Файл: Взгляды В. А. Сухомлинского на обучение и воспитание детей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 225

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дитя является зеркалом своей семьи. Так же как в капле воды мы видим отражение, так в ребенке можно видеть духовно-нравственную чистоту семьи. Предоставить каждому малышу счастье – это первостепенная совместная задача школы и семьи. В статьях Сухомлинского говорилось, что счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нем творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для других, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми.

Технология работы с родителями учеников разработана в Павлышской школе, с помощью которой были достигнуты гуманистические цели воспитания. Не мало важно применить знания воспитателей в период жизни ребенка, когда родители являются единственными педагогами для своих детей. Это годы перед школой - дошкольные годы. В этом возрасте родителями закладываются элементарные знания педагогической культуры, духовной нравственности, которая выражается в эмоциональном поведении развивающего человека.

В настоящее время вы видим, что педагоги начальной школы проводят большую работу по гуманизации образования, используя методики, которые описываются в работах В.А.Сухомлинского. Учителя творчески развивают идеи педагога – новатора. Внедряют в учебный процесс активные формы и методы его проведения, используют нестандартные технологии организации урока.

Приверженцы личностно-отчужденного образования подвергали педагогическую систему Сухомлинского нападкам и несправедливой критике. В 1967 г. в тенденциозной статье в «Учительской газете» павлышского подвижника обвинили в «абстрактном гуманизме», а также во введении в воспитательно-учебный процесс понятия «человечность». Народный учитель не отступил, он продолжал отстаивать свои убеждения, что только с помощью доброты и взаимного доверия учителя и воспитанника можно вырастить сердечного человека, способного на сострадание к другим. Со временем открытия Сухомлинского начали признавать полезными, было принято решение заняться популяризацией его педагогического опыта.

Выводы по Главе 1

В. А. Сухомлинский строил свою концепцию на принципах гуманистического воспитания: безусловное уважение к личности ребенка; решительный отказ от наказаний; создание атмосферы сотрудничества родителей, воспитателей и детей; провозглашение права детей на свободу выбора в поведении.

Сухомлинский строил воспитательно-учебный процесс на основе главенствующего принципа гуманной педагогики – полном отказе от наказаний.


Основываясь на собственном опыте, Сухомлинский утверждал, что эффективность педагогической системы зависит от корректности, длительности и последовательности ее использования в детском коллективе.

Основные цели и ценности его системы: воспитание патриота и гражданина; формирование творческой личности детей; гармоничное сочетание персонального и коллективного начал в процессе воспитания личности; сопряженность системы воспитания и обучения детей дошкольного и школьного возраста.

ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ИДЕЙ В. А. СУХОМЛИНСКОГО В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

2.1. Методологические взгляды В.А. Сухомлинского на воспитание обучающихся из категории социального риска

В. А. Сухомлинский обратил внимание на необходимость воспитательной работы с детьми, которые оказались в трудных жизненных обстоятельствах или, по современной терминологии, попали в так называемые «ситуации социального риска» как внутри, так и вне педагогического пространства, создаваемого в целостном образовательном процессе. В этой связи весьма современным является опыт выдающегося педагога, который он приобрел, знакомясь с будущими воспитанниками из проблемных семей. На этой основе педагог-практик убеждался, что одной из важных задач, которые стоят перед системой школьного и общественного воспитания, является возвращение детства тем, кто в семье лишен его. «…Я знал несколько десятков таких детей, – писал ученый. Жизнь утвердила убеждение в том, что если маленькому ребенку не удается возвратить веру в добро и справедливость, он никогда не может почувствовать человека в самом себе, испытать чувство собственного достоинства. В подростковом возрасте такой воспитанник становится озлобленным, для него нет в жизни ничего святого и возвышенного, слово учителя не доходит до глубины его сердца.

Выпрямить душу такого человека – одна из наиболее трудных задач воспитателя; в этом самом тонком, самом кропотливом труде происходит, по существу, главное испытание по человековедению. Быть человековедом – значит не только видеть, чувствовать, как ребенок познает добро и зло, но и защищать нежное детское сердце от зла»[14].


Опираясь на эти педагогические постулаты В. А. Сухомлинский сформировал одно из важнейших методологических положений о воспитании детей и подростков из категорий социального риска на основе принципов педагогики достоинства личности. Ученый считал, что «в годы детства каждый человек требует участия, ласки. Если ребенок вырастает в обстановке бессердечности, он становится равнодушным к добру и красоте. Школа не может в полной мере заменить семью и особенно мать, но если ребенок лишен дома ласки, сердечности, заботы, мы, воспитатели, должны быть особенно внимательны к нему. А самое важное в этом деле всеми доступными средствами развивать у детей и учащейся молодежи чувство своей социальной значимости, чести и личного достоинства.

Исходя из классического постулата педагогической науки о том, что «только личностью можно воспитать личность, только характером можно воспитать характер», В. А. Сухомлинский обращался к учителям и классным руководителям со следующими словами: «Каждый из нас должен быть не абстрактным воплощением педагогической мудрости, а живой личностью, которая помогает подростку познать не только мир, но и самого себя. Решающее значение имеет то, каких людей увидит в нас подросток. Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать. Ничто так не удивляет, не увлекает подростков, ничто с такой силой не пробуждает желания стать лучше, как умный, интеллектуально богатый и щедрый человек. В наших воспитанниках дремлют задатки талантливых математиков и физиков, филологов и историков, биологов и инженеров, мастеров творческого труда в поле и у станков. Эти таланты раскроются только тогда, когда каждый подросток встретит в воспитателе ту «живую воду», без которой задатки засыхают и хиреют. Ум воспитывается умом, совесть – совестью, преданность Родине – действенным служением Родине[15]. Все это говорит о том, что важнейшим стимулом нравственного развития и самовоспитания учащихся В. А. Сухомлинский считал метод положительного примера. Он разделял народную воспитательную мудрость: «трудно воспитать человека нравоучением – легко примером».

Методологическое значение имеют идеи В. А. Сухомлинского о повышении педагогической культуры родителей, развития у них стремления понять своего ребенка, оказать помощь в трудных жизненных обстоятельствах. Понимая важность решения проблем семейного воспитания, В. А. Сухомлинский ставит и отвечает на вопрос: «Если бы меня спросили, что самое трудное в нашей работе, я бы ответил: говорить с ребенком о его отце и матери. Здесь малейшее неумение, оплошность, неточность могут привести к пагубным последствиям. …Бывают такие обстоятельства, когда перед ребенком будто бы острое лезвие ножа: он в ужасе, все в нем замирает. Такое чувство переживается в минуты обнажения тех интимных семейных взаимоотношений, которые ребенку хочется прикрыть, спрятать. Вот почему мне хочется сказать отцам: знайте и помните – дети переживают ваше падение, как свое личное горе, воспринимают вашу радость, как свою. Берегите же детскую любовь к человеку, укрепляйте веру в человека»[16]. В этом заключен весь пафос методологии В. А. Сухомлинского по преодолению последствий влияния ситуаций социального риска на детей и подростков в условиях школьного, семейного и общественного воспитания.


2.2. Отношение В. А. Сухомлинского к наказанию детей

Вопреки прогрессу педагогической теории и практики, наказание является одним из самых популярных приемов воспитания. В педагогике под наказанием понимается действие, целью которого является уменьшение вероятности повторения нежелательного поведения. Многие выдающиеся педагоги прошлого выдвигали идею, что истинное воспитание – это воспитание без наказаний[17]. Такова была точка зрения В. А. Сухомлинского.

«Я не из пальца высосал ту истину, что наших детей можно воспитывать только добром, только лаской, без наказаний… И если в массовом масштабе, во всех школах сделать это невозможно, то не потому, что воспитание без наказания невозможно, а потому, что многие учителя не умеют воспитывать без наказаний.

Если вы хотите, чтобы в нашей стране не было преступников… – воспитывайте детей без наказаний» – говорил В. А. Сухомлинский[18].

По его мнению, самым главным поощрением и самым сильным наказанием со стороны учителя является оценка, но допустимо ее применять только по отношению к старшеклассникам.

Наказав ребенка начальных классов неудовлетворительной отметкой, учитель больно ранит, оскорбит и унизит его.

Не допустимо, чтобы ученик на первых годах обучения потерял веру в себя. Сухомлинский считал, что дети, воспитанные в семье, где главным инструментом воспитания являются физические наказания, вырастают черствыми и бездушными людьми. Причинить боль своему другу или однокласснику сможет только тот, кто воспитан ремнем.

Одно из страшных последствий такого воспитания, по мнению Сухомлинского, является подростковая преступность. Ребенок боится идти в школу, потому что знает, что учитель может рассказать отцу о плохой дисциплине или низкой отметке, а отец за это сурово накажет.

Василий Александрович считал, что в этом случае педагог становится соучастником преступления. Ребенок питает ненависть к тому, кто поднимает на него руку. Он, безусловно, понимает, что причиной этому являются слава учителя. Он начинает ненавидеть родителя и педагога, школу и учебу в целом. В своей книге «Сердце отдаю детям» Сухомлинский рассказывает, что лично был знаком с детьми, которые даже не имели представления о том, что человек может ударить другого человека. В семьях, где они выросли, господствовали гуманные отношения, основанные на взаимном психологическом принятии и доверии между детьми и их родителями. Эти дети отличались внимательностью к словам воспитателя.


Мечтой, Василия Александровича, было то, чтобы никто из детей не знал, что такое физические способы воспитания. Он считал своей заботой то, чтобы результатом физического наказания – подзатыльников, ремня, тумаков, не стали грубость, жестокость, хладнокровность детского сердца. Эмоции и чувства, которые испытывает и переживает ребенок, являются фундаментом, на котором строится его эмоциональная культура. Если ребенок не знает труда, не готов сотворить красоту для других людей, его сердце и душа не воспринимает гуманных, добрых и нежных способов влияния на его сознание, он становится грубым, и способен воспринимать только примитивные воспитательные приемы: крики, принуждения и наказания. Он убеждал родителей своих учеников, что физическое наказание – это не только слабость, бессилие и растерянность родителей, но и полное отсутствие психолого-педагогической культуры. Тумак и подзатыльник убивают в детском сердце чуткость и тонкость, утверждая тем самым примитивные инстинкты, развращая детскую душу. Воспитание без наказания – это не узко школьное дело. По мнению В. А. Сухомлинского, это одна из важнейших проблем переустройства общества, его тончайших и сложнейших сфер – человеческого сознания, поведения, взаимоотношений. Недопустимо применять наказание в воспитании моральных привычек.

Там где за каждым возможным проступком следует соответствующее наказание, о моральных привычках не может быть и речи. В монографии «Сердце отдаю детям» Сухомлинский приводит слова Маркса, что со времен Каина мир никогда не удавалось ни исправить, ни устрашить наказанием: как раз наоборот.

Самый большой вред, который могут нанести непродуманные наказания, это то, что наказанному уже не нужно прилагать внутренние силы, чтобы стать лучше.

Наказание освобождает от мук совести. Намного проще наказать человека, чем добиться того, чтобы он осознал и исправил свою вину, а ведь кара совести в детском и юношеском возрасте имеет огромную силу. Обдумав свой проступок, ребенок приходит к мысли: «Я должен быть не таким как сейчас». Переживание собственной вины в последующем перерастет в нетерпимость к дурным поступкам других людей. Тогда возникает вопрос: «А чем заменить наказание?». По мнению Сухомлинского, это всё равно, что спросить: «Чем заменить насилие человека над человеком?». Где господствует дух принятия и доверия, где ребенок чувствует себя психологически комфортно, необходимость в наказании исчезает.

Василий Александрович до последнего верил, что вырастут поколения, которые будут знать о наказании только из книг о прошлом.