Файл: Организация и управление процессами продажи предприятий в условиях конкуренции (Сущность и содержание конкуренции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты конкуренции и структуры рынка

1.1. Сущность и содержание конкуренции

1.2. Понятие и характеристика основных рыночных структур

1.3. Оценка конкуренции в отрасли

Глава 2. Оценка уровня конкуренции и управление процессами продажи предприятий

2.1. Управление процессами продажи предприятий в условиях конкуренции российского рынка информационных технологий

2.2. Анализ рынка информационных технологий на основе парадигмы «Структура – Поведение – Результат»

3. Структура рынка.

3.1 Количество продавцов и покупателей.

3.2 Дифференциация продукта.

3.3 Барьеры на вход.

3.4 Структура затрат.

4. Поведение.

4.1 Ценовая стратегия.

4.2 Продуктовая стратегия и реклама.

4.3 Стратегия в НИОКР.

4.4 Инвестиционная стратегия.

5. Результативность.

5.1 Эффективность производства и размещения ресурсов.

5.2 Технический прогресс.

5.3. Оценка уровня конкуренции на российском рынке информационных технологий

6. Особенности и перспективы развития рынка информационных технологий в Российской Федерации

6.1. Специфические черты конкуренции на российском рынке информационных технологий

Содержание

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность тематики представленной курсовой работы обусловлена тем фактом, что в современных рыночных условиях обеспечение высокого уровня конкурентоспособности товара и предприятия позиционируется одной из важнейших задач.

В условиях перехода к рынку отношения состязательности, так характерные для плановой экономики, заменяются отношениями рыночной конкуренции. Рыночная конкуренция представляет систему отношений между экономически самостоятельными производителями (продавцами) товаров и услуг.

Она имеет место только тогда, когда производители и продавцы способны реагировать на изменение конъюнктуры рынка, на те или иные действия своих конкурентов. Организации вступают в конкурентную борьбу, в конечном счете, в целях получения прибыли. По этой причине рыночная конкуренция эффективна только в том случае, когда товаропроизводители и продавцы заинтересованы в росте прибыли.

В самом общем виде рыночный механизм можно определить как механизм адаптации организаций к рыночным условиям хозяйствования, а производимые ими товары (предложения) – к требованиям потребителей (спросу).

Основной движущей силой рыночной экономики является конкуренция товаропроизводителей. Рыночная конкуренция трактуется как система отношений между самостоятельными хозяйствующими субъектами рынка в лице организаций, выпускающими товары (услуги).

Целью представленной курсовой работы является исследование конкуренции и структуры рынка.

Для достижения поставленной цели в представленной курсовой работе решается ряд следующих задач.

1. Рассмотреть сущность и содержание конкуренции.

2. Изучить понятие и характеристику основных рыночных структур.

3. Произвести обзор оценки конкуренции в отрасли.

4. Дать характеристику и провести анализ динамики российского рынка информационных технологий.

5. Провести анализ российского рынка информационных технологий на основе парадигмы «Структура – Поведение – Результат».

6. Произвести оценку уровня конкуренции российского рынка информационных технологий.

7. Обозначить специфические черты конкуренции на российском рынке информационных технологий.

8. Привести основные направления поддержки конкуренции на российском рынке информационных технологий.

Объект исследования в представленной курсовой работе – российский рынок информационных технологий, предметом исследования является его структура и уровень конкуренции.


Информационной базой для написания представленной курсовой работы явились труды российских исследователей, материал периодических изданий, информация нормативно-правовых актов, источники Internet.

В состав представленной курсовой работы входят такие структурные элементы как введение, основная часть, заключение и список использованных источников. Основная часть включает три главы: теоретическую, аналитическую и практическую.

Представленная курсовая работа выполнена с использованием технических средств Microsoft Office.

Глава 1. Теоретические аспекты конкуренции и структуры рынка

1.1. Сущность и содержание конкуренции

Первым шагом определимся с дефиницией конкуренции как таковой.

