Файл: История развития менеджмента ( Исследование истории развития менеджмента в зарубежных странах и в России ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Исследование истории развития менеджмента в зарубежных странах и в России
1.1. Менеджмент и управление: сущность и диалектическая связь
1.2 История зарождения и развития менеджмента
1.3 Характеристика современного периода развития менеджмента в России
Глава 2. Управление организацией на примере ПАО «Аэропорт «Шереметьево»
2.1. Краткая характеристика аэропорта «Шереметьево».
2.2. Характеристика стадии «Рост»
Например, стилями руководства занимался Рэнсис Ликерт, о человеческой природе размышлял доктор Дуглас Мак-Грегор.
Идеи трудовой мотивации развивал доктор Фредерик Херцберг, предложивший мотивационно-гигиеническую теорию потребностей. Херцберг собирал эмпирические данные посредством опросов, интервью. Важная теория, высказанная Херцбергом, заключалась в том, что гигиенические факторы труда (физические условия, зарплата, премии, безопасность, межличностные отношения) позволяют людям мириться с работой, но не могут повысить мотивацию, хотя их низкий уровень может её понизить. Причину повышения мотивации необходимо искать глубже – в самореализации, удовольствии от самой работы, искреннем интересе к своей деятельности, достижениях, признании заслуг, личностном росте.
Рассмотренные выше наработки, а также некоторые другие, и повернули менеджмент окончательно в сторону человека. Но в разгар века не только социологи и психологи занимались вопросами управления. Ещё одной важной школой менеджмента, которую можно с полным правом назвать неклассической, является школа количественных методов. Кибернетика, которая, по мнению Стёпина, помогла окончательно утвердить неклассический тип рациональности, оказала влияние и на управление. Вместе с математикой и статистикой она дала управлению математические методы, информационные технологии, заменила словесные рассуждения моделированием и символами, способствовала возникновению общей теории управления и теории принятия управленческих решений. Интересно, что «кибернетика» переводится с древнегреческого как «искусство управления».
Эволюция российского менеджмента
С периода своего зарождения как науки мировая управленческая мысль встречается с большим количеством преград. Тем не менее, именно преодоление этих преград позволяет теории и практике мирового менеджмента совершенствоваться. Талантливые менеджеры во все времена отыскивали пути разрешение проблем, разрабатывая всё более эффективные и успешные методики и технологии управления.
На современном этапе исторического, политического, экономического и социо-политического развития России исследование проблем повышения эффективности российского менеджмента выходит на первый план.
Вопросам изучения проблем и перспектив развития отечественного менеджмента посвящены работы таких российских авторов как, В. И. Андреев[21], О.С. Виханский[22], А. И. Наумов, Г. Б. Казначевская[23] и других ученых.
Россия во многом отличается от западных стран. В данной связи история развития менеджмента здесь тоже иная. Каждый этап истории развития отечественного менеджмента не похож на предыдущий и заслуживает отдельного внимания.
Дореволюционный период. История развития менеджмента начинается со времён Древней Руси, однако начало системы управления как самостоятельной науки было положено в конце XIX века. Но наиболее заметно проблемы российского менеджмента выявились в начале XX в. Масштабные инновации промышленности сдерживал недостаточный экономический уровень страны[24]. Только после XX века индустриальные течения стали преобладать над аграрными. Учёные того времени использовали методы научного познания для наблюдения явлений, устанавливали причинные связи между ними и формировали собственные принципы управления.
Большое внимание к развитию управления появилось благодаря усложнению производства. Также именно тогда поняли, что правильное функционирование предприятия невозможно без качественного менеджмента. Из-за этого начала возникать потребность в сотрудниках именно на должность управляющих.
