Файл: Анализ методик диагностики эмоционального интеллекта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 1610

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Темой данной курсовой работы является «Анализ методик диагностики эмоционального интеллекта». В своем широком понимании эмоциональный интеллект можно определить как: «способность воспринимать и понимать проявления личности, выражаемые в эмоциях, управлять эмоциями на основе интеллектуальных процессов[1]». Это способность человека воспринимать эмоции других людей, их намерения и мотивацию, а так же умение диагностировании и управлять своими собственными эмоциями и эмоциями других людей с целью решения практических задач.

То есть эмоциональный интеллект – это способность человека понимать не только свои собственные эмоции, а так же эмоции других людей, с которыми мы сталкиваемся практически в каждом периоде жизни.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что такое качество личности как эмоциональный интеллект – достаточно недавно открытое явление, имеющее свою научную и теоретическую базу, от которой исследователю будет удобно начинать свои исследования. Данный фактор значительно упростит дальнейшие исследования. К тому же из этого можно сделать вывод, что в настоящее время тематика изучения и диагностирования эмоционального интеллекта является популярной среди психологов – исследователей и психологов – пользователей.

Для примера можно привести недавно вышедшую книгу, которую написал американский писатель, психолог и научный журналист по имени Дэниел Гоулман. Называется она «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ». Данная книга была написана и издана в 1995 году, а на русский язык ее впервые перевели в 2013 году. Из этой информации можно сделать вывод о том, что данная тематика является в наше время достаточно актуальной и популярной среди исследователей. Соответственно из этого можно сделать следующий вывод о том, что если существуют исследователи, которые пишут и издают книги по данной тематике, то так же должны быть и читатели, которые заинтересованы в прочтении книг по теме эмоционального интеллекта.

Практическое значение данной курсовой работы заключается в том, что у нас до сих пор нет четкого понимания того, какие методики диагностики эмоционального интеллекта можно считать достоверными, а какие – нет. Отчасти такое явление наблюдается от того, что существует достаточно большое количество методик диагностики эмоционального интеллекта, но не все из них адаптированы под нашу выборку. Эта проблема хорошо заметна при их исследовании.


В специальной литературе можно найти большое количество методик диагностики ЭИ, но едва ли половина из них будет хотя бы переведена. Поэтому такие методики применяются исключительно в других странах.

В данной курсовой работе проведено исследование, направленное не только на анализ методик диагностики эмоционального интеллекта, но и на ознакомление других исследователей с существующими методиками.

Гипотеза работы – методики диагностирования эмоционального интеллекта, оценивая одно и тоже явление, используют для этой цели разные критерии.

Результаты, полученные после проведения тестирования по одной методике, будут коррелировать с результатами, полученными по другой методике.

Объект курсовой работы – эмоциональный интеллект.

Предмет курсовой работы – практическое применение методик диагностики эмоционального интеллекта.

Цель курсовой работы – анализ методик диагностики эмоционального интеллекта.

Задачи курсовой работы:

  1. провести анализ теоретических подходов по проблеме исследования и сравнить мнения авторов – исследователей;
  2. описать существующие методики изучения эмоционального интеллекта;
  3. Описать ход исследования, прописать гипотезу исследования, обосновать используемую выборку;
  4. Систематизировать полученные результаты исследования и оформить их в таблицы.

В качестве информационной базы исследований в моей курсовой работе послужили книги и научные статьи следующих авторов:

  • Вагин И. О.
  • Гоулман Д.
  • Лемберг Б.
  • Стернберг Р.
  • Люсин Д.В., Марютина О.О., Степанова А.С.
  • Савенков А.И.
  • Матвеева Л. Г., Горшенин Д. В.
  • Кочетова Ю. А., Клмакова М. В.

Используемые методики:

  • методика эмоционального интеллекта (МЭИ М.А. Манойловой);
  • методика Н. Холла на определение уровня EQ;
  • опросник ЭмИн (Д.В. Люсин)

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

1.1 АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ

В настоящее время достаточно большое количество исследований направлены на освящение такого психологического конструкта, как эмоциональный интеллект. Как для теоретических исследований в сферах психологии, педагогики и иных областях научного познания, так и для практической психологии проблема тестирования эмоционального интеллекта имеет огромное значение.


Для того, что бы начать изучение методов диагностирования эмоционального интеллекта необходимо определить значение данного термина, а так же познакомиться с теми представителями рода человеческого, которым впервые пришла идея выделить эмоциональный интеллект в отдельную категорию. С этой целью мною были изучены книги, посвященные вопросам исследования и диагностирования эмоционального интеллекта, а так же истории возникновения термина «эмоциональный интеллект».

Клинический психолог Рувен Бар-Он в 1988 г. ввел понятие эмоционально - социального интеллекта и определил его как: «Множество некогнитивных способностей и навыков, влияющих на способность успешно справляться с требованиями и давлением окружения»[2]. Он разработал свою концепцию в 1982 году, а спустя 14 лет представил ее на собрании Американской ассоциации психологов, которая проходила в Торонто.

Им выделено пять сфер, в каждой и которых отмечены наиболее специфические навыки, ведущие к достижению успеха:

  • Познание собственной личности (осведомленность о собственных эмоциях, уверенность в себе, самоуважение, самореализация, независимость);
  • Навыки межличностного общения (межличностные взаимоотношения, социальная ответственность, сопереживание);
  • Способность к адаптации (решение проблем, оценка реальности, приспособляемость);
  • Управление стрессовыми ситуациями (устойчивость к стрессу, импульсивность, контроль);
  • Преобладающее настроение (счастье, оптимизм).

Несколько иначе предлагает рассматривать это явление российский психолог Д. В. Люсин. В его трактовке эмоциональный интеллект – «…способности к пониманию своих и чужих эмоций и управление ими». (Люсин, 2004, с. 33). При этом подчеркивается, что способность к пониманию и способность к управлению эмоциями могут быть направлены и на собственные эмоции, и на эмоции других людей. Таким образом автор предлагает рассматривать два варианта эмоционального интеллекта – «внутриличностный» и «межличностный». Оба варианта, по его справедливому утверждению, предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков.

Модель эмоционального интеллекта, предложенная Д. В. Люсиным, включает три элемента:

Когнитивные способности (скорость и точность переработки эмоциональной информации);

Представления об эмоциях (как о ценностях, как о важном источнике информации о себе самом и о других людях и т. п.);

Особенности эмоциональности (эмоциональная устойчивость, эмоциональная чувствительность и т. п.)[3]


Позже данное определение разделилось на две составляющие: эмоциональный и социальный интеллект, которые получили сою собственные определения и значение. Считается, что эмоциональный интеллект связан со способностью личности воспринимать эмоции других людей, регулировать собственные эмоции и использовать полученную информацию для управления своим мышлением и поведением, а социальный интеллект представляет собой способность понимать других людей и действовать или поступать мудро в отношении других[4]. Такое определение было дано Э. Торндайком еще в 1920 году.

Однако в настоящее время исследователи объединяют эти два определения в одно, предпочитая именовать их общим термином «эмоциональный интеллект».

Как утверждает своей книге «Эмоциональный интеллект. Практика тренинга и коучинга» автор Игорь Вагин[5], первым человеком, который опубликовал работу по эмоциональному интеллекту, был американский социальный психолог Питер Саллоуэй в соавторстве с Джоном Майером.

В 1990 году Питер Саллоуэй выпустил на обозрение широкого круга читателей статью под названием «Эмоциональный интеллект», которая по признанию большинства представителей профессионального сообщества стала первой публикацией на эту тему.

Далее я проведу анализ теоретических подходов по проблеме исследования и сравню мнения различных авторов по рассматриваемому мной в данной курсовой работе вопросу.

Самой первой моделью социального (эмоционального) интеллекта, от которой в последствии отталкивались дальнейшие исследования, принято считать модель, предложенную Э. Л. Торндайком в 1920 году. Она носила название трехкомпонентной, поскольку состояла из трех компонентов, которые отражали личностные интеллектуальные способности.

Модель Торндайка включала в себя способности понимать и оперировать идеями (абстрактный интеллект), конкретными предметами (механический интеллект), людьми (социальный интеллект). Последний был определён им как «способность понимать людей (мужчин и женщин, мальчиков и девочек) и управлять ими, поступать мудро в человеческих отношениях[6]». Вот уже много десятков лет это определение встречается на страницах научных статей, оставаясь все так же доступным и понятным. Однако выяснилось, что наличие очерченного предмета этого качества не влечет за собой его легкой операционализации. Это привело к тому, что дальнейшее исследование эмоционального интеллекта сопровождалась как взлетами, так и падениями исследовательского интереса. Дать определение этому виду интеллекта оказалось легче, чем измерить его.


После длительной паузы научное исследование социального интеллекта получило новый толчок в своём развитии в 1960" годах благодаря работам Дж. Гилфорда и его последователей в рамках структурной модели интеллекта. После модели Торндайка это вторая концепция, поставившая в один ряд социальный и академический интеллект.

Предполагается, что в данной модели присутствуют системы никак не меньше 120 способностей, основанных на всем возможном многообразии комбинаций из 5 категорий, которые описывают когнитивные операции (познание, память, дивергентное мышление, конвергентное мышление, оценивание), 4 категории, описывающие содержание (образы, символы, семантика, поведение), 6 категорий, описывающих результаты обработки информации (элементы, классы,, отношения, системы, трансформации, импликации). Символическое и семантическое содержание соотносится с абстрактным интеллектом, образное — с практическим, поведенческое — с социальным. Из всех возможных компонентов социального интеллекта, существование которых предполагает модель Дж. Гилфорда, только для 6 познавательных способностей и 6 способностей к дивергентному мышлению были разработаны тесты[7].

Стоит так же отметить, что согласно книге Бориса Лемберга «Эмоциональный интеллект. Как разум общается с чувствами» автор пишет, что Изучение эмоционального интеллекта берет официальное начало в 1937 году, когда, приближаясь в нашей теме, потомственный психолог, ученик своего отца (Эдварда Ли Торндайка), Роберт Торндайк издал работу о социальном интеллекте с одноименным названием[8]. В дальнейшем психолог Дэвид Векслер (некогда бывший студентом Торндайка – отца) начал новый этап исследования эмоционального интеллекта, выпустив в 1940 году статью, посвященную интеллектуальным и неинтеллектуальным компонентам. Именно с этого момента, как считает официальная наука, началось серьезное изучение этого явления.

Следующей ступенью развития идей об эмоциональном интеллекте принято считать теорию, разработанную Питером Саллоуэйем и Джоном Майером. В 1990 году они выпустили статью «Эмоциональный интеллект», которая теперь официально считается первой публикацией на данную тему, а так же дали собственное определение этому термину, которое в настоящее время так же считается первым полноценным определением эмоционального интеллекта.

Салоуэй и его соавтор Джон Майер определяют эмоциональный интеллект как «способность воспринимать и понимать проявления личности, выражаемые в эмоциях, управлять эмоциями на основе интеллектуальных процессов». Другими словами, эмоциональный интеллект, по их мнению, включает в себя 4 части: