Файл: Построение организационных структур ( Теоретические основы формирования организационных структур управления ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы формирования организационных структур управления
1.1 Понятие, сущность и значение организационной структуры управления
1.2 Типы организационных структур, их преимущества и недостатки
1.3 Aнaлиз фopмиpoвaния opгaнизaциoннoй cтpуктуpы пpeдпpиятия
2.1 Организационно-кадровая характеристика Инспекции ФНС РФ по
Бригадная организационная структура представлена многоуровневой иерархической системой бригад, каждая из которых включает специалистов-исполнителей и менеджеров. Принципы образования бригадных структур представлены: автономностью работы бригады, универсальностью в составе персонала бригады, самостоятельностью в принятии решений, а также гибкими связями.
Бригада, образованная согласно выше рассмотренным принципам, возглавляется руководителем. Он осуществляет руководство на основе концепции групповой формы управления, которая включает следующие принципы: личная ответственность, активное сотрудничество в решении проблем, взаимозаменяемость, взаимопомощь.
Бригада должна иметь специалистов, обладающих универсальными знаниями и навыками. Их задача заключается в обеспечении гибкости управления при смене задач для реализации. Система мотивации труда также должна отличаться гибкостью. Для этого ее основой должен являться принцип сотрудничества, который отличается экономической выгодой для каждого сотрудника. При этом сотрудники будут заинтересованы в росте прибыли компании, так как оплата из труда увязана с общим результатом.
В самую верхнюю бригаду входят высшие менеджеры компании, основываясь на иерархию построения бригадной организационной структуры. Каждый из менеджеров несет ответственность за одно основное (крупное) направление деятельности компании. Основное направление деятельности предприятия определяет количество бригад второго уровня. Каждая бригада может получить статус самостоятельной хозяйственно-расчетной единицы (подразделения).
Преимущества бригадной организационной структуры проявляются в повышении качества обслуживания потребителей, ускорении процессов, которые напрямую связаны с обновлением продуктов (услуг). Бригадная организационная структура ориентируется на относительно малоемкие рыночные сегменты и нацеливается на конкурентную борьбу за рынки.
Целевая организационная структура управления представлена комбинацией нескольких видов организационных структур. Она применяется при нетрадиционных и нестандартных целях. Например, в организациях профессионального образования наблюдается проблема в сфере интеграции с экономическими отраслями, а также проблема межорганизационной кооперации.
1.3 Aнaлиз фopмиpoвaния opгaнизaциoннoй cтpуктуpы пpeдпpиятия
Основой взаимодополняющих методов, к которым относят аналогию, экспортно-аналитический метод, структуризацию целей и организационное моделирование, является проектирование организационных структур.
При использовании метода аналогий применяются организационные формы и механизмы управления существующей компании в отношении к проектируемой организации. Методы аналогии представлены выработкой типовых структур управления производственно-хозяйственных организаций и определением условий и границ их применения [5, C. 90].
Основой экспортно-аналитического метода является обследование и аналитическое изучение компании, осуществляющиеся высококвалифицированными специалистами. Их задача заключается в выявлении специфических особенностей и проблем в работе управленческого аппарата, а также в выработке рациональных рекомендаций по его формированию и перестройке. Для этого необходимо использовать количественные оценки эффективности организационной структуры, а также рациональные принципы управления, заключения экспертов.
Метод структуризации целей заключается в выработке системы целей компании и последующем анализе организационных структур, с учетом их соответствия указанной системе.
Метод организационного моделирования представлен разработкой отображений распределения полномочий, которые могут быть формализованными, графическими, математическими и машинными. Они будут являться основой для построения, анализа и оценки разнообразных вариантов организационных структур.
Совместное использование рассмотренных выше методов является основой процесса проектирования организационной структуры управления.
Метод структуризации целей, экспортно-аналитический метод, анализ организационных прототипов играют важную роль на этапах структуризации и композиции. Углубленная проработка организационных форм и механизмов конкретных подсистем на этапе регламентации должна осуществляться более формализованными методами.
В процессе проектирования организационных структур новых организаций широко применяются формально-аналитические методы, методы диагностических обследований и экспертного изучения организационной системы. Характер и возможности для проведения того или иного исследования обуславливают выбор методов решения определенной организационной проблемы. Кроме того, важную роль играет методика, необходимая информация, квалификация разработчиков системы и сроки представления рекомендаций [3, C. 89].