Таблица 1
Этапы формирования менеджмента в России
Период |
Особенности |
Представители и их исследования |
1 |
2 |
3 |
Дореволюционный период (Конец XIX - начало XX вв.) |
Преобладание аграрного населения над индустриальным, наличие большого количества дешевой рабочей силы, низкая заработная плата, ненормированный рабочий день, завышенная доля ручного неквалифицированного труда |
П. А. Столыпин - содержание функции управления «Сначала успокоение, а потом реформы, В. И. Ленин «Система Тейлора - порабощение человека машиной», H. H. Савин «Резание металлов». |
Постреволюционный период (1917-1930 гг.) |
Ликвидация частной собственности, создание местных органов экономического управления (Высший совет народного хозяйства. Советы народного контроля и другие). Обозначились две ключевые группы управленческих концепций: организационно-техническая и социальная. Появление первых |
А.А Богданов «Всеобщая организационная наука (тектология)»,Ф. Р. Дунаевский - концепция «административной емкости», О. А. Ерманский - концепция «физиологического оптимума», А. К. Гастев - концепция «трудовых установок» и «узкой базы», Е.Ф. Розмирвич – концепция «производственной трактовки», П. М. Керженцев - «теория организационной деятельности», Н. А. Витке «Организация управления и индустриальное развитие». |
Период с 30-х гг. до распада СССР |
Отсутствие рыночных отношений привело к тому, что новые теории и практики менеджмента не разрабатывались, а старые забывались. Создание Центрального научно-исследовательского института организации производства (ЦИО). В середине 1960-х гг. в связи с усложнением связей хозяйствования, появлением нового раздела экономики - кибернетики и результатом научно-технической революции возрождается интерес к проблемам управления. Издан первый советский учебник по организации производства. введена специальность - инженер-экономист. Проведена новая экономическая |
Сотрудники ЦИО - В. Я. Каценбоген, получивший в 1946 г. Государственную премию за достижения в теории и методологии применения поточных принципов работы в серийном производстве, К. Я. Корницкий, Н. А. Левинсон - «организационно-производственная» общетеоретическая концепция, Л. В. Канторович «Математические методы организации и планирования производства», С. П. Митрофанов «Групповая технология машиностроительного производства», Э. А. Сатель - автор комплексного подхода к решению конструкционных, технологических организационных, эксплуатационных и экономических проблем производства |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
90-е годы XX века |
Формирование новой концепции управления субъектами хозяйствования после распада СССР, что стало началом завершающего этапа эволюции в системе менеджмента. Отсутствие опыта хозяйствования в рыночных условиях. Разделение на три типа менеджмента: по типу советской модели, менеджмент здравого смысла», менеджмент западного типа. Неготовность страны к резким переменам |
Старые практики по менеджменту Российской Империи были забыты, а новые еще не разработаны. Единственной ценностью стали переводные зарубежные учебники, которые появлялись в огромных количествах, но не приносили ощутимой пользы, так как теорий управления, пригодных для всех времен и народов просто не существует. |
Современный период |
Появились три возможные концепции развития менеджмента: копирование западной теории менеджмента, адаптация западной теории менеджмента, создание российской теории менеджмента. |
М. А. Картавый и А. Н. Нехамкин «Методологические принципы формирования российского менеджмента» |
Неоценимы заслуги П. А. Столыпина в истории развития менеджмента. Содержание функций управления, по его убеждению, было следующим: «Сначала успокоение, а потом реформы». Именно ему обязана история развития теории менеджмента своими значимыми аспектами.
Начало XX века является наиболее значимым периодом развития управления. Именно в это время началась история развития школ менеджмента российских теоретиков, сравнимых с лучшими зарубежными.
В России с 1908–1909 г. начинают активно издаваться сборники переводов трудов зарубежных профессоров в области научного менеджмента: «Административно-техническая библиотека», так как российские ученые интересовались прогрессивными идеями других стран. В узкоспециализированных журналах «Металлист» и «Записки Русского технического общества» появляются первые упоминания о тейлоризме – научной системе знаний о законах рациональной организации труда и управления, основоположником которой является Фредерик Уинслоу Тейлор, выделивший четыре научных принципа (закона управления):
1. Создание научного фундамента, заменяющего собой старые, грубо-практические методы работы, научное исследование каждого отдельного вида трудового действия;
2. Отбор рабочих и менеджеров, их тренировка и обучение на основе научных критериев;
3. Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научной организации труда (НОТ);
4. Равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерами. Будучи необходимым участником производственного процесса, каждый из них должен точно и своевременно выполнять свой собственный круг задач.
