Файл: Взгляды В. А. Сухомлинского на обучение и воспитание детей.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 223
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА В. А. СУХОМЛИНСКОГО
1.1. Формирование педагогической системы В. А. Сухомлинского
1.2. Характеристика системы воспитания и обучения В. А. Сухомлинского
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ИДЕЙ В. А. СУХОМЛИНСКОГО В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.2. Отношение В. А. Сухомлинского к наказанию детей
2.3. Произведения В. А. Сухомлинского как средство воспитания нравственно-этических чувств детей
Сюжеты произведений В. А. Сухомлинского волнуют современных детей. Они приобщают младших школьников к нравственно-духовным, эстетическим, патриотическим достижениям нашего народа, сокровищнице его культуры, способствуют нравственному, этическому и эстетическому развитию младших школьников. Читая, размышляя над текстами сказок, рассказов, миниатюр и легенд В. А. Сухомлинского, учащиеся развиваются, у них активизируются нравственно-ценностные, мировоззренческие представления, понятия, обогащается словарь. Содержание и идеи детских произведений В. А. Сухомлинского подчеркивают, что искусство воспитания заключается не только в умении видеть и предвидеть сложные ситуации, которые возникают в жизни людей, но и в том, чтобы научить ребенка самостоятельно ориентироваться в жизненных обстоятельствах и уже с детства приучать к самым простым, но самостоятельным решениям. Произведения выдающегося педагога помогают школьникам комфортно входить в мир человеческих отношений, закладывают основы самопознания, потребности саморазвития, самореализации личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: 1) исследовать понятие и виды поведения; 2) рассмотреть вопросы коррекции и профилактики поведения у детей и подростков; 3) провести диагностику самосознания детей и подростков с поведением; 4) провести диагностику личностного развития подростков с Поведением; 5) определить пути коррекции поведения. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: 1) исследовать понятие и виды поведения; 2) рассмотреть вопросы коррекции и профилактики поведения у детей и подростков; 3) провести диагностику самосознания детей и подростков с поведением; 4) провести диагностику личностного развития подростков с Поведением; 5) определить пути коррекции поведения. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: 1) исследовать понятