Файл: Анализ методик диагностики эмоционального интеллекта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 1612

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

• способность воспринимать или чувствовать эмоции (как свои собственные, так и другого человека);

• способность направлять свои эмоции в помощь разуму;

• способность понимать, что выражает та или иная эмоция;

• способность управлять эмоциями[9].

Так же стоит отметить, что в другом источнике указано, что П. Саллоуэй и Д. Мейер определяют эмоциональный интеллект как сложный психологический конструкт, включающий три типа способностей: идентифицировать и выражать эмоции; регулировать собственные эмоции; использовать эту информацию для управления своим мышлением и поведением[10].

Следующей теорией, подтолкнувшей интерес научного сообщества к проблеме эмоционального интеллекта, стала работа американского ученого Дэниела Гоулмана. Он первый из исследователей, кто включил понятие эмоционального интеллекта в структуру социального интеллекта, таким образом, объединив эти два понятия в одно. Так же он предложил рассматривать его (эмоциональный интеллект) как важный компонент лидерских способностей, что только способствовало росту популярности этого психического явления.

Д. Гоулман выделил следующие критерии эмоционального интеллекта:

  • Самомотивацию;
  • Устойчивость к разочарованиям;
  • Контроль над эмоциональными вспышками;
  • Умение отказываться от удовольствий;
  • Регулирование настроения;
  • Умение не давать переживаниям заглушать способность думать, сопереживать и надеяться.

Однако методических инструментов для выявления этих характеристик сам Д. Гоулман не предложил[11].

Так же отмечу, что в своей книге «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» Гоулман на физиологическом уровне выделяет «два вида мозга», которые есть у каждого человека и являются частями одного целого. Называет он их соответственно рациональный и эмоциональный мозг.

Для более полного понимания того, что Д. Гоулман понимает под этими двумя названиями, я приведу отрывок из его книги, в котором он объясняет их значение на примере ситуации, сложившейся с одной его знакомой.

Одна моя приятельница как – то рассказала мне, как мучительно разводилась с мужем: он влюбился в молодую женщину и внезапно объявил, что уходит. За этим последовали месяцы ожесточенных споров о доме, деньгах и детях. Прошло время, и она стала говорить, что ей нравится независимость, что она счастлива быть сама себе хозяйкой. №я больше не думаю о нем – мне абсолютно безразлично», - сказала она. Но после этих слов ее глаза наполнились слезами.


Слезы, на мгновение наполнившие глаза, вполне могли остаться незамеченными. Но эмпатическое понимание – чей – то затуманенный слезами взгляд означает, что кто – то опечален, хотя слова и говорят об обратном, - то есть такой же способ постижения истины, как чтение напечатанного текста. В одном случае это дело эмоционального ума, в другом – рационального. По сути, у нас два ума: один думает, другой чувствует.

Взаимодействие этих двух коренным образом отличающихся процессов и составляет нашу ментальную жизнь. Один процесс, осуществляемый рациональным умом, представляет собой режим постижения, который мы обычно осознаем: он более заметен по результату (полученное знание), насыщен мыслями, отражает способность рацио обдумывать и размышлять. Но Наряду с этим есть и другая система познания, мощная и импульсивная, хотя порой и нелогичная – ум эмоциональный[12].

Таким образом, Д. Гоулман развивает идею о том, что человеческий мозг можно разделить на два, соответственно на мозг рациональный и мозг эмоциональный. Они являются частью одного целого и отвечают за свои сферы познания, а так же способны реагировать на внешние проявления окружающей среды. Логично будет предположить, что такие показатели реакции, как: скорость реакции, соответствие реакции проявляемому раздражителю, результативность, своевременность и прочее у каждого типа мозга будут различны.

Сам Гоулман в своей книге утверждает, что изначально у живых существ присутствовал только эмоциональный мозг, который отвечал за реакцию типа – «сражайся или беги», а уже с течением времени появилось новообразование, названное им рациональным мозгом. Таким образом, у человека наличествуют оба вида мозга, отвечающих за сою сферу.

1.2 ОПИСАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕТОДИК ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

В данном разделе мною описаны существующие методики диагностирования эмоционального интеллекта. В качестве информативной базы мною использованы материалы статьи Кочетовой Ю. А. и Климаковой М. В. Методы диагностики эмоционального интеллекта. Для удобства в освоении материала все методики здесь разделены на три группы: методы, основанные на решении задач, методы, основанные на самоотчете и самооценке; проективные методы.


В качестве первой группы методик диагностики эмоционального интеллекта рассматриваются методы, основанные на решении задач.

В современных зарубежных исследованиях авторы отдают предпочтение методам, основанным на решении задач; в этом случае испытуемым предлагаются для решения задачи на определение эмоций, умение описывать их, на понимание их состава и взаимосвязи, на способность управлять ими. Как правило, такие задания содержат несколько вариантов ответов, а баллы подсчитываются исходя из заданных стандартов.

Сюда относятся следующие тесты.

  • MSCEITV2.0 (Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test), Тест Майера—Сэлоуэя—Карузо состоит из 4 факторов: идентификация эмоций, повышение эффективности мышления, понимание эмоций, управление эмоциями.
  • LEAS (Levels of Emotional Awareness).

Направлен на измерение осознания разнообразных эмоций как

базовых, так и сложных. В тесте приведены открытые задания, без заранее заданных вариантов ответа (20 сценариев). Испытуемому предлагается ответить, что бы он испытывал в заданной ситуации и что бы испытывал другой участвующий в ней персонаж. Предполагается, что в ответах испытуемых можно различить 6 уровней понимания эмоций.

  • EARS (Emotional Accuracy Research Scale).

Направлен на распознавание эмоций в межличностном контексте. Содержит 8 сценариев (каждый состоит из 3 рассказов с 12 вариантами завершений).

Испытуемый должен выбрать настроение, которое вероятнее всего испытывает персонаж рассказов.

  • TIEFBA. Разработан испанскими исследователями в 2017 г.

Существует в двух вариантах шкалы для подростков и детей. Тест представляет собой 12 ситуаций, направленных на измерение внутриличностного или межличностного эмоционального интеллекта. Для каждой из ситуаций испытуемого просят описать эмоции, мысли и убеждения фигурирующего в ситуациях персонажа и тот способ управления эмоциями, который будет наиболее эффективен. Тест оценивает способности к пониманию собственной эмоциональной сферы и управлению ею, а также, благодаря этому, повышает продуктивность мыслительной деятельности.

Один из наиболее широко используемых методов данной группы — тест Майера—Сэлоуэя—Карузо, на котором базируется большое количество исследований, особенно в зарубежной психологии.

Примером может служить недавнее исследование Карлитал К.Н. (Тюбингенский университет, Тюбинген) (2018), включающее в себя диагностику эмоционального интеллекта с помощью этого теста; была обнаружена связь эмоционального интеллекта со способностью воспринимать и интерпретировать голосовую экспрессию, причем более сильная, чем связь со способностью воспринимать и интерпретировать лицевую экспрессию. Примечательно, что эта связь у испытуемых наблюдалась независимо от наличия задачи оценить эмоциональную информацию; в результате авторы выдвигают гипотезу о том, что чувствительность к голосовой экспрессии может быть фактором развития эмоциональной компетентности.


В качестве несомненного плюса методик данной группы мы можем выделить отсутствие опоры на самовосприятие, а следовательно, возможность получения более объективных данных об уровне развития эмоционального интеллекта. Кроме того, методы, основанные на решении задач, направлены на исследование уровня развития когнитивных способностей, обуславливающих понимание и управление эмоциями, и не включают в себя исследование личностных черт.

Однако у методик данной группы существуют и недостатки. Л.Г. Матвеева, Д.В. Горшенин подчеркивают, что ситуация решения задач в условиях диагностики отличается от решения задач, предлагаемых жизнью (естественно, что эти задачи различно окрашены мотивационно и эмоционально), и подобная ситуация переноса искажает суть задач. Тем не менее, многие исследователи утверждают, что подобные методы менее уязвимы к проявлению такого феномена, как социальная желательность, так как они не основаны на самовосприятии, что позволяет получить более объективный результат.

Также невозможно не подчеркнуть, что тесты, основанные на решении задач, достоточно трудоемки, требуют больших затрат времени на обработку и проведение, они также труднее в обработке, чем тесты самоотчета. Это создает сложности с их применением на практике, особенно если необходимо провести одновременную диагностику большого числа испытуемых, как это требуется школьным или социальным психологам. Кроме того, в русскоязычной версии общедоступна из описанных методик только MSCEIT V2.0.

Во вторую группу методик диагностики эмоционального интеллекта можно выделить методы, основанные на самоотчете и самооценке.

Методы, основанные на самоотчете и самооценке, предлагают работу с абстрактными ситуациями, с которыми испытуемый должен согласиться или не согласиться («другие легко доверяют мне») или с более конкретными ситуациями («я паникую, когда мне нужно противостоять человеку, который зол»), этим они похожи на задачные тесты. В качестве оценки предполагается только частота встречаемости тех или иных ответов в выборке испытуемых.

Наиболее используемые методики данной группы следующие.

  • Опросник «EQ-i» Р. Бар-Она (Bar-On Emotional Quotient Inventory).

Разработан для оценки эмоционального интеллекта по модели Р. Бар-Она. Дает общую оценку эмоционального интеллекта, состоит из 5 шкал и 15 связанных с ними подшкал: познание себя (осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость), межличностные отношения (эмпатия, социальная ответственность, межличностные взаимоотношения), адаптация (решение проблем, связь с реальностью, гибкость), управление стрессовыми ситуациями (устойчивость к стрессу, контроль за импульсивностью), преобладающее настроение (счастье, оптимизм).


Содержит 133 утверждения, каждое из которых испытуемый должен оценить по шкале от «Очень редко или вообще никогда» до «Очень часто или всегда». Детская версия включает 51 утверждение.

  • Опросник «EQ» Н. Холла (N. Hall Emotional Intelligence Self-Evaluation).

Предназначен для выявления способностей понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений.

Содержит 5 шкал (эмоциональная осведомленность; управление своими эмоциями; самомотивация; эмпатия; распознавание эмоций других людей) и состоит из 30 утверждений, каждое из которых необходимо оценить количественно от «-3» до «+3».

  • Опросник SSRI (Schutte et al. Self-ReportIndex).

Опросник Н. Шутте направлен на измерение 4 «ветвей» ЭИ, описываемых моделью Дж. Мэйера, П. Сэлоуэя и Д. Карузо. Содержит 33 утверждения, каждое из которых испытуемый должен оценить по одной из 5 шкал, от «Это совершенно не обо мне» до «Это точно про меня».

  • WLEIS (Wong & Law Emotional Intelligence Scale).

Тест основан на модели эмоционального интеллекта Дж. Мэйера, П. Сэловэя и Д. Карузо, состоит из 16 вопросов и предназначен для оценки способностей личности распознавать и регулировать собственные

эмоции. Каждое утверждение испытуемый должен

оценить по 7-балльной шкале, от «полностью не согласен» до «полностью согласен».

  • Опросник эмоционального интеллекта Trait (TEIQue).

Состоит из 153 утверждений, с которыми испытуемый должен выразить степень согласия, опираясь на 7-балльную шкалу. Описывает четыре фактора: эмоциональное благополучие, самоконтроль, эмоциональность и коммуникабельность. Существует краткая версия — TEIQue-SF, состоящая из 30 утверждений, описывающих те же 4 фактора.

  • Опросник EII (Emotional intelligence inventory).

Разработан на основе модели Дж. Мэйера, П. Сэловэя и Д. Карузо в 2006 г. Измеряет 4 компонента эмоционального интеллекта: эмпатию, самоконтроль, использование эмоций (в мышлении) и управление отношениями. Состоит из 41 утверждения и оценивается

испытуемым по 5-балльной шкале — от «никогда» до «всегда».

  • Trait-Meta Mood Scale (TMMS).

Шкала состоит 30 утверждений и описывает следующие компоненты

эмоционального интеллекта: внимание к эмоциям (степень, в которой люди думают или замечают свои чувства); понимание эмоций (степень, в которой индивидуумы могут идентифицировать, понимать и различать свои чувства), способность регулировать эмоции (способность к регуляции настроения и негативных эмоциональных переживаний).

  • Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина.