Файл: Мотивация в управлении на примере реально существующей организации (Анализ эффективности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исходя из представления деятельности человека как системы, можно с уверенностью говорить, что человек принимает решения только на уровне адаптации, регулирования и процесса самоорганизации. Поэтому и все потребности индивида должны реализовываться на каждом из выше названных уровней одновременно. Можно также говорить о том, что низшие, высшие и самые высокие потребности развиваются обычно параллельно друг другу и в совокупности и управляются поведением индивида на всех уровнях его организации, т.е. есть здесь тройственный характер удовлетворения потребностей посредством материального и нематериального (морального) стимулирования.

Можно подразделить мотивацию на следующие виды.

Внешняя мотивация представляет собой мотивацию, не связанную с содержанием какой-либо деятельности, но обусловленную внешними по отношению к человеку обстоятельствами.

Внутренняя мотивация - это мотивация, которая не связана с внешними обстоятельствами, а только с самим содержанием деятельности человека.

Разделяют два важных вида мотивации: «от» и «к», или «способ кнута и пряника».

Также выделяют:

  • индивидуальные мотивации, которые направлены на поддержание гомеостаза: голод, жажда, избегание боли, стремление к температурному оптимуму и т. д.;
  • групповые мотивации, к ним относят: забота о потомстве; поиск места в групповой иерархии; поддержание присущей данному виду структуры сообщества и т. п.;
  • познавательные мотивации: исследовательское поведение; игровая деятельность и т.д.[10]

Все рассмотренное выше позволяет говорить о том, что достойная мотивация труда работника является важнейшим фактором улучшения результатов деятельности предприятия.

Проанализируем экономическую мотивацию персонала как самую распространенную на примере ИП Бессонова Н.Н.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ИП БЕССОНОВА Н.Н.

2.1. Характеристика предприятия. Анализ трудовых показателей


Сеть магазинов ИП Бессонова Н.Н. предлагает вниманию потребителей как женскую, так и мужскую и детскую обувь. Существует на рынке с 2003 года. ИП отвечает по своим обязательствам всем своим личным имуществом. ИП действует всегда от своего имени. ИП Бессонова Н.Н. использует общий режим налогообложения, выбрав его из-за возможности уплаты НДС (при упрощенной системе НДС не платится, и некоторые контрагенты отказываются работать с такими ИП).

Своими конкурентными преимуществами владелец сети магазинов обуви считает цены, ассортимент и быстрый оборот обуви. С одной стороны ассортимент продукции сети магазинов ИП Бессонова Н.Н. старается не отставать по модности и актуальности лучших обувных марок средневысокого ценового диапазона, с другой - цены на обувь стараются держать в рамках магазинов эконом-класса, при этом в их торговых точках привлекательный дизайн, в отличие от магазинов-складов. Еще одна отличительная особенность - обновление коллекции в магазинах обуви ИП Бессонова Н.Н. происходит несколько раз за сезон.

На данный момент сеть насчитывает 5 магазинов обуви ИП Бессонова Н.Н. в Екатеринбурге и области.

Организационная структура управления ИП Бессонова Н.Н. представлена на рисунке 1.

На сегодняшний день в ИП Бессонова Н.Н. работают 84 человека, среди них: 2 маркетолога, 2 старших администратора торговой сети (служба менеджмента), пять заведующих магазинами, семь администраторов торговых залов, сорок девять человек продавцов, пять человек прочих работников (уборщики, грузчики, программист), четыре бухгалтера, шесть кассиров, директор, коммерческий директор, заместитель директора, главный бухгалтер. Штатное расписание работников ИП представлено в Приложении 2.

Директор

Коммерческий директор

Заместитель директора

Главный бухгалтер

Бухгалтеры

Кассиры

Служба маркетинга

Заведующие магазинами

Администраторы

Продавцы

Служба менеджмента

Прочие работники

Рис. 1. Организационная структура управления ИП Бессонова Н.Н.

В ИП демократический стиль управления, то есть директор советуется со всеми своими подчиненными и службами по различным вопросам, решения принимаются коллегиально. Итогом явилась дружеская атмосфера в коллективе, отсутствие текучести кадров.

Проанализируем движение трудовых ресурсов ТП Бессонова Н.Н. за 2017-2018 годы по данным таблицы 2.


Таблица 2

Показатель

2017 год

2018 год

1

2

3

Численность работников на начало года, чел.

80

84

Поступило работников, чел.

4

1

Выбыло работников, чел.

-

1

Численность работников на конец года, чел.

84

84

Продолжение таблицы 2

1

2

3

Среднесписочная численность, чел.

(80+84)/2 = 82

(84+84)/2 = 84

Коэффициент оборота по приему

0,049

0,012

Коэффициент по выбытию

0

0,012

Коэффициент текучести

0

0,012

Коэффициент оборота по приему (Кпр) находится по формуле:

Кпр = Чпр / ССЧ, (1)

где Чпр – численность принятых работников;

ССЧ – среднесписочная численность персонала.

Коэффициент по выбытию (Квыб) находится по формуле:

Квыб = Чув / ССЧ, (4)

где Чув – численность уволенных работников.

Коэффициент текучести кадров (Кт) находится по формуле:

Кт = П / ССЧ, (5)

где П – количество уволенных по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины.

