Файл: Оборотные активы предприятия ( Экономическая сущность и значение оборотного капитала в предприятия).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления оборотным капиталом
1.1 Экономическая сущность и значение оборотного капитала в предприятия
1.2 Кругооборот оборотных средств предприятия
Глава 2. Направления совершенствования использования оборотных средств в предприятия
2.1 Анализ использования оборотных средств ООО «Компания Перспектива»
2.3 Формирование управленческого оборотного баланса
Таблица 15 – Форма управленческого баланса
Вид деятельности |
код |
статья |
Управленческий |
|||
баланс |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
ХХХ |
ТЕКУЩИЕ |
|||||
АКТИВЫ |
||||||
Операционная |
ХХХ |
Денежные средства |
||||
деятельность |
и их эквиваленты |
|||||
<….> |
<….> |
|||||
Финансовая |
ХХХХ |
Краткосрочные |
||||
деятельность |
финансовые активы |
|||||
<….> |
<….> |
|||||
Инвестиционная |
ХХХХ |
Дебиторская |
||||
деятельность |
задолженность |
по |
||||
инвестиционной |
||||||
деятельности |
||||||
<….> |
<….> |
|||||
Операции |
с |
ХХХХ |
Краткосрочная |
|||
организациями |
дебиторская |
|||||
Группы |
задолженность |
|||||
организаций группы |
||||||
<….> |
<….> |
|||||
ДОЛГОСРОЧНЫЕ |
||||||
АКТИВЫ |
||||||
БАЛАНС |
||||||
ТЕКУЩИЕ |
||||||
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
||||||
Операционная |
ХХХХ |
Авансы полученные |
||||
деятельность |
||||||
<….> |
<….> |
|||||
ДОЛГОСРОЧНЫЕ |
||||||
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
||||||
СОБСТВЕННЫЙ |
||||||
КАПИТАЛ |
||||||
<….> |
<….> |
|||||
ХХХХ |
Неоплаченный |
|||||
капитал |
||||||
<….> |
<….> |
|||||
ХХХХ |
Нераспределенная |
|||||
прибыль |
||||||
ХХХХ |
БАЛАНС |
Применяя такой подход при формировании управленческого баланса, за счет разделения на виды деятельности и центры ответственности, увеличения детализации вплоть до выделения VIP-дебиторов и кредиторов в общем составе, вы сможете устанавливать рычаги контроля по управлению оборотным капиталом как по каждой бизнес-единице, так и по организации в целом.
Шаг 4. Предполагает визуализацию анализа изменений структуры управленческого анализа, в которой представлены все требуемые показатели работы организации таблица 16.
Таблица 16 – Визуализация анализа изменений структуры управленческого баланса
Код |
Наименование показателя |
Сумма, тыс. руб. |
|
1 |
2 |
3 |
|
ХХХ |
Вложения в основной капитал |
||
ХХХ |
Вложения в основной капитал за счет собственных |
||
средств |
|||
ХХХ |
Вложения в основной капитал за счет займов |
||
ХХХ |
Увеличениедебиторскойзадолженности |
по |
|
инвестиционной деятельности |
|||
ХХХ |
Прочие изменения внеоборотного капитала |
||
ХХХ |
Изменение оборотного капитала |
||
ХХХ |
ИТОГО |
||
ХХХ |
Управленческая прибыль к распределению |
||
ХХХ |
Чистая прибыль |
||
ХХХ |
Амортизационные затраты |
||
ХХХ |
Увеличение уставного капитала |
||
ХХХ |
Привлечение заемного капитала |
||
ХХХ |
Изменение долгосрочных долговых обязательств |
||
ХХХ |
Изменение краткосрочных долговых обязательств |
||
ХХХ |
Изменение операционных обязательств |
||
ХХХ |
Изменение инвестиционных обязательств |
||
ХХХ |
Изменение собственного капитала |
||
ХХХ |
Изменение прибыли прошлых лет |
||
ХХХ |
Переоценка имущества |
||
ХХХ |
Прочие изменения собственного капитала |
||
ХХХ |
ИТОГО |
Таким образом, рекомендуемые таблицы позволяют создать структурированный, детализированный управленческий баланс приближенный к стандартам МСФО.
2.3 Формирование политики управления оборотным капиталом
ООО «Компании Перспектива» для управления оборотными средствами предлагается сформировать финансовую стратегию организации в рамках системы текущего оборотного капитала. Как известно, задача эффективного управления оборотным капиталом является одной из важнейших задач организации. От его финансового состояния зависит текущее финансовое положение организации, ее возможность исполнять обязательства. Чтобы размер и структура оборотного капитала всегда оставалась оптимальной, надо создать такую систему управления, которая позволит не только однократно определить его параметры, но и мониторить их состояние.
Ключевой момент этой системы – максимально точный прогноз размера оборотного капитала в краткосрочной перспективе. Поэтому элемент управления им встраивается в бюджетный процесс. Но краткосрочное прогнозирование оборотного капитала должно сочетаться с долгосрочным планированием прочих статей. Процесс создания системы управления оборотным капиталом является многоступенчатым.
Этап 1. Заключается в оценке предпосылок. На данном этапе происходит оценка необходимой предпосылки для системы управления оборотным капиталом.
Этап 2. Предполагает выявление ответственных лиц. На этом этапе определяют пользователей, которые будут осуществлять управление каждым видом активов, и получателей отчетной информации. В отличие от классической бюджетной системы они будут более оперативно вмешиваться показатели операционного цикла. Система целеполагания при принятии решений должна быть однозначной, со встроенными ключевыми показателями эффективности.
Этап 3. Ранжирование структуры и источников оборотного капитала.
Эффективное управление оборотным капиталом должно строиться на четырех принципах:
-Минимизация одномоментной потребности в оборотном капитале;
-Максимизация скорости оборачиваемости оборотного капитала;
-Максимизация ликвидности оборотного капитала;
-Максимизация доходов от использования оборотного капитала.
Данные принципы часто противоречат друг другу, поэтому важно найти баланс между ними. Чтобы оптимизировать оборотный капитал, нужно выполнить следующие действия:
-Выработать перечень активов, участвующих в производственном цикле, и распределять их по важности, проставить ранги;
-Разработать нормативы расходов ТМЦ в производственном цикле и их запасов во всей организации;
-сформировать график закупок ТМЦ и определить максимально возможные объемы товарных кредитов от поставщиков;
-определить политику реализации продукции и объем возможной дебиторской задолженности;
-сформировать производственный график выпуска продукции со сроками и количеством «входной» и «выходной» продукции.
Этап 4. Разработка стратегии управления оборотными активами. При постановке системы управления оборотным капиталом необходимо:
-оценить совокупный уровень текущего оборотного капитала;
-спланировать оптимальный размер необходимого оборотного капитала в краткосрочной перспективе (в пределах операционного цикла либо месяца, если операционный цикл достаточно короткий);
-спрогнозировать объем оборотного капитала на бюджетный период (год в помесячной разбивке либо пропорционально операционным циклам) с учетом сезонности производства;
-определить разрыв между текущим и необходимым уровнем оборотного капитала и сформировать план по его ликвидации.
Именно на данном этапе нужно детально проработать программу управления каждым видом оборотных активов с целью оптимизации его величины и структуры в текущем режиме. Кроме того, следует сформировать программу управления оборотным капиталом для исполнения долгосрочных стратегических целей компании.
Все оборотные активы компании можно разделить на три группы:
-авансы (оборотный капитал у поставщиков);
-запасы (оборотный капитал внутри компании);
-дебиторская задолженность (оборотный капитал у покупателей).
Исходя из этого, формула оборотного капитала будет такой: Оборотный капитал = Авансы + Запасы + Дебиторская задолженность для каждой группы активов надо выработать стратегию управления.
Так, например, политика работы с авансами должна включать работу в части минимизации предоплатных контрактов и перехода на коммерческий кредит. В идеале предоставляемая поставщиками отсрочка платежей за комплектующие изделия должна покрывать операционный цикл организации и приблизиться к покрытию финансового цикла (с учетом дебиторской задолженности). Вместе с тем авансы по ряду статей оборотного капитала невозможно сократить до нуля (расходы будущих периодов, отложенные налоговые активы и т.д.). Тем не менее эта группа оборотных активов четко прогнозируется на основании договорных отношений с контрагентами, планируемых объемов закупок и сроков платежей[19].
Политика прогнозирования дебиторской задолженности обычно диктуется рынком, текущей рыночной позицией компании и ее стратегией по привлечению и удержанию клиентов. Такая политика взаимосвязана с выручкой компании, поэтому надо найти компромисс между объемами реализации и дебиторской задолженности.
Целесообразно зафиксировать предельные сроки отсрочек платежей по каждой группе клиентов. Можно использовать инструменты анализа клиентской базы (ABC-анализ, XYZ-анализ, принцип Парето и т.д.).
Важно определить и зависимость дебиторской задолженности от объемов выручки и операционного цикла компании. Желательно, чтобы объем задолженности находился в пределах 20–50 процентов от среднемесячной выручки.
Запасы и затраты компании планируются в зависимости от ее операционного цикла, прогнозируемых объемов продаж и незавершенного производства, плановых остатков готовой продукции на складах и в пути до конечного потребителя.
Довольно точно можно спланировать запасы ТМЦ, объем незавершенного производства, поступление готовой продукции на склад. Нужно разработать нормативы расходов сырья на каждом этапе переработки, запасов, выделить узкие места в производственном процессе. Важное значение имеет и скорость прохождения единицы сырья. В случае получения точной информации от отделов продаж и производства эту группу оборотных активов спланировать достаточно просто. Сложности могут возникнуть, если что-то пошло не так.
Следует спрогнозировать общую величину оборотного капитала, а также объем дебиторской задолженности и выплачиваемых авансов контрагентам. Разница в этих величинах образует сумму оборотных активов, находящихся в сфере управления организацией. Это та часть оборотного капитала, воздействие на которую полностью находится в руках операционного менеджмента. Также важно максимально сократить операционный цикл: чем он быстрее, тем меньше оборотных ресурсов требуется и тем выше выпуск и производительность труда персонала. Связанный капитал. Главной задачей в управлении оборотным капиталом является его сокращение за счет высвобождения связанного капитала. Это позволяет привлекать ресурсы в оборот и обеспечивать сопоставимую выручку меньшими объемами оборотного капитала. При низкой величине оборотных активов компания сможет получить дополнительное финансирование долгосрочных мероприятий. Необходимо высвободить денежные средства из оборотных активов и максимизировать доход от собственного капитала (денежных средств).