На данном этапе развития конкуренция находится в центре внимания, когда речь идет о различных аспектах функционирования экономической системы разных государства. И особенно это актуально относительно стран, где господствует рыночная экономика [6, с. 72].

Указанная тематика неизменно будет важна для исследования и проведения дискуссий, так как наличие такого явления как конкуренция позиционируется в качестве характерной черты рыночной экономики. Она представляет неотделимую часть рыночной системы хозяйствования по причине того, что посредством её организации осуществляют взаимодействие. Именно благодаря конкуренции товары и услуги реализуют процессы развития и совершенствования. А потому она представляет один из ключевых факторов успеха. Экономист шотландского происхождения, основатель экономической теории в её нынешнем виде Адам Смит, рассуждая о рыночной конкуренции, именовал её «Невидимая рука рынка». Этим он подразумевал, что именно при наличии рыночной конкуренции любой стремиться реализовать намеченные цели, однако осуществить свое желание он имеет возможность только лишь посредством удовлетворения чужих потребностей. А результатом этого как раз и является процессы роста и совершенствования социума в целом.


Рыночная конкуренция позиционируется как соперничество либо борьба среди нескольких субъектов хозяйствования, направленное на достижение аналогичных целей [25, с. 193].

Также под рыночной конкуренцией понимается борьба организаций за конечную величину платежеспособного спроса потенциальных потребителей, осуществляющаяся ими на подконтрольных им рыночных сегментах. Если говорить о её содержательной стороне, то тут имеется перечень значимых для осмысления аспектов (рис. 1.1).

Значимые аспекты содержательной стороны понятия «конкуренция»

Во-первых, речь идет о рыночной конкуренции, т. е. о непосредственном взаимодействии фирм на рынке. Дело в том, что в понятие конкуренции порой включается слишком широкий круг явлений. Конкуренцию часто определяют как войну (или борьбу) всех против всех. Не возражая по существу, эта формула, однако, представляется скорее достоянием литературы, а не пригодным для реального использования

Во-вторых, конкуренция ведется за ограниченный объем платежеспособного спроса. Именно ограниченность спроса заставляет фирмы враждовать друг с другом. В тех же редких случаях, когда спрос практически неограничен, отношения между фирмами, предлагающими однотипную продукцию, часто бывают больше похожи на сотрудничество, чем на конкуренцию

В-третьих, рыночная конкуренция развивается только на доступных сегментах рынка. Как и всякое важное понятие, термин «конкуренция» имеет множество толкований

Рис. 1. Значимые аспекты содержательной стороны понятия «конкуренция»

В этимологическом плане понятие конкуренции относится к латинскому «concurrentia», которое переводится как «столкновение» либо «состязание». Как раз указанное поведенческое толкование термина с самого начала закрепилось в литературе экономического плана. А. Смит, например, увязывал понятие конкуренции с честным (с отсутствие сговора) соперничеством, реализующимся среди продавцов либо покупателей за самые прибыльные условия продажи продукции. В качестве же главного способа борьбы в условиях конкуренции он выделал изменение цен.

В будущем поведенческая трактовка понятия «конкуренция» относительно более конкретного акцента на её цели, а также методов её осуществления. К примеру, марксизм определяет конкуренцию следующим образом: «свойственная товарному производству... антагонистическая борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров».


Если вести речь о неоклассическом варианте поведенческого понимания понятия «конкуренция», то он увязывает её с борьбой за редкие экономические блага и, естественно, за денежные средства потенциального потребителя, на которые имеется возможность их купить. Смысл указанного подхода заключается в том, что преобладающее число благ (ресурсов, товаров и услуг) понимаются как редкие в том плане, что их совокупный объем всё равно ниже, чем потенциальная потребность социума. По этой причине собственники благ могут заниматься их распределением на основании мотива получения личной выгоды. Они ставят свои условия либо критерии (необходимый ценовой уровень, уровень качества и т.д.), а потом в зависимости от реализации указанных условий формируют решение, кому эти блага предоставить, а кому – не предоставить.

«Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам», – полагает современный американский экономист П. Хайне [28, c. 210].

Далее рассмотрим сущность понятия «конкурентоспособность».

Конкурентоспособность представляет конкретное свойство объекта, которое описывается уровнем реального либо потенциального удовлетворения им какой-либо потребности относительно таких же объектов, продающихся в масштабах рынка. Она конкретизирует возможность выдержать конкурентную борьбу с такими же (аналогичными) объектами, имеющимися на том или ином рынке [10, c. 187].

Свойство конкурентоспособности объекта устанавливается относительно определенного рынка или конкретной потребительской группы, которая формируется по ряду признаком в процессе стратегической сегментации рынка. Если конкретизации рынка, на котором объект является конкурентоспособным, нет, то априори принимается, что указанный объект в конкретное время представляет лучший мировой образец. Надо заметить, что в условиях рыночной экономики конкурентоспособность дает возможность охарактеризовать уровень развития общества. Иными словами, чем выше конкурентоспособность страны, тем, соответственно, и выше уровень жизни его населения [3, c. 215].

Конкурентоспособность организации трактуется как его преимущество по отношению к иным организациям конкретной отрасли в масштабе государства, а также за ее границами. Конкурентоспособность не представляет из себя имманентное качество организации, это значит, что её конкурентоспособность может быть оценена лишь в рамках группы организаций, причисляемых к одной отрасли, либо организаций, которые занимаются выпуском таких же товаров (услуг). Конкурентоспособность можно оценить только лишь в процессе сравнения между собой указанных организаций, как в масштабе государства, так и в масштабе глобального рынка [19, c. 193].


Иными словами конкурентоспособность организации представляет категорию относительную: одна организация в рамках, к примеру, отраслевой группы региона может позиционироваться как конкурентоспособная, а в масштабе отраслей глобального рынка или его части – нет. Оценка уровня конкурентоспособности, то есть определение характера конкурентного преимущества организации по сравнению с иными организациями, состоит в первую очередь в выборе базовых объектов для сравнения, другими словами, в выборе организации-лидера в отрасли государства либо за его границами. Такая организация-лидер должна обладать рядом следующих параметров (рис. 2).

На основании рассмотренного материала можно сформулировать общий вывод о том, что уровень конкурентного преимущества между двумя организациями может считаться сопоставимым и быть оценен только в ситуации, в которой они способствуют удовлетворению одних и тех же потребительских потребностей, причисляемые тем сегментам рынка, что являются родственными. К тому же эти организации должны находиться относительно на одних и тех же этапах своего жизненного цикла. Сравнение не будет обладать должным уровнем объективности, если перечисленные условия не будут выполнены [9, c. 86].

Параметры организации-лидера

Соизмеримость характеристик производимой продукции по идентичности потребностей, удовлетворяемых с ее помощью

Соизмеримость сегментов рынка, для которых предназначена производимая продукция

Соизмеримость фазы жизненного цикла, в которой осуществляет свою деятельность организация

Рис. 2. Параметры организации-лидера [16, c. 196]

Исходя из того, что конкурентоспособность иллюстрирует результативность применения ресурсного потенциала организации, в целях оценки её уровня следует произвести выбор критериев эффективности использования ресурсов. Когда функционирование организации направлено на получение прибыли, а весь объем ресурсов оценивается в денежном выражении, продуктивность применения организацией своего ресурсного потенциала может быть выражена через показатель рентабельности производственной деятельности. Она рассчитывается как отношение полученной прибыли к израсходованным ресурсам за определенный период времени. Помимо этого в целях наиболее полной оценки уровня конкурентоспособности организации её начальству необходимо иметь возможность постоянного мониторинга рынка. Особенно это справедливо относительно внешних рынков [14, c. 125].