Файл: Оказание финансовой помощи группой Всемирного банка(Оказание финансовой помощи(группой Всемирного банка).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
Организационная структура Всемирного банка
Группа Всемирного банка состоит из пяти учереждений, тесно между собой связанных , владельцами учереждений являются страны-члены. Каждое из этих учреждений играет роль определенную в решении задач борьбы с бедностью и повышения уровня жизни населения.
1. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) основан в 1946 году, в соответствии с договоренностью участников Бреттон-Вудской конференции. Подписали «Статус соглашения о Международном банке реконструкции и развития» 28 стран, который был разработан на конференции Организации Объединенных наций по валютно-финансовым вопросам.
Штаб-квартира МБРР находится в Вашингтоне.
Управляется МБРР как своего рода кооперативное общество, акционерами которого являются страны-члены этой организации. Количество «акций» у каждой из стран рассчитывается приблизительно в зависимости от масштабов экономики. Являются крупнейшим акционером США (16,41%), за ними следует Япония (7,78%), Германия (4,49%), Великобритания (4,31%) и Франция (4,31%). Остающиеся «акции» распределены между остальными государствами-членами.
Все государства-члены представлены упаравляющим Советом. Как правило, являются управляющими должностные лица правительств (например, Министр финансов или Министр развития). Высшим органом является совет управляющих, определяющий политику Банка. Он проводит свои совещания раз в год, во время Ежегодных совещаний Банка. Решения принимаются большинством поданных голосов, если заранее не предусмотрены другте правила процедуры; вес каждого голоса государства-члена находится в пропорциональной зависимости от его доли в капитале Банка.
Поскольку все министры свои совещания проводят лишь раз в год, конкретные полномочия передаются исполнительным директорам, которые работают непосредственно в штаб-квартире Банка. Каждое государство-член, Группы Всемирного банка, представляет исполнительный директор. Пятью членами назначаются пять исполнительных директоров, которые обладают крупнейшими пакетами акций, а остальные государства представлены 19 исполнительными директорами. Все вместе они составляют исполнительный орган МБРР - Совет Директоров (в настоящее время он состоит из 24 человек).
Совет директоров-исполнителей в своей работе опирается на помощь различных комитетов: совместный аудиторский комитет, комитет по вопросам кадровой политики, комитет по выработке регламента, комитет по вопросам эффективности затрат и бюджетной практике, комитет по административным вопросам, касающимся директоров, а также временные комитеты.
По традиции президентом Всемирного банка становится гражданин США, являющихся крупнейшим акционером Банка. Он избирается на пятилетний срок и может быть переизбран, председательствует на совещаниях Совета директоров и отвечает за общее руководство деятельностью Банка.
Всемирный банк свою деятельность осуществляет через департаменты вице-президентов (ДВП), которые занимаются конкретными регионами или секторами, или борьбой с бедностью и содействием экономическому развитию. К этому в дополнение, действует система профессиональных сетей, содействующая сотрудничеству и обмену знаниями и информацией между регионами и секторами.
В качестве партнера выступает Банк, для стран с развивающейся экономикой и расширяющимися рынками, с целью улучшить качество жизни людей. В отличие от многих программ гуманитарной и технической помощи, Банк не предоставляет гарантов. Все займы, носять возвратный характер, выдаваемые Банком. [8]
Деятельность всемирного банка, направленная на социальное развитие
В течение 2018 финансового года исполнительные директора в тесном сотрудничестве с руководством Банка занимались воплощением в жизнь концепции Группы Всемирного банка (ГВБ), изложенной в стратегии «Взгляд в будущее» и представленной Совету управляющих в 2016 году. В центре обсуждения находился вопрос о пакете капитала, который позволил бы Группе Банка и далее работать со всеми своими клиентами, обеспечивая при этом прочное и устойчивое управление финансовой деятельностью. Принципиально пакет новых финансовых и политических мер обеспечил крупнейшее за всю историю пополнение капитала Всемирного банка и IFC и означает серьезное изменение подходов к решению наиболее сложных на сегодняшний день проблем развития.
Совет также прилагал усилия в решении амбициозных задач, поставленных в принятом в Лиме графике проведения реформы системы распределения голосов, согласовав механизм перераспределения акций Всемирного банка и более точного установления числа голосов, которые получает каждая страна-член во всех учреждениях Группы Всемирного банка.
Защищая интересы бедных жителей планеты, Совет совместно с руководством внедрял в жизнь пакет мер МАР-18, направленный на решение сложных задач, в том числе касающихся нестабильности, региональной интеграции, положения беженцев и принимающих их общин, мер реагирования на кризисы, привлечения частного сектора и расширения масштаба проектов, имеющих преобразующий характер. Одновременно с этим, признавая, что потребности стран в инвестициях намного превосходят имеющиеся государственные бюджетные средства, Группа Банка удвоила свои усилия по привлечению финансирования из частных источников в рамках Стратегии максимального наращивания объемов финансирования развития. Совет предложил учреждениям Группы Банка активнее использовать синер-гетический эффект, объединяя свои усилия с усилиями партнеров для привлечения частных инвестиций, управления ими и их использования для достижения целей в области развития. [9]
Группа Всемирного банка имеет уникальные возможности для решения глобальных вызовов сегодняшнего дня. Совет особо подчеркнул свои ожидания в отношении того, что Группа Банка активизирует усилия для сохранения за собой роли лидера в решении глобальных проблем, в том числе по поддержке глобальных общественных благ и сокращению гендерных разрывов, и, в то же время, поддержит осуществление странами инвестиций в долгосрочные факторы устойчивого экономического роста в интересах всех слоев населения. Поддерживая эти цели, Совет подчеркнул, что Группе Банка необходимо и далее совершенствовать свою бизнес-модель, в том числе упрощая и ускоряя процедуры и укрепляя стратегические механизмы и механизмы партнерства и, одновременно с этим, продолжая изыскивать внутренние резервы повышения эффективности в целях обеспечения финансовой устойчивости. Совет поддержал также введение в действие новых Социально-экологических принципов Всемирного банка, которые обеспечат более широкий и последовательный учет экологических социальных рисков, в том числе в таких сферах, как труд, землепользование и эффективность использования ресурсов.