Описать организационное проектирование можно на основе его методов и принципов. Процесс формирования организационной структуры можно назвать универсальным. Он предусматривает постановку целей и задач, определяет состав и место подразделений, их обеспеченность ресурсами, а также включает в себя разработку положений, документов и регламентирующих процедур. Указанные процессы подразделяются на три этапа:
- формируется общая структурная схема управленческого аппарата;
- разрабатывается состав основных подразделений и связей между ними;
- регламентируется организационная структура.
Первый этап заключается в определении главных характеристик компании и направлений, по которым необходимо осуществлять более детальное проектирование. При этом в проектировании нуждается не только организационная структура, но и другие важные аспекты системы.
Принципиальными характеристиками организационной структуры на указанном этапе являются: существующие проблемы; цели производственно-хозяйственной системы; общая спецификация функциональных и программно-целевых систем; количество уровней в управленческой системе; степень централизации и децентрализации полномочий на различных управленческих уровнях; основные формы взаимоотношений указанной компании с внешней средой.
Основной особенностью второго этапа процесса проектирования организационной структуры является реализация организационных решений как в целом по крупнейшим блокам, так и по самостоятельным (базовым) подразделениям управленческого аппарата.
Базовые подразделения представлены самостоятельными структурными единицами (отделами, бюро, управлениями, лабораториями, секторами), на которые организационно подразделяются линейно-функциональные и программно-целевые подсистемы [3, C. 98].
На третьем этапе разрабатываются количественные характеристики управленческого аппарата и процедуры управленческой деятельности. Этап включает в себя: определение состава внутренних элементов базовых подразделений (бюро, группы, должности); разработку порядка взаимодействия подразделений в процессе осуществления взаимосвязанного комплекса работ; определение проектной численности подразделений, основных видов работ и состава специалистов-исполнителей; распределение работ и задач между исполнителями; установление ответственности за указанные работы.
На основе вышесказанного, можно сделать вывод, что основное условие реализации выбранной стратегии адаптации организации к внешним постоянно меняющимся условием заключается в разработке стратегически эффективной организационной структуры. В практической деятельности, организационное проектирование необходимо как для оценки эффективности существующей организационной структуры, так и для сравнения разнообразных вариантов ее усовершенствования.
2 Исследование организационной структуры управления на примере Инспекции ФНС РФ по Центральному району города Оренбурга
2.1 Организационно-кадровая характеристика Инспекции ФНС РФ по
Центральному району города Оренбурга
Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району города Оренбурга является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов.
Инспекция находится в непосредственном подчинении Управления ФНС России по Оренбургской области и подконтрольна ФНС России и Управлению.
Место нахождения Инспекции: 460000, г. Оренбург, ул. Чичерина, 1А.
Инспекция является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
Инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, правовыми актами ФНС России, нормативными правовыми актами органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.
Инспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
Общая численность работников Инспекции ФНС РФ по Центральному району города Оренбурга составляет 132 человека, из них служащих – 120 человек, рабочих выполняющих технологические функции - 12.
Из диаграммы видно (рис. 6), что 56% работников имеют высшее образование, 31% персонала средне специальное образование, 13% имеют среднее образование. Необходимо отметить, что высшее и средне специальное образование имеют служащие, среднее - рабочий персонал.
Рисунок 6 – Диаграмма «Количество работников по уровню образования»
В Инспекции ФНС РФ по Центральному району города Оренбурга 72 работника женского пола и 60 работников мужского пола.
Рисунок 7 – Диаграмма «Возрастная структура персонала»
На диаграмме видно (рис. 7), что основной кадровый состав представлен работниками в возрасте от 20 до 30 лет (72%), до 20 лет (16%), от 30 до 40 лет (12%).
2.2 Анализ организационной структуры управления Инспекции ФНС РФ по Центральному району города Оренбурга
Согласно штатной численности и структуре районной налоговой инспекции в её состав входят начальник, заместители начальника, начальники отделов, главные государственные налоговые инспекторы, государственные налоговые инспекторы, работники вспомогательных служб.
Начальник инспекции, его заместители и начальники отделов назначаются и освобождаются от должности начальником вышестоящей налоговой инспекции. Приём и увольнение на работу других сотрудников районной налоговой инспекции производится её начальником. Он несёт персональную ответственность за подбор и расстановку кадров, повышение их квалификации. Вновь принятые работники представляются к классному чину инспектора налоговой службы III ранга при наличии высшего или среднего специального образования и стажа работы в налоговых органах не менее одного года. В отдельных случаях за примерное исполнение служебных обязанностей и высокие показатели в работе начальник вышестоящей налоговой инспекции вправе присвоить классный чин и до истечения этого срока. Районная налоговая инспекция является юридическим лицом, имеет свой текущий счёт и печать.