Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации(Понятие и особенности)).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 527
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и особенности внутренней среды предприятия
2. Анализ внешней и внутренней среды туристской фирмы
2.1 Общая характеристика деятельности компании
2.2 Анализ внутренней среды ТОО «ZhanSayat Travel»
Продолжение таблицы 5
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
8. |
Угроза международ. Терроризма |
0,5 |
0,4 |
-2 |
-0,40 |
9. |
Переориентация турпотоков 0,5 |
0,4 |
-2 |
-0,40 |
|
10. |
Банкротства партнеров |
0,5 |
0.4 |
-3 |
-0,60 |
П. |
Неблагоприятная политика правительства в области налогообложения |
0,5 |
0,5 |
-2 |
-0,50 |
12. |
Падение курса тенге |
0,8 |
1,0 |
-5 |
-4,00 * |
13. |
Ухудшение природных условий и экологической обстановки |
0,5 |
0,5 |
-2 |
-0,50 |
Итого |
-3,80 |
Рост благосостояния населения и экономическая и политическая стабильность в стране являются положительным фактором для развития любого бизнеса, но в последние годы эти факторы имеют противоположную тенденцию и являются угрозой для турбизнеса. Наблюдающиеся в 2016 – 2017 г. Политическая нестабильность в некоторых странах, популярных среди казахстанских туристов, и падение курса тенге отрицательно сказываются на желание людей проводить отпуск в путешествиях.
Таблица 6 – SWOT-анализ возможностей
I квадрант |
Возможности |
||||
Рост численности населения |
Гос. Политика развития турбизнеса |
Научно-технич достижения |
Улучшение сервиса туризма |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Высокая квалификация персонала |
0 |
+1 |
+1 |
+1 |
|
Хорошая репутация у потребителя |
0 |
+1 |
+1 |
+1 |
Продолжение таблицы 6
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
с |
Стабильное положение на рынке |
0 |
+1 |
0 |
+1 |
и |
Налаженные маркетинг и реклама |
+1 |
+2 |
+1 |
+ 1 |
л |
Многопрофильность Деятельности |
+1 |
+2 |
+1 |
+ 1 |
ы |
Правильная технология продвижения и сбыта турпродукта |
+1 |
+2 |
+1 |
+ 1 |
сводная оценка: +23 |
Интегральная оценка отрицательная (-3,80) – внешняя среда неблагоприятна для развития выездного турбизнеса (основное направление деятельности ТОО «ZhanSayat Travel»), что и показывает снизившийся в 2017 г. На 31% выездной турпоток в РК [23].
Составляем SWOT-анализ по квадрантам (табл.6, 7, 8,9).
Таблица 7 - SWOT-анализ угроз
II квадрант |
Угрозы |
|||||||||
Полит. Нестаб ил. в странах |
Угроза между-народ.огеррори зма |
Переориент ация турпо токов |
Банкро тства партне ров |
Полит ика налог ообло- жсния |
Пони жение благо- сосг.насел. |
Паде ние курсатенге |
Эконо мич. неста- бил.в стран |
Ухуд шение эколо гии |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Высокая квалификация персонала |
0 |
0 |
+1 |
+1 |
+1 |
+1 |
+1 |
+ 1 |
0 |
Продолжение таблицы 7
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Хорошая репутация у потребителя |
0 |
0 |
+1 |
+1 |
0 |
+1 |
+1 |
+ 1 |
+1 |
|
с |
Стабильное положение на рынке |
+1 |
+1 |
+1 |
+ 1 |
+1 |
+1 |
+1 |
+ 1 |
+1 |
и |
Налаженные маркетинг и реклама |
+1 |
+1 |
+2 |
+ 1 |
0 |
+2 |
+1 |
+2 |
+1 |
л |
Многопрофил ьн. деятельности |
+1 |
+1 |
+2 |
+2 |
+1 |
+1 |
+1 |
+1 |
+1 |
ы |
Правильная технология продвижения, сбыта турпродукта |
+1 |
+1 |
+1 |
+1 |
+1 |
+2 |
+1 |
+2 |
+1 |
водная оценка: +54 |
Таблица 8 - SWOT-таблицы возможностей
III квадрант |
возможности |
||||
Рост численности населения |
Гос. политика развития турбизнеса |
Науч-технич. достижения |
Улучшение сервиса туризма |
||
слабость |
Неустойчивое финансовое положение |
-1 |
-2 |
-2 |
-1 |
Неудобное расположение офиса |
-1 |
-1 |
0 |
0 |
|
Неэффективная политика сглаживания сезонных колебаний |
0 |
-2 |
0 |
-1 |
|
Неотлаженная система скидок |
-1 |
-1 |
-1 |
-1 |
|
Малочисленный Персонал |
-1 |
-2 |
-2 |
-1 |
|
сводная оценка:-21 |
Общая сводная оценка по таблицам: 8.