В целях изучения непосредственных результатов операционной деятельности Группы Всемирного банка в странах-клиентах, исполнительные директора, выезжают периодически на места осуществления проектов, для того чтобы, обсудить с государственными должностными лицами эффективности модели работы Группы Банка. В завершившемся финансовом году директора посетили Колумбию, Ямайку и Никарагуа; Буркина-Фасо, Гамбию и Нигерию; а также Беларусь, Грузию и Украину.
25 исполнительных директоров, представляющих 189 государств-членов Всемирного банка, отвечают, в соответствии с полномочиями, которыми их наделяет Совет управляющих, за общую операционную деятельность Всемирного банка. Исполнительные директора выбирают Президента, который занимает пост Председателя Совета. Срок полномочий действую-щего состава Совета – с ноября 2016 года по октябрь 2018 года.
Исполнительные директора играют важную роль в руководстве общей операционной деятельностью и в определении стратегических направлений работы Всемирного банка, а также представляют позиции государств-членов относительно роли Банка. Они принимают решения по предложениям Президента в отношении займов, кредитов, грантов и гарантий МБРР и МАР, новой политики, административного бюджета и иных оперативных или финансовых вопросов. Они также обсуждают стратегии партнерства со странами – ключевой инструмент, посредством которого руководство и Совет анализируют и определяют меры поддержки, оказываемой Банком программам развития стран. Кроме того, исполнительные директора отвечают за вынесение на рассмотрение Совета управляющих результатов аудиторской проверки финансовой отчетности, административного бюджета и Годового отчета о деятельности Всемирного банка за финансовый год.
В составе Совета действуют пять постоянных комитетов и один специальный комитет. Исполнительные директора являются членами одного или нескольких комитетов, помогающих Совету в выполнении его надзорных функций посредством углубленного анализа политики и практики. Заседания Координационного комитета исполнительных директоров, в состав которого входят все исполнительные директора, созываются раз в два месяца для обсуждения стратегической программы работы Совета. Совет через свои комитеты регулярно участвует в обсуждении вопросов эффективности деятельности МБРР и МАР с независимым Инспекционным советом и Группой независимой оценки, которые отчитываются непосредственно перед Советом. [10]
КОМИТЕТЫ СОВЕТА ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДИРЕКТОРОВ
Бюджетный комитет
оказывает поддержку
Совету при
утверждении
бюджета Банка.
Комитет по вопросам
эффективности
деятельности в области
развития
оценивает эффективность
деятельности Банка
в области развития,
определяет стратегические
направления его
деятельности, следит за
качеством и результатами
его операционной
деятельности
Комитет по
управлению и
административным
вопросам
исполнительных
директоров
осуществляет
руководство по вопросам
управления Банком,
эффективности Совета
и административной
политики офисов
исполнительных
директоров.
Ревизионный
комитет
осуществляет контроль
за финансовой
деятельностью,
отчетностью,
управлением
рисками, внутренним
контролем и
институциональной
целостностью Банка.
Комитет по кадровой
политике
осуществляет контроль
за исполнением Банком
его обязательств в
отношении кадровой
стратегии, политики
и практики и за
соответствием
этих обязательств
оперативным
потребностям Банка
Комитет по этике
создан в 2003 году
для рассмотрения на
индивидуальной основе
вопросов, касающихся
толкования или
применения Кодекса
поведения должностных
лиц Совета
Координационный комитет Совета Всемирного банка (МБРР и МАР)
Участие России в группе Всемирного банка
На протяжении последних десятилетий, Россия активно формирует модель, сотрудничества в сфере содействия международному развитию. За период с момента своего председательства в «Группе восьми» в 2006 году Россия предприняла ряд шагов по расширению такого рода сотрудничества, прежде всего, в осуществлении увеличения объемов официальной помощи развитию (ОПР) и активного участия в международных форумах, таких как АТЭС, «Группа 20» и БРИКС.
В июне 2007 года Президент Российской Федерации утвердил государственную стратегию оказания международной помощи развитию - «Концепцию участия Российской Федерации в содействии международному развитию». В данном стратегическом документе были определены ключевые для страны задачи программы содействия международному развитию на основе принципов, разработанных Комитетом содействия развитию (КСР) ОЭСР: сопричастности и солидарности, предсказуемости и прозрачности, подотчётности и мониторинга; а также для достижения Целей развития тысячелетия (ЦРТ).
В апреле 2014 года была утверждена «Концепция государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию», которая является логическим продолжением предыдущей Концепции, разработанной в 2007 году. Основные принципы и приоритеты государственной политики России в сфере содействия международному развитию остались прежними. [11]
Приоритетными направлениями российской политики в области содействия международному развитию на региональном и глобальном уровне являются:
- повышение эффективности систем государственного управления и улучшение условий для торговли и инвестиций в странах-получателях помощи;
- формирование промышленного и инновационного потенциала в странах-получателях помощи;
- активизация экономической активности в странах-получателях помощи;
- создание и усиление государственных мер по борьбе с организованной преступностью и терроризмом;
- поддержка усилий по восстановлению и укреплению мира в странах, преодолевающих последствия конфликтов;
- реализация социальных и экономических проектов в странах-получателях помощи.