Настоящий «тейлоровский бум» пришелся на 1911–1914 гг., когда в обсуждении его идей принимали участие студенты и профессора, экономисты и публицисты, инженеры и политики. В эти годы были переведены основные работы Тейлора и других видных основоположников НОТ: Ф. Гилберта, Г. Гантта. Но главное состоит в том, что в России, как свидетельствует А. К. Гастев, уже начинали появляться и собственные ученые в области НОТ. Во многих высших учебных заведениях впервые стали преподавать организационно-управленческие дисциплины, в 1911-1912 И. Семеновым читался курс «Организация заводского хозяйства» в Петербургском политехническом институте[25].
С 1912 г. была развернута активная практическая деятельность по внедрению принципов научной организации труда на промышленных предприятиях России. До первой мировой войны в России функционировало восемь крупных заводов, применяющих результаты научной школы управления, в то время как во Франции, к примеру, – только один.
Тем не менее, первая мировая война в совокупности с Великой Октябрьской социалистической революцией и политикой «военного коммунизма» прервали восходящее развитие менеджмента.
Постреволюционный период. После Октябрьской революции требовалось улучшение старой системы управления общественностью. Выделили 10 главных принципов:
- демократический централизм;
- единство политических и хозяйственных руководителей;
- ведение хозяйства по плану;
- стимулирование труда материальным поощрением;
- научность управления;
- ответственность;
- правильный подбор и расстановка кадров;
- экономичность и эффективность;
- наилучшее сочетание отраслевого и территориального управления;
- преемственность хозяйственных решений[26].
История развития менеджмента в России в постреволюционный период показывала наивность теоретиков, ориентацию именно на классовое деление и пролеткультовскую идеологию. Также возникало чрезмерное увлечение естественными науками.
Период с 30-х гг. до распада СССР. В 30-х гг. выпустили первый советский учебник по организации производства, ввели новую специальность – инженер-экономист. Но большой урон менеджменту нанесли сталинские репрессии. Они унесли множество жизней высокообразованных учёных, и развитие менеджмента как науки, была остановлена на многие годы.
Во время Великой Отечественной войны устоявшаяся система управления не перенесла существенных изменений. Даже в годы войны российские управленцы создавали уникальные проекты для военного производства.
В конце 50-х гг. тема исследований менеджмента стала расширяться. В начале 60-х гг. в появился новый раздел экономики – кибернетика, начавшая новый отрезок в истории развития менеджмента.
В 70-е гг. начали появляться предостережения о несовместимости рынка и социализма. Попытка демонтажа едва не уничтожила экономическое положение страны.
В конце 70-х — начале 80-х были открыты лаборатории по проблемам управления. В их обязанности входили:
- сбор и систематизация результатов во всемирной науке управления;
- формирование и реализация научно-исследовательских планов;
- внедрение консультирования по вопросам менеджмента.
90-е годы XX века. Распад СССР стал началом завершающего этапа эволюции в системе менеджмента. Становление более современного уровня управления зависело от развития товарного производства и технического и технологического улучшения общества. Так зарождалась более современная история развития управления менеджмента.
Множество проблем при Горбачёве и Ельцине были обусловлены неготовностью страны к резким переменам. Переход от плановой экономики к рыночной, несмотря на небывалый рост предпринимательской активности, вскрыл проблема отсутствия единой концепции менеджмента. Тем не менее, начали появляться принципы европейского управления в организации, началось заимствование принципов управления из опыта западных стран США и Японии. «Слепое» копирования западных подходов, без учета социально-экономических и ментальных особенностей России, не дала ожидаемого прорыва.
1.3 Характеристика современного периода развития менеджмента в России
Главными принципами нынешней системы управления являются:
- системный и ситуационный подход в управлении;
- инновации;
- ответственность менеджмента перед обществом;
- ориентация на человеческие возможности.
В последние годы системе российского управления для нормальной работы требуются многие радикальные перемены.
Основными проблемами российского менеджмента до сих пор остается следующее: