Файл: Анализ методик диагностики эмоционального интеллекта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 1618

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Первая методика, использованная мной в данной курсовой работе, стала методика эмоционального интеллекта (МЭИ М. А. Манойловой). Разработана в 2004 году.

Она основана на авторской теории о структуре эмоционального интеллекта, понимаемого как способность человека к сознанию, принятию и регуляции эмоциональных состояний и чувств других людей и себя самого и делит эмоциональный интеллект на две сферы проявления: внутриличностный и межличностный. Показатели данных представлены в стэнах (ранговая шкала). Методика состоит из 40 вопросов – утверждений Обследуемому предлагается оценить степень своего согласия с каждым утверждением по 5- бальной шкале. Опросник содержит 4 субшкалы и 3 интегральных индекса: общего уровня ЭИ, выраженности внутриличностного и межличностного аспектов ЭИ[14].

Для наглядности шкалы, рассматриваемые в данной методике, будут представлены в таблице 2, расположенной ниже.

Таблица . Характеристика методики МЭИ (М. А. Манойлова)

Шкала

Характеристика

1

Интегральный показатель ЭИ

Общий уровень развития эмоционального интеллекта, а так же показатель уровня выраженности отдельных показателей эмоционального интеллекта и его компонентов

2

Внутриличностный аспект ЭИ

Интегральный индекс развития эмоционального интеллекта внутри самой личности

3

Шкала 1. Осознание своих чувств и эмоций

Субшкала, показывающая развитие эмоционального самосознания, осознания своих чувств и эмоций

4

Шкала 2. Управление своими чувствами и эмоциями

Субшкала, показывающая уровень развития у личности способностей к управлению своими чувствами и эмоциями

5

Межличностный аспект ЭИ

Интегральный индекс развития эмоционального интеллекта во взаимодействии с другими людьми

6

Шкала 3. Осознание чувств и эмоций других людей

Субшкала, показывающая уровень развития у личности к распознаванию эмоций других людей, пониманию их чувств

7

Шкала 4. Управление чувствами и эмоциями других людей

Субшкала, показывающая уровень развития у личности умения управлять эмоциями других людей


Следующей методикой, использованной в данной курсовой работе, является методика Н. Холла на эмоциональный интеллект (N. Hall Emotional Intelligence Self-Evaluation). Достоверно установить год разработки и опубликования методики установить не удалось. В России методика Н. Холла впервые была опубликована в 2001 году в книге Е. П. Ильина «Эмоции и чувства».

Тест явно нуждается в доработке, хотя основа его может быть использована для создания новой его модификации[15].

Так описывает эту методику Е. П. Ильин в своей книге «Эмоции у чувства».

Методика предложена Н. Холлом для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Она состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал:

  1. эмоциональная осведомленность;
  2. управление своими эмоциями (скорее это эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность);
  3. самомотивация (скорее, это как раз произвольное управление своими эмоциями, исключая пункт 14);
  4. эмпатия;
  5. распознавание эмоций других людей (скорее – умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей)[16].

Ответы по методике даются по 6 – бальной шкале, состоящей из следующих вариантов ответа: полностью не согласен – (-3 балла), в основном не согласен – (-2 балла), отчасти не согласен - (-1 балл), отчасти согласен – (+1 балл), в основном согласен – (+2 балла), полностью согласен – (+3 балла).

Результаты по каждой шкале подсчитываются сумма баллов с учетом знаков, присущих определенным ответам. Чем более положительной является сумма, тем более ярко выражено данное качество.

Следующей методикой, которую я использовал в данной курсовой работе для ее исследования является опросник ЭмИн (Д.В. Люсин). Первая версия опросника разработана в 2004 году. Окончательная версия опросника опубликована в 2006 году.

В основу данного опросника положена трактовка эмоционального интеллекта как способности понимания своих и чужих эмоций и управлению своих и чужых эмоций. Способность к пониманию эмоций означает, что человек может распознать эмоцию, т. е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека; может идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение; понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.

Способность к управлению эмоциями означает, что человек может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего, приглушать чрезмерно сильные эмоции; может контролировать внешнее выражение эмоций; может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.


И способность к пониманию, и способность к управлению эмоциями может быть направлена как на собственные эмоции, так на эмоции других людей. Следовательно, можно говорить о внутриличностном и межличностном ЭИ.

Эти два варианта предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, однако, предположительно, должны быть связаны друг с другом. Таким образом, в структуре ЭИ априорно выделяется два «измерения», пересечение которых даёт четыре вида ЭИ[17].

Опросник состоит из 46 вопросов, на которые надо дать один из 4 вариантов ответов: совсем не согласен, скорее не согласен, скорее согласен, полностью согласен.

Опросник поделен на 10 шкал, диагностирующих разные стороны проявления эмоционального интеллекта (5 шкал и 5 субшкал).

Ниже будет приведена таблица 3, в которой подробнее рассмотрены все шкалы, выделяемые в рамках данного опросника.

Таблица . Характеристика шкал методики Д.В. Люсина

Шкалы

Расшифровка

Значение шкалы

1

МЭИ

Межличностный эмоциональный интеллект

Способность личности к пониманию эмоций других людей и управлению ими

2

ВЭИ

Внутриличностный эмоциональный интеллект

Способность личности к пониманию своих эмоций и управлению ими

3

ПЭ

Понимание эмоций

Способность личности к пониманию своих и чужих эмоций

4

УЭ

Управление эмоциями

Способность личности к управлению своими и чужими эмоциями

5

ОЭИ

Общеинтегральный эмоциональный интеллект

Общий уровень развития эмоционального интеллекта у личности

Субшкалы

1

МП

Понимание чужих эмоций

Способность личности к пониманию эмоционального состояния человека через восприятие его внешних проявлений эмоций

2

МУ

Управление чужими эмоциями

Способность личности вызывать у других людей различные эмоции и снижать проявление других

3

ВП

Понимание своих эмоций

Способность личности к опознаванию своих эмоций и пониманию причин их появления

4

ВУ

Управление своими эмоциями

Способность и потребность личности к управлению своими эмоциями; умение вызывать определенные эмоции и поддерживать их

5

ВЭ

Контроль экспрессий

Способность личности к контролю внешних проявлений своих эмоции


2.2 СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ ПО ПРОВЕДЕННЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ

Для начала мы должны определить особенности нашей выборки: измерить меры центральной тенденции, рассмотреть всю совокупность респондентов, а так же рассмотреть каждую методику отдельно, ответить на вопрос, подчиняется ли наша выборка закону нормального распределения и какие критерии стоит применить для изучения наших методик. Все статистические процедуры проводились в двух специальных программах:

Microsoft Excel - Программа для работы с электронными таблицами, созданная корпорацией Microsoft. Она предоставляет возможности экономико-статистических расчетов, графические инструменты и язык макропрограммирования VBA.

SPSS – это аббревиатура от «Statistical Package for the Social Science» (статистический пакет для социальных наук) – компьютерная программа, разработанная одноименной компанией для статистической обработки данных и проведения прикладных исследований в общественных науках.

Первым шагом в моем исследовании является описательная статистика.

Описательная статистика позволяет провести такие важные этапы в описательной статистике, как: обобщение первичных результатов, получение понимания о роли данных в исследовании. На данном этапе мною будут проведены следующие процедуры: вычисление среднего арифметического, моды, медианы и стандартного отклонения, а так же переведение всех баллов, полученных респондентами при прохождении методик, в стэны – стандартные, нормированные оценки (стандартную десятку).

В таблице 4 представленные результаты описательной статистики.

Таблица . Описательная статистика показателей методик

Показатели

Мода

Медиана

Среднее

Стандартное отклонение

1

Пол

1

1

0,6

0,49

2

Возраст

18

20

20

2,24

3

Соц. статус

1

1

1,3

0,98

4

Шкала 1

7

5

4,83

2,40

5

Шкала 2

10

9

8,6

1,72

6

Шкала 3

4

4

3,83

2,39

7

Шкала 4

5

6,5

6,43

2,34

8

Интегральный ЭИ

7

7

6,63

2,48

9

Эмоциональная осведомленность

33

30

29,56

4,28

10

Управление своими эмоциями

24

26

26,36

4,95

11

Распознавание эмоций других

23

27,5

27,86

4,95

12

Эмпатия

23

27,5

27,86

4,36

13

Самомотивация

23

27,5

27,86

4,36

14

Шкала МП

25

24,5

22,86

4,36

15

Шкала МУ

17

17

18,23

7,37

16

Шкала ВП

19

18,5

18,23

4,55

17

Шкала ВУ

14

14

17,83

5,41

18

Шкала ВЭ

10

10

10

3,89

19

Шкала МЭИ

54

43,5

41,1

11,13

20

Шкала ВЭИ

39

41,5

41,76

10,75

21

Шкала ПЭ

49

41,5

40,7

10,23

22

Шкала УЭ

53

42,5

42,16

9,23

23

Шкала ОЭИ

102

85,5

82,86

16,96


Следующим этапом для проведения статистической обработки является проверка выборки на закон нормального распределения. Для выборки в 30 человек проводится критерий Шапиро – Уилка. В таблице 5 отображены результаты данного критерия.

Проверяемое распределение не подчиняется закону нормального распределения. Это позволяет нам применять непараметрические критерии и корреляционный анализ спирмена. Данные по проверке выборки на нормальность распределения приведены в таблице 5.

Таблица . Проверка данных на нормальность распределения

Критерии нормального распределения

Критерий Шапиро-Уилка

Значимость

Шкала 1

,011

Шкала 2

,000

Шкала 3

,005

Шкала 4

,163

Интегральный ЭИ

,074

Эмоц. Осведомленность

,076

Управ. Св. эмоциями

,489

Расп. Эмоц. Др

,343

Эмпатия

,343

Самомотивация

,343

Шкала МП

,617

Шкала МУ

,112

Шкала ВП

,068

Шкала ВУ

,173

Шкала ВЭ

,616

Шкала МЭИ

,711

Шкала ВЭИ

,002

Шкала ПЭ

,069

Шкала УЭ

,042

Шкала ОЭИ

,274

Напомню, что одна из гипотез предполагает, что методики диагностирования эмоционального интеллекта, оценивая одно и то же явление, используют для этой цели разные критерии.

Для того, что бы доказать эту гипотезу, необходимо обратиться к оценочным шкалам каждой методики и сравнить их друг с другом, а так же провести между ними корреляционный анализ и выделить наиболее близкую связь. Таким образом я постараюсь одновременно доказать или опровергнуть две теории, ранее приведенные мной в части 2.1 главы 2.

Как уже мной ранее было упомянуто, в данной курсовой работе мной были использованы следующие методики: