Файл: Взгляды В. А. Сухомлинского на обучение и воспитание детей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 230

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Педагог-новатор строил свою концепцию на принципах гуманистического воспитания:

  • безусловное уважение к личности ребенка;
  • решительный отказ от наказаний;
  • создание атмосферы сотрудничества родителей, воспитателей и детей;
  • провозглашение права детей на свободу выбора в поведении.

Педагог утверждал: если вы хотите, чтобы в нашей стране не было преступников… воспитывайте детей без наказаний. Сухомлинский строил воспитательно-учебный процесс на основе главенствующего принципа гуманной педагогики – полном отказе от наказаний. Когда дети находятся в атмосфере добра и понимания, то брутальные формы и методы воспитания излишни. В условиях личностно-ценностного образования обладающий авторитетом человечный воспитатель призван оберегать детскую изначальную потребность в познании. Он помогает и не торопит детей в процессе приобщения к знаниям, ибо важнейшая задача – способствовать развитию способностей и талантов каждого ребенка.

Основываясь на собственном опыте, Сухомлинский утверждал, что эффективность педагогической системы зависит от корректности, длительности и последовательности ее использования в детском коллективе.

Основные цели и ценности его системы:

  • воспитание патриота и гражданина;
  • формирование творческой личности детей;
  • гармоничное сочетание персонального и коллективного начал в процессе воспитания личности;
  • сопряженность системы воспитания и обучения детей дошкольного и школьного возраста.

Сухомлинский обладал чудесной способностью превращать воспитательно-учебную деятельность в радостный процесс обретения знаний, причем главенствующую роль здесь играли занятия словесностью. Учителя призваны знакомить детей со сказками, стихами, произведениями художественной литературы – самыми важными факторами формирования творческой личности ребенка. «Сказка неотделима от красоты… Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Первоначальный этап идейного воспитания тоже происходит благодаря сказке. Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах»[7].

Смысл процесса воспитания составляет духовное развитие детей посредством человеческого общения: «Я верю в могучую силу воспитания… Верю в то, что счастье и наслаждение для человека в полной мере откроются в духовной полноте и насыщенности жизни, в идейном богатстве стремлений, порывов, в познании красоты и величия бытия…»[8].


По мнению народного педагога, стать учителем может только человек, ощутивший в себе призвание к такому поприщу, способный обратиться к личности каждого ребенка. Талант наставника заключается в умении пробудить в детях интерес к процессу познания, и тогда они будут не только внимательно слушать, но и понимать своего педагога, сопереживать его устремлениям.

Автор книги «Сердце отдаю детям» отмечал, что суть воспитания заключается в умении организовать диалог с ребенком. Важнейшая задача педагога – организовать разные виды воспитывающих диалогов: когда ребенок общается со сверстниками и когда ребенок участвует в общении с воспитателем. Важное свойство таких диалогических ситуаций – отсутствие императивной позиции взрослого, когда воспитатель и дети обладают равными правами. Гуманный педагог, как устроитель научно организованного диалога с детьми, может способствовать развитию творческой личности ребенка в воспитательно-учебном процессе.

При этом Василий Александрович предостерегал, что детей не надо пичкать рассказами: слово не забава, а словесное пресыщение – одно из самых вредных пресыщений. Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать; в эти мгновения он думает, осмысливает услышанное и увиденное. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов. А среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать[9].

Воспитание совести, по Сухомлинскому, – одна из важнейших задач формирования духовного мира человека. «Нравственной личностью ты станешь лишь тогда, когда в твоей душе навсегда поселятся совесть, стыд, ответственность и долг».

«Стыдись пустоты своей души. Пуще всего стыдись того, что у тебя нет своих святынь, своих непреложных, непререкаемых истин, правил, принципов; стыдись своего слабоволия, беспринципности, «бесхребетности»; сгорай от стыда, если почувствуешь, что в тебе зашевелился гнусный червячок: «моя хата с краю»; стыдись равнодушия, безразличия в своем отношении к гражданской жизни, долгу, обязанностям…Стыдись не только явной подлости, но и малейшей угрозы того, что о тебе могут подумать как о подлом человеке; стыдись безответственности, легкомыслия, ветрености своих чувств; стыдись невежества. Пусть на страже твоей порядочности всегда стоит чувство стыдливости за что-то примитивное, несовершенное в самом себе»[10].

При павлышской школе Василий Александрович занимался обучением родителей основам семейного воспитания, педагогики, теории личности. Слушатели «университета» приступали к обучению, когда их дети еще находились в дошкольном возрасте. Сухомлинский полагал, что равнодушие к слову – большая беда в воспитании, ибо, утратив надежду на то, что можно воспитывать словом, родители пускают в ход тумаки и ремень… «Как добиться того, чтобы слово воспитывало, чтобы на скрипке детской души были струны, а не веревки? В раннем детстве человек должен пройти великую школу тонких, сердечных, человеческих взаимоотношений. Эти отношения – самое главное нравственное богатство семьи»[11].


Поэт-педагог чувствовал, что любовь воздействует на душу ребенка как музыка, как чарующая красота. «Это богатство постоянно настраивает чуткую струну детского сердца – чуткость к слову, к доброй воле, к ласке и сердечности. Тот, чье детство освещено солнцем любви как неустанного труда, кто взаимно творит счастье, отличается исключительной чуткостью и восприимчивостью к отцовскому и материнскому слову, к их доброй воле, к их поучениям и напутствиям, советам и предостережениям»[12].

Восхождение педагогики на высокий уровень развития невозможно без подлинной реализация на практике личностно-ценностного подхода не только в воспитательно-учебном процессе, но и в самой жизни. Василий Александрович полагал, что каждое человеческое существо, как только оно научилось мыслить и чувствовать, устремляется к тому колодцу, который называется человеческим счастьем.

«Каждый жаждет счастья, но далеко не каждый трудится, чтобы углубить этот колодец, открыть в нем новые родники. Учить в детстве открывать родники счастья для других людей – вот какого предмета пока еще, к сожалению, нет в…воспитании»[13].

По словам Василия Александровича - самое главное нужно верить в талант и творческие силы воспитанников. Множественные заметки и работы, сформированные Сухомлинским во время деятельности руководителем Павлышской школы, предполагают собою результат его фактической преподавательской работы.

Долголетний навык уверил Сухомлинского в том, собственно что воздействие человека на иного при раскрытии наилучших человеческих качеств - исключительно подходящая ситуация для воспитания личности.

Чувство собственного достоинства, чести, гордости просыпается при условии, когда возможно вложить частичку собственных духовных сил в формирование другой личности. Педагог сам обязан быть высоконравственной личностью, чтобы добиться заданных целей в воспитании ребенка. Данной цели Сухомлинский безустанно достигал в работе с педагогическим коллективом Павлышской школы. Образование, по Сухомлинскому, показывает собой согласие духовной жизни педагога и учеников. Он рекомендовал новым руководителям средних учебных заведений сначала создать дружную творческую атмосферу в коллективе преподавателей. Гуманистическое направление педагогики Сухомлинского группировала учащихся и преподавателей. Сухомлинский был противником наказаний. Он был уверен, что образование возможно осуществить так, чтобы необходимости в наказании вообще не было. Это вправду вполне вероятно, в случае если между педагогом и учащимися получается взаимное согласие, в случае если они на неком этапе становления взаимных отношений делаются единомышленниками в утверждении больших моральных ценностей.


Сухомлинский показывает, что учитель должен видеть и чувствовать в каждом своем ученике, активную деятельность, узнавать сложный эмоциональный мир, но при всем при этом должен уметь оберегать его, щадить его ранимость. Сухомлинский остерегал от нанесения ненамеренных ран и обид, тревог и беспокойства и настаивал на почтении индивидуальности воспитанника. Эту свою способность учитель передает своему воспитаннику. Ведь только взаимоуважение может породить уважение и к себе самому. Нет наибольшей беды в людских взаимоотношениях, чем завышенное забота к собственной личности и безразличие к находящимся вокруг. Сухомлинский говорил, что важно, чтобы дети научились чувствовать душевное состояние товарища, распознавать чужое горе, переживать его, как свое личное. Сердечность должна воспитываться в детстве. Это приобретается с годами вместе с другими качествами характера, которые складываются в процессе воспитания. Детство – очень важный этап человеческой жизни. От того, как проходит детские годы, с кем проходят детские годы, все, что запоминается, все это играет огромную роль в становлении взрослого человека.

«Сердце даю детям» - такое название дал Сухомлинский своей книге, которая стала итогом деятельности в сельской школе. В ней он писал, как глубоко его тронул подвиг Януша Корчака- воспитателя сиротского дома, который выбрал смерть в гитлеровских печах вместе с детьми вместо жизни без детей. Януш выбрал смерть вместе с детьми, помогая прожить последние мгновения жизни. «Человек неповторим», «Чтобы души не ржавели», «Воспитание чувств» - это названия лишь некоторых работ Сухомлинского, которые являются свидетельством ярко выраженных гуманистических направлений педагогики.

Он был твердо убежден, в том, что каждый человек может достигнуть мастерства в любой области труда, и старался разбудить в своих учениках творческую идею. Как ему казалось, что нет детей одаренных и неодаренных, талантливых и обычных. Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо индивидуальный талант - значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства.

В одной из работ Василий Александрович поведал о судьбе мальчика, у которого считалось совсем не способностей. А педагог разбудил в нем интерес, с помощью которого стали раскрываться творческие начинания. С помощью только труда и настойчивости просыпается сила воли, которая способствует преодоление трудностей. Автор показывает, что сила воли, побуждающая на преодоление трудностей, должна связана с сознательным отношением к труду, с подготовкой к будущей профессии, а не с удовлетворением личного тщеславия.


В характер ребенка надо закладывать воспитание интереса, важности самостоятельной осмысленной деятельности, стимул самосознания личности. Неактивность, безразличие – являются первоочередными врагами ученика. По мнению Сухомлинского надо было на корню устранять любые признаки этой опасности. Одной из таких опасностей является навязывание готовых формулировок, правил, назиданий. В таком случае в голове включается знак стоп. Выключить его можно только при помощи живого примера.

По мнению Сухомлинского великую роль в процессе становления характера и нравственно-этических качеств ребенка- это общение с природой. Он писал, что все то, что приходит в ум и сердце ребенка из книги, из учебника, из урока, приходит лишь потому, что рядом с книгой окружающий мир, в котором малыш делает свои нелегкие шаги от рождения до того момента, когда он сам может открыть и прочитать книгу.

Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры.

У человека существует такая тонкая черта как эмоциональная натура. Ее проявление зависит от окружающей среды, от того, как влияет деятельность окружающего мира. Люди с тонкой эмоциональной натурой более ранимы, они более отзывчивы на беды, несчастья других, готовы в любой момент прийти на помощь. Эту черту характера необходимо закладывать, воспитывать с раннего возраста. Детство - это тот период жизни, который считается возрастом игр, радости, сказки. Перед ребенком открыт многогранный мир с его противоречиями и сложностями. В этот момент нужно заложить фундамент человечности, надо правильно показать понимание добра и зла. Сухомлинский считает, что от правильного восприятия добра и зла зависит, как близко к сердцу ребенок будет принимать то, что он познает. Восхищение, стремление следовать нравственной красоте – такие качества вызывает у ребенка доброта. Зло же будет пробуждать негодование, непримиримость.

Самое хорошее и доброе, что есть в родителях переходит детям без затруднений. Если душевная доброта матери и отца, желание помогать другим, делать других чуть счастливее, то в таких семьях детям передаются все хорошие качества. У них тоже будет чувство сострадания, чуткость, сердечность. Эти дети вырастут добрыми. Но все таки в семьях присутствует эгоизм родителей. Он проявляется в слепой любви к своему чаду. Родители не воспринимают вокруг себя и ребенка окружающий мир, не дают возможность чаду взаимодействовать со средой, где он растет. Такое поведение является гиперопекой, и приводит к незапланированным последствиям.