Как видно из данных таблицы 2, коэффициент оборота по приему в 2018 году меньше показателя 2017 года на 0,037 пункта (0,012-0,049), следовательно, на 1 чел. из среднесписочной численности работающих стало приходиться меньше принятых работников. Коэффициенты по выбытию и текучести равны, так как выбывшие работники уволились по собственному желанию. Они показывают, что на 1 среднесписочного работника предприятия приходится 0,012 чел. уволенных, это очень низкий показатель. Следовательно, можно сделать вывод, что сильной текучести на предприятии не наблюдается.

У ИП Бессонова Н.Н. следующее говорят о социальной политике:

- оплата труда работников административно-управленческого персонала и прочих работников (уборщиков и грузчиков) производится исходя из установленных окладов и фактически отработанного времени; оплата труда продавцов смешанная (установленный оклад + 0,1% от товарооборота за месяц);


- премирование работников производится в конце каждого месяца в размере 10% в зависимости от каждого процента прироста товарооборота;

- сумма оклада работникам устанавливается дополнительными соглашениями;

- устанавливается коллективная материальная ответственность между продавцами, заведующими магазинов и администраторами торговых залов;

- продолжительность рабочего времени: административно-управленческого персонала 8 часов с 9-00 до 18-00 с перерывом на обед в размере одного часа с 13-00 до 14-00; продавцам – 8-часовой рабочий день посменно: первая смена с 8-00 до 16-00, вторая смена с 16-00 до 24-00 без перерыва на обед;

- предоставляется работникам ежегодный оплачиваемый отпуск в размере 28 рабочих дней.

Других пунктов, которые бы описывали социальную политику, у ИП Бессонова Н.Н. нет.

Если смотреть на условия труда, то они достаточно часто встречаются на торговых предприятиях. Положительным является то, что работник не стоит по 12 часов за прилавком, а всего 8-часовую смену, а на следующий день выходит в другую смену. Администрация ИП старается, чтобы персонал был стабильным, не было текучести рабочей силы, поэтому оплата труда находится на хорошем уровне. Можно сделать вывод, что социальная политика у ИП не самая лучшая, но чаще всего встречающаяся на торговых предприятиях, в данном случае это обеспечивает стабильность рабочей силы. Всего этого позволяет достичь хорошая сумма прибыли предприятия. Так, в 2017 году сумма чистой прибыли составила 8785 тыс.руб., в 2018 году – 10396 тыс.руб. Налицо рост данного показателя, что позволяет формировать фонды собственных средств, направленных на улучшение социальных условий в коллективе.

Проанализируем возрастной состав работников ИП Бессонова Н.Н. по данным таблицы 3.

Таблица 3

Структура персонала ИП Бессонова Н.Н. по возрасту

Категории персонала по возрасту

2017 год

2018 год

Изменение, (+,-)

Кол-во работников, чел.

Структура, %

Кол-во работников, чел.

Структура, %

Кол-во работников, чел.

Структура, %

До 25 лет

23

28,05

23

27,38

-

-0,67

С 25 лет до 30 лет

15

18,29

15

17,86

-

-0,43

С 31 года до 49 лет

35

42,68

37

44,05

+2

+1,37

С 49 лет и выше

9

10,98

9

10,71

-

-0,27

Итого

82

100,0

84

100,0

+2

-


По данным таблицы можно отметить следующее. Возрастной состав работников ИП Бессонова Н.Н., в основном, не изменился. В 2018 году также наибольший удельный вес занимают работники в возрасте от 31 года до 49 лет, их удельный вес составил в 2018 году 44,05%, что больше показателя 2017 года на 1,37% в связи с тем, что были приняты в 2018 году еще 2 работника данной возрастной категории.

Самая старшая возрастная группа представлена 9 работниками, что составляет в 2018 году в % к итогу 10,71%, эта доля снижается на 0,27% из-за роста доли работников от 31 года до 49 лет.

Следовательно, можно отметить, что основная часть работников ИП Бессонова Н.Н. находится в достаточно работоспособном возрасте от 31 года, что говорит о возможности усиления их мотивации для достижения лучших результатов.

Проанализируем состав работников ИП Бессонова Н.Н. по образованию по данным таблицы 4.

Таблица 4

Состав работников ИП Бессонова Н.Н. по уровню образования

Категории персонала по возрасту

2017 год

2018 год

Изменение, (+,-)

Кол-во работников, чел.

Структура, %

Кол-во работников, чел.

Структура, %

Кол-во работников, чел.

Структура, %

Среднее

8

9,76

8

9,53

-

-0,23

Средне-специальное

8

9,76

9

10,71

+1

+0,95

Средне-техническое

15

18,29

15

17,86

-

-0,43

Высшее

51

62,19

52

61,90

+1

-0,29

Итого

82

100,0

84

100,0

+2

-

Данные таблицы позволяют сделать следующие выводы. В 2018 году, как и в 2017 году, основной удельный вес (61,9%) занимают работники с высшим образованием. Это не только работники административно-управленческого персонала, но и часть продавцов. Это связано с тем, что многим не нравится работа по специальности, и они идут работать в торговлю. Уровень образованности персонала говорит о вежливом и грамотном обращении с посетителями, что способствует привлечению потенциальных потребителей в магазины ИП.