Файл: Индустрия спорта в России современное состояние и перспективы развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

профессиональными физкультурно-спортивными объединениями по согласованию с общероссийскими федерациями по соответствующим видам спорта.

Контракт о спортивной деятельности должен содержать порядок обязанностей спортсмена, также его права на социальное, медицинское страхование, условия заключения и расторжения данного контракта. Контракт может включать в себя список иных условий и обязательств.

Физкультурно-спортивная организация обеспечивает спортсмену условия для подготовки к спортивным соревнованиям и участия в них, своевременную выплату заработной платы, выполняет другие обязательства, предусмотренные контрактом о спортивной деятельности и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

В профессиональном спорте Российской Федерации устанавливается рыночный механизм использования услуг игроков. Субъектами такого механизма являются профессиональные спортивные клубы, их владельцы, профессиональные игроки, непрофессиональные таланты.

Сохранение в команде выдающихся игроков в большинстве случаев означает облagание активом, приносящим значимую прибыль владельцу клуба. Эта прибыль может быть получена либо в результате использования способностей игрока, контрактом которого владеет собственник клуба, либо в результате продажи этого игрока и его контракта в другие команды.

Таким образом, двумя основными элементами микроэкономики профессионального спорта являются профессиональные спортсмены и клубы. Спортсмены, обладающие профессиональными возможностями, получают прибыль от продажи их на рынке игровых контрактов. А клубы в свою очередь применяют контракты для получения дохода от игровых выступлений.

1.2. Динамика изменений в индустрии спорта

Спортивная индустрия зародилась еще в начале 80 -х годов, в то время, когда Международный Олимпийский Комитет (МОК) взялся возглавить Х.А.Самаранч. При его участии МОК запустил маркетинговую программу, направленную на вовлечение крупномасштабного бизнеса к Олимпийским играм. Именно это послужило толчком коммерциализации профессионального спорта [11].

Индустрия спорта носит в себе главные сегменты:

  1. профессиональный спорт;
  2. массовый спорт
  3. студенческий спорт
  4. детский спорт

Хотелось бы отметить, что в наше время уделяется достаточно большое внимание оздоровительному спорту и спорту для людей с ограниченными возможностями.


В 90-е годы XX века существенно сыграло телевидение, потому как стали пропагандироваться разные спортивные прoекты, они относились к части развлечений, при этом существенно не играли роли [14]. Спортивные достижения в эти времена оказались не в пределах призовых мест. Этому послужили ряд причин. Одной из важных причин являлось отсутствие достаточной мотивации от государства, которое, можно сказать, оставило на самотек развитие спорта в стране. Также, тому причиной были небольшие инвестиции и отсутствие управленческих кадров.

Положение стало значительно меняться лишь к началу XXI века. И также, в большей степени тому послужило государство, сделавшее огромный прорыв в развитии спортивной индустрии.

В России не каждый вид проявления индустрии спорта закреплен на том уровне, на котором должен находиться. В нашей стране не полностью задействован спортивный бренд видов спорта, как футбол, хоккей, баскетбол и иные. Отсутствует массовое привлечение потребителей с помощью спортивных каналов, доступных населению.

Сегодня государство вполне реально оценивает уровень спортивного развития и стремительно продвигается по лестнице изменения к лучшему. Примером этому может стать принятая правительством Российской Федерации «стратегия развития физической культуры и спорта на срок до 2020 года». Как мы говорили ранее, целью стратегии является создание условий, обеспечивающих гражданам страны вести здоровый образ жизни, регулярно заниматься физической культурой, спортом, обеспечить доступом к развитой спортивной инфраструктуре, и конечно, поднять уровень конкурентоспособности российского спорта. Эта стратегия поделена на 2 этапа: I этап (2009 - 2015), II этап (2016 - 2020)

Первый этап закончился три года назад и были подведены итоги этой стратегии [16].

  1. к концу 2015 года количество занимающихся физкультурой достигло 31,7% от всего населения;
  2. в сравнении с 2008 годом, процент студентов и учащихся, занимающихся возрос на 26% и к 2015 году составляло 68,9%;
  3. увеличилось количество Россиян, регулярно занимающихся физкультурой на 10 млн. человек;
  4. обеспеченность населения спортивными объектами возросла на 7% и дошла до 31%;
  5. выполнен плановый показатель 2015 года по числу тренеров и тренеров - преподавателей физкультурно -спортивных организаций, которые работают по специальности и осуществляют физкультурно - оздоровительную и спортивную работу с различными категориями и группами населения (361 тыс. человек);
  6. спортивные соревнования, мероприятия и фестивали привлекли около восьмидесяти миллионов человек к соревновательной деятельности (это более половины населения нашей страны).

За последние 5 лет на территории России прошли крупные спортивные мероприятия, к примеру: чемпионат мира по регби, Зимняя Олимпиада в Сочи, финал Лиги Чемпионов по футболу, также мы в ожидании проведения чемпионата мира по футболу. Большое количество людей отрицательно относятся к проведению таких мероприятий, потому как они влекут за собой большие бюджетные затраты, однако такие спортивные мероприятия вносят огромный вклад в социальное развитие страны в целом и отдельных регионов [29].

Стоит отметить, что данные мероприятия поднимают престиж страны, российского спорта, стимулируют к занятиям спортом, пропагандируют здоровый образ жизни и побуждают к развитию отдельных видов спорта, все это в совокупности дает полноценный эффект. При проведении таких масштабных мероприятий встает вопрос о том, позволяет ли экономическая составляющая проводить их, вполне ли экономика нашей страны устойчива, чтобы обеспечить всеми экономическими ресурсами такие мероприятия и к тому же обеспечить явку зрителей, потому как мероприятие обязано нести не только информационный характер, но должно и окупиться.

По мнению специалистов Pricewaterhouse Coopers, мировая и российская спортивная индустрия в целом оправляются после экономического кризиса 2009 года [22].

Сегодня наблюдается всеобщая глобализация мировой индустрии спорта.

Профессиональный спорт полностью прекратил исходить лишь от стран Северной Америки и Европы, современная локация спорта значительно обширнее. Во всемирной индустрии спорта появились новые сильнейшие игроки, а в секторе спортивных событий появились все новые страны. В таблице 1, приведенной ниже, можно увидеть лишь некоторые примеры в подтверждение данного тезиса.

Таблица 1

Страны и года проведения масштабных спортивных мероприятий

Олимпийские игры (зимние, летние)

ЧМ по футболу

Китай

2008, 2022

ЮАР

2010

Россия

2014

Бразилия

2014

Бразилия

2016

Катар

2022

Южная Корея

2018

Чемпионат Европы по футболу, который состоится в 2020 году, пройдет вообще на стадионах 13 стран. Примеров можно привести еще много. Спорт пришел на все материки, во все страны. Именно это изрядно повышает его коммерческую и инвестиционную привлекательность.

На масштабный уровень поднялась конкуренция в мировой спортивной индустрии. В наше время, в спорте конкуренцию между собой составляют:


  • страны (ведущие борьбу за победы и первые места в таблице зачетов, а также за право проводить крупные спортивные события на своей территории);

-организаторы соревнований (за трансляции, денежные вложения спонсоров и рекламодателей);

  • профессиональные лиги, профессиональные клубы, спортсмены и сборные команды.

Причинами обострения конкуренции являются скандалы на фоне коррупционных действий, скандалы с допингом, информационные войны и иные виды проявления нечестной конкуренции. В целом, аудитория спортивных событий возросла в несколько раз. Это значительно повысило интерес к спорту со сторон бизнеса, в особенности крупного, потому как за этими событиями при помощи различных коммуникационных средств следят миллионы потенциальных клиентов.

В течение нескольких последних лет в мировой индустрии спорта наблюдается закрепившийся, постоянный рост количества спортивных событий [31].

Заметно перегружен календарь соревнований, довольно часто совпадают сроки проведения соревнований, что плохо для телевидения, зрителей и болельщиков. Это становится проблемой и для спортсменов, ведь абсолютно не всегда учитываются их интересы, а иногда они вообще остаются без права на отдых, восстановление и установленный режим тренировок и соревнований, вследствие чего мы наблюдаем частые травмы, прием спортсменами запрещенных препаратов, не полное восстановление, регулярная физическая, а особенно психологическая истощенность. Безусловно, играет роль постоянные конфликты интересов организаторов соревнований, которые получают прибыль за счет спортивных событий и конечно спортсменов.

В связи с стремительным развитием компьютерных и информационно­коммуникационных технологий произошел рост зрительской аудитории на спортивных событиях. Интернет, телетрансляции, мобильные гаджеты и прочие средства связи значительно повысили возможность просмотра спортивных событий. В целом, аудитория наблюдателей спортивных событий возросла в разы, оставив в меньшинстве тех, кто находится на спортивном сооружении как зритель. Это все значительно повысило интерес к спорту, как к бизнесу, особенно крупному, потому как за спортивными событиями в разном виде следят огромное количество их потенциальных покупателей и клиентов.

Довольно быстро в разных видах увеличилось влияние бизнеса на спорт. Результат этого влияния:

  • регулярное увеличение количества коммерческих соревнований;
  • образование все новых и новых фoрматов проведения соревнований (в том числе за счет обновления правил в некоторых видах спорта).
  • появление новых соревнований и новых видов спорта.

Не всегда в данных случаях совпадают интересы международных спортивных федераций и организаторов спортивных соревнований, в итоге все это приводит к конфликтам и противоречиям.

В последние годы в борьбе за клиента серьезным конкурентом индустрии спорта стала индустрия развлечений. Потому как спортивные события и спорт в целом - это довольно привлекательный вид дохода и к тому же интересное зрелище. Но у человека есть возможность еще посмотреть кинофильмы, посетить театр, сходить на выставки или в картинные галереи, так же сходить на занятия в фитнес -клубы, и много иных форм развлечения.

В наши дни спортивная индустрия и индустрия развлечений поднялись на новый этап конкурентной борьбы за своих клиентов. Из этого следует понимать, что спортивным организациям и организаторам спортивных событий предстоит задуматься о преимуществах перед конкурентами, в первую очередь, зацикливая свое внимание на цену, комфорт, сервис и безопасность.

1.3. Перспективы развития индустрии спорта в России и за рубежом

Мы можем с уверенностью назвать индустрию спорта - главным сегментом экономики, приносящим прибыль некоторыми способами:

  • продажа билетов на спортивные мероприятия;
  • спонсорство;
  • продажа прав на телетрансляцию;
  • мерчандайзинг

Из этого следует понимать, что при адекватном развитии именно этого сегмента экономики, спорт вполне сможет принести выгодную отдачу, оптимальную и для государства, и для бизнеса [25].

В большинстве стран посещение спортивно-массовых мероприятий относится к части национальной. Это по большей части влияет на продажи билетов, но стоит отметить, что в крупных странах с развитой экономикой фактором, влияющим на объемы продаж, является достаточно высокая цена на билеты. Потому спортивные мероприятия посещает гораздо меньшее количество людей. Сами собой напрашиваются вполне логичные сомнения об регулярном и эффективном использовании стадионов в таких странах в будущем.

Во времена кризиса значительно упала посещаемость спортивных мероприятий и в связи с этим маркетинговые компании и спортклубы старались находить вспомогательные решения применяя какие-либо возможные программы лояльности [12]. Футбольные клубы, к примеру, предлагают фанатам всевозможные скидки, акции, выгодные условия, продления. Некоторые спортивные мероприятия проходят в сопровождении одновременного проведения музыкальных номеров, концертов (так зачастую делают в США на матчах по американскому футболу между таймами. Так делают для большего привлечения потребительской аудитории.