукта и высокий профессионализм персонала, а вот неудобное расположение офиса затрудняет работу.
Интегральная оценка конкурентоспособности фирмы положительная (+1,15), что говорит о том, что в фирме преобладают сильные стороны.
Итак, на основе вышеизложенного материала сделать следующий вывод: туристская фирма ТОО «ZhanSayat Travel» является успешной, рентабельной и востребованной на казахстанском рынке туристских услуг. Руководство компании постоянно следит за продвижением услуг, за объемом продаж, а также за своевременным выполнением всех обязательств перед клиентами туристской фирмы.
2.3 Состояние внешней среды компании
К факторам внешней среды (ситуации, обстоятельства, явления, тенденции) относятся:
а) микросреда - потребители, конкуренты, партнеры по бизнесу (поставщики, посредники); и
б) макросреда: факторы экономические, политические, правовые, социально-демографические, социально-культурные, технологические и научно-технические, природные и экологические и др.
Анализ таблицы 5 показывает, что возможности для развития туризма на данном этапе дают государственная политика, направленная на развитие туристского бизнеса, научно-технические достижения и улучшение сервиса туризма.
Таблица 5 - Анализ влияния факторов внешней среды на ТОО «ZhanSayat Travel»
Тенденция изменения фактора |
Влияние внешней среды |
||||
Вероятность появления |
Вероятность оказания влияния |
Сила изменения |
Оценка Влияния |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Рост численности населения |
1 |
0,1 |
+2 |
+0,20 |
2. |
Понижение благосостояния населения |
0,5 |
1,0 |
-5 |
-2,50 * |
3. |
Экономическая нестабильность в стране |
0,5 |
0,7 |
-3 |
- 1,05 |
4. |
Государственная политика, направленная на развитие туристского бизнеса |
0,8 |
1,0 |
+5 |
+ 4,00 * |
5. |
Научно-технические достижения |
0,8 |
0,8 |
+3 |
+1,92 |
6. |
Улучшение сервиса туризма |
0,7 |
0,7 |
+3 |
+1,47 |
7. |
Политическая нестабильность в странах, популярных у туристов |
0,6 |
0,8 |
-3 |
- 1,44 |