Налаженные маркетинг и реклама, правильная технология продвижения и сбыта турпродукта, а также многопрофильность деятельности позволяют с наибольшей выгодой для фирмы использовать возможности, предоставляемые внешней средой, и с успехом справляться с возникающими трудностями. Так, например, в 2016 году при обвальном банкротстве туроператоров фирма некоторое время, пока не прояснилась ситуация, усилила работу по бронированию ж/д билетов, оформлению виз и страховок.
Таблица 9 - SWOT-таблицы угроз
IV квадрант |
угрозы |
|||||||||
Полит, нестаб ил. в странах |
Угроза между народно геррори зма |
Перео риент ация турпо токов |
Банкро тства партне ров |
Полит ика налог ообло- жения |
Пони жение благо- сосг. насел. |
Паде ние курса тенге |
Эконо мич. неста- бил.в стран |
Ухуд шение эколо гии |
||
слабость |
Неустойчивое фи- насовое положение |
0 |
0 |
- 1 |
-2 |
- 1 |
-2 |
-2 |
-2 |
0 |
Неудобное расположение офиса |
0 |
0 |
- 1 |
0 |
-1 |
-1 |
- 1 |
- 1 |
0 |
|
Неэффект. политика сглаживания сезонных колебаний |
-2 |
-1 |
-2 |
-2 |
-1 |
-2 |
-2 |
-2 |
-1 |
|
Неотлаженная система скидок |
-1 |
-1 |
-1 |
-1 |
0 |
-2 |
-1 |
-2 |
0 |
|
Малочисленный персонал |
-1 |
-1 |
-1 |
-1 |
0 |
0 |
-1 |
0 |
-1 |
|
сводная оценка:-44 |
В то же время неустойчивое финансовое положение и малочисленный персонал не позволяют в полной мере воспользоваться благоприятными условиями. В 2015 году из-за сложной финансовой ситуации в Турции было большое количество хороших недорогих туров в Турцию. По причине нехватки сотрудников на фирме не оповестили всех потенциальных клиентов из имеющейся клиентской базы. Представившаяся возможность была упущена. Ярко выраженная сезонность деятельности в сфере туризма усугубляется неэффективной политикой, принятой на фирме. Неустойчивое финансовое положение не позволяет энергично бороться с трудностями, встречающимися в турбизнесе. Сводная оценка положительна. Это говорит о том, что положение фирмы на рынке в целом благоприятно. Но бизнес рискованный - благоприятные возможности при больших опасностях, значительное влияние на фирму внешних опасностей, сильные стороны уравновешиваются слабыми, что ставит под сомнение способность фирмы воспользоваться благоприятными возможностями. Тем не менее, в среде преобладают возможности, на фирме - сильные стороны.
Вывод: фирма способна развиваться, для чего следует:
- поддерживать и развивать сильные стороны, которые имеют большую значимость для формирования конкурентоспособности фирмы - маркетинг и реклама, многопрофильность деятельности, технология продвижения и сбыта турпродукта;
- обратить внимание и постараться исправить слабые стороны, мешающие фирме выйти на более успешную деятельность - финансовая неустойчивость и малочисленность персонала;
- постараться с большей выгодой для себя использовать научно-технические достижения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были изучены теоретические аспекты деятельности фирмы.
В результате анализа хозяйственной и финансовой деятельности турфирмы «ZhanSayat Travel» было установлено:
1) Фирма является рентабельной, поскольку результаты от реализации услуг покрывают издержки производства и образуют прибыль, достаточную для нормального функционирования фирмы;
2) Показатели финансовой устойчивости, при их определении, находятся на высоком уровне, что свидетельствует об эффективности осуществления производственно – хозяйственной деятельности фирмы.
3) В деятельности фирмы «ZhanSayat Travel» назрела необходимость расширения основных видов предоставляемых туристских услуг. В последнее время растет доля деловых, образовательных туров, а также туров связанных с отдыхом и лечением. Представляется что доля данных видов туров постепенно вытеснит долю шоп- туров. По оценкам экспертов в дальнейшем лидирующим видов туристического тура станут туры связанные с отдыхом и лечением. Подъем шоп-туризма как одного из секторов туристского бизнеса не оказал существенного влияния на повышение уровня туристского обслуживания.
Налаженные маркетинг и реклама, правильная технология продвижения и сбыта турпродукта, а также многопрофильность деятельности позволяют с наибольшей выгодой для фирмы использовать возможности, предоставляемые внешней средой, и с успехом справляться с возникающими трудностями. Так, например, в 2016 году при обвальном банкротстве туроператоров фирма некоторое время, пока не прояснилась ситуация, усилила работу по бронированию ж/д билетов, оформлению виз и страховок.
В то же время неустойчивое финансовое положение и малочисленный персонал не позволяют в полной мере воспользоваться благоприятными условиями. В 2015 году из-за сложной финансовой ситуации в Турции было большое количество хороших недорогих туров в Турцию. По причине нехватки сотрудников на фирме не оповестили всех потенциальных клиентов из имеющейся клиентской базы. Представившаяся возможность была упущена. Ярко выраженная сезонность деятельности в сфере туризма усугубляется неэффективной политикой, принятой на фирме. Неустойчивое финансовое положение не позволяет энергично бороться с трудностями, встречающимися в турбизнесе. Сводная оценка положительна. Это говорит о том, что положение фирмы на рынке в целом благоприятно. Но бизнес рискованный - благоприятные возможности при больших опасностях, значительное влияние на фирму внешних опасностей, сильные стороны уравновешиваются слабыми, что ставит под сомнение способность фирмы воспользоваться благоприятными возможностями. Тем не менее, в среде преобладают возможности, на фирме - сильные стороны.
Интенсивности внутренних и внешних факторов присваивается оценка от 0 до 5 (от 1 до 5 баллов для возможностей и сильных сторон, от -1 до -5 для угроз и для слабых сторон). Уровень проявления или вероятность появления конкретных факторов может принимать значения в интервале от 0 до 1. Для оценки внешних факторов ещё указывается значение коэффициента влияния на деятельность организации конкретных возможностей и угроз (в пределах от 0 до 1). Взвешенная оценка внутренних стратегических факторов показывает, что наибольший вклад в формирование конкурентоспособности фирмы вносят правильно выбранная технология продвижения и сбыта турпродукта и высокий профессионализм персонала, а вот неудобное расположение офиса затрудняет работу.
Интегральная оценка конкурентоспособности фирмы положительная (+1,15), что говорит о том, что в фирме преобладают сильные стороны.
Вывод: фирма способна развиваться, для чего следует:
- поддерживать и развивать сильные стороны, которые имеют большую значимость для формирования конкурентоспособности фирмы - маркетинг и реклама, многопрофильность деятельности, технология продвижения и сбыта турпродукта;
- обратить внимание и постараться исправить слабые стороны, мешающие фирме выйти на более успешную деятельность - финансовая неустойчивость и малочисленность персонала;
- постараться с большей выгодой для себя использовать научно-технические достижения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Владимирова И.Г. Организационные формы международного бизнеса «Менеджмент за рубежом» №1, 2015.
2. Кузнецов Ю.В. Проблемы теории и практики менеджмента. СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2014.
3. Международные экономические отношения. Учебное пособие. Сост. Авдокушин Е.Ф. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2017.
4. Непомнящий Е.Г. Экономика и управление предприятием: Конспект лекций. Таганрог, 2015
5. Камаев В. Д. Экономическая теория: Учебник. – М.: “Владос”, 2010.
6. Игнатьева А. В., Максимцов М. М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.
7. Большой экономический словарь/ Под ред. А.И. Азрилияна. – 3-е изд. стереотип. – М.: Институт новой экономики, 2016.
8. Баскаков А.П. Совершенствование системы управления внешнеэкономической деятельностью промышленного предприятия, 2019г.