Файл: Анализ методик диагностики эмоционального интеллекта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 1616

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

  1. Подобранный бланк методик соответствует целям и задачам исследования;
  2. Между представленными методиками присутствует положительная корреляция;
  3. Корреляция между отдельными шкалами в большинстве случаев оказалась положительной, что соответствует второй гипотезе;
  4. Выяснилось, что представленные методики могут дополнять друг друга или частично заменить при проведении исследования на диагностику эмоционального интеллекта;
  5. Некоторые шкалы показали положительную корреляцию со шкалами из других методик, не соответствующих их значению;
  6. Не все из перечисленных в это курсовой работе методик оказались в достаточной степени проработаны, либо имели иные недостатки;
  7. На всей выборке обнаружилось мало корреляций, что опровергает вторую гипотезу;
  8. Из двух представленных гипотез подтвердилась только одна.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Перечисленные исследования внесли вклад в развитие понимания методов и способов исследования эмоционального интеллекта, однако по прежнему актуальной остается проблема подбора методик для его диагностики. Так как в настоящее время существует большое количество разнообразных методик, опросников, тестов, направленных на исследование эмоционального интеллекта, но некоторые их них малоизвестны в нашей стране и не имеют адаптации под наших респондентов, либо исследуют одну сторону эмоционального интеллекта, а не все его совокупность.

Мое исследование было направленно изучение методик диагностики эмоционального интеллекта. Целью исследования является анализ методик диагностики эмоционального интеллекта и выделение из всей совокупности наиболее достоверных. В частности в мои обязанности входило проведение тестирования трех методик на выборке из 30 респондентов, после чего необходимо было провести корреляционный анализ между полученными результатами и сравнить полученные данные друг с другом.

В работе было выдвинуто две гипотезы. Одна из них подтвердилась, а вторая – частично. Звучат эти гипотезы следующим образом:

  1. Методики диагностирования эмоционального интеллекта, оценивая одно и то же явление, используют для этой цели разные критерии.
  2. Результаты, полученные после проведения тестирования по одной методике, будут коррелировать с результатами, полученными по другой методике.

Первая гипотеза означает, что у методик будут разные критерии оценки эмоционального интеллекта. Действительно, эта гипотеза подтвердилась в ходе анализа самих методик, их стимульного материала и шкал, по которым респонденты получают итоговый результат.


Вторая гипотеза означает, что результаты, полученные респондентами после тестирования, будут иметь положительную связь со шкалами результатов других методик, использованных в данной курсовой работе. Эта гипотеза подтвердилась частично.

В первой гипотезе предполагалось, что методики могут дополнять или заменять друг друга при дальнейших исследованиях. Эта гипотеза вполне подтверждена. В ходе анализа каждой методики выяснилось, что итоговые шкалы условно делятся на три одинаковые группы: внутриличностный ЭИ; межличностный ЭИ; интегральный показатель ЭИ. Отмечу, что такое разделение явно присутствует в методике М. А. Манойловой, а в остальных двух методиках их авторы не приводят такого разделения. Однако можно условно привести такое же разделение и оставшихся двух методиках.

Так же отмечу, что шкалы у этих трех методик оценивают одинаковые характеристики эмоционального интеллекта: проявление эмоционального интеллекта по взаимодействии индивида с окружающим миром, при восприятии индивидом своих собственных чувств и эмоций и общий показатель развития эмоционального интеллекта у индивида.

Во второй гипотезе утверждается, что методики будут положительно коррелировать друг с другом. Эта гипотеза не подтвердилась. По результам корреляционного анализа выяснилось, что по результатам шкал методики практически не имеют корреляции со шкалами, оценивающими одно и то же явление. То есть положительная корреляция между шкалами методик присутствует, но этой связи нет между шкалами, диагностирующими один и тот же аспект ЭИ. Например, есть положительная корреляция между шкалой МП опросника ЭмИн и шкалой Эмоциональная осведомленность Н. Холла, равная 0, 981. Но шкала МП оценивает понимание чужих эмоций, а шкала методики Н. Холла оценивает осознание человеком своих эмоций.

Тема не исчерпана и требует дальнейших исследований и уточнений, возможно, что существуют и другие достоверные методики диагностики ЭИ.

Эти результаты и выводы нуждаются в дальнейшем подтверждении (или опровержении). Нужны новые исследования на разных выборках, чтобы выявить более глубокие связи. Так же желательно провести новое исследование с большим количеством респондентов и с методиками, использующими для диагностики эмоционального интеллекта другие приемы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Авторская диагностика эмоционального интеллекта – МЭИ. (статья)// Педагогическая диагностика. – М.: НИИ Школьные технологии. – 2007. - № 3. - С. 95-110.
  2. Вагин И. О. Эмоциональный интеллект. Практика тренинга и коучинга. – М. 2019г. – с. 180.
  3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / Дэниел Гоулман: пер. с англ. А. И. Исаевой. – 5 – е изд. – М. : Манн, иванов и Фербер, 2017. – с. 537
  4. Ильин В. П. Эмоции и чувства. – СПБ: Питер, 2001. – с. 749
  5. Кирюшина Н. А. Модель эмоционального интеллекта Рувена Бар – Она [Электронный ресурс] / Н. А. Кирюшина // Компетентный родитель. Сайт семейного психолога Кирюшиной Натальи. – Режим доступа: https://wiseparent.ru. (дата обращения: 28.05.2020)
  6. Кочетова Ю. А., Климакова М. В.методы диагностики эмоционального интеллекта [Электронный ресурс] // Современная зарубеждная психология. 2019. Т. 8. № 4. С. 107 – 109. – Режим доступа: https://psyjournals.ru (Дата обращения: 4 июня 2020)
  7. Лемберг Б. Эмоциональный интеллект: как разум общается с чувствами. - СПб.: «Вектор», 2013. – c. 240
  8. Люсин Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3-4.
  9. Савенков А. И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха : методологический семинар. - № 1(6) январь – март 2006. С. 30 – 38.
  10. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В, Ушакова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. – с. 109 - 109 (Труди института психологии РАН) С. 172.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Стандартные баллы, полученные по методике МЭИ (М. А. Манойлова)

Пол

Возраст

Шкала 1

Шкала 2

Шкала 3

Шкала 4

Интегральный ЭИ

1

1

22

1

7

5

3

3

2

1

19

7

10

4

5

8

3

1

21

8

10

4

8

10

4

1

18

3

5

1

6

3

5

1

18

7

10

4

3

8

6

1

18

7

10

7

5

10

7

1

15

7

10

9

10

10

8

1

19

5

8

4

5

6

9

1

23

2

8

4

7

5

10

1

18

6

9

1

7

6

11

1

21

7

10

4

5

8

12

1

21

3

9

8

10

9

13

1

21

2

10

1

2

3

14

1

24

6

10

1

5

7

15

1

19

6

10

1

8

7

16

1

24

4

10

4

8

8

17

1

19

4

10

2

5

7

18

1

18

7

10

1

6

7

19

0

22

5

8

3

6

6

20

0

18

1

9

5

7

5

21

0

17

1

4

4

6

4

22

0

18

5

8

5

9

7

23

0

21

5

8

5

1

8

24

0

21

1

6

4

7

2

25

0

18

1

5

1

7

1

26

0

22

7

9

1

7

6

27

0

20

9

10

9

10

10

28

0

24

6

9

3

7

7

29

0

20

7

10

3

9

9

30

0

21

5

8

7

10

9


Приложение 2.

Стандартные баллы, полученные по опроснику EQ (Н. Холл.)

Пол

Возраст

Эмоц. Осведомл.

Упр. Св. Эмоц

Расп. Эмоц. Других

Эмпатия

Самомотивация

1

1

22

5

5

3

3

3

2

1

19

7

5

7

7

7

3

1

21

6

8

5

5

5

4

1

18

6

4

4

4

4

5

1

18

7

6

5

5

5

6

1

18

9

6

8

8

8

7

1

15

9

9

9

9

9

8

1

19

2

3

4

3

3

9

1

23

5

5

4

4

4

10

1

18

5

6

4

4

4

11

1

21

7

7

6

6

6

12

1

21

7

6

8

8

8

13

1

21

4

3

5

6

6

14

1

24

5

5

4

3

3

15

1

19

4

5

6

6

6

16

1

24

7

7

4

3

3

17

1

19

8

9

4

3

3

18

1

18

7

7

4

4

4

19

0

22

5

5

5

5

5

20

0

18

5

5

8

9

9

21

0

17

1

2

4

4

4

22

0

18

2

3

8

8

8

23

0

21

7

5

6

6

6

24

0

21

2

2

5

5

5

25

0

18

4

3

2

2

2

26

0

22

7

9

6

6

6

27

0

20

6

8

6

6

6

28

0

24

8

7

8

8

8

29

0

20

6

5

7

7

7

30

0

21

5

6

7

7

7


Приложение 3.

Стандартные баллы, полученные по опроснику ЭмИн (Д. В. Люсин.)

Пол

Возраст

Шкала МП

Шкала МУ

Шкала ВП

Шкала ВУ

Шкала ВЭ

Шкала МЭИ

Шкала ВЭИ

Шкала ПЭ

Шкала УЭ

Шкала ОЭИ

1

1

22

2

4

0,5

4

8

2

5

1

6

2

2

1

19

6

7

5

4

4

6

5

6

6

6

3

1

21

6

7

8

6

8

7

8

7

8

8

4

1

18

7

5

6

5

7

6

7

6

7

7

5

1

18

6

7

8

6

6

7

8

7

8

8

6

1

18

7

7

6

7

5

7

7

7

8

7

7

1

15

12

8

4

6

5

9

6

8

8

8

8

1

19

4

4

8

4

8

4

7

6

5

6

9

1

23

3

4

9

4

8

4

8

6

5

6

10

1

18

6

6

4

3

7

6

5

5

6

6

11

1

21

2

6

6

5

9

4

8

4

8

6

12

1

21

8

7

5

4

2

7

5

7

5

6

13

1

21

4

4

4

3

3

4

3

4

3

3

14

1

24

2

4

7

3

4

3

5

5

3

4

15

1

19

3

5

8

5

4

4

6

5

5

5

16

1

24

5

5

5

3

3

5

4

5

4

4

17

1

19

2

5

6

5

8

4

7

4

6

5

18

1

18

0

4

4

4

6

2

5

2

4

3

19

0

22

5

5

5

4

6

5

5

5

5

5

20

0

18

9

7

7

4,

7

8

7

8

7

8

21

0

17

2

4

1

1

2

3

0

1

1

1

22

0

18

8

7

4

3

6

7

4

6

6

6

23

0

21

8

5

5

3

8

6

6

7

5

6

24

0

21

9

5

1

0

0

6

0

5

0

2

25

0

18

6

4

4

3

6

5

4

5

4

5

26

0

22

8

7

6

6

4

8

6

7

7

8

27

0

20

0

5

4

4

6

3

5

2

5

3

28

0

24

11

7

8

6

6

8

8

9

8

9

29

0

20

7

6

8

5

6

6

7

7

7

7

30

0

21

10

6

7

3

3

8

5

8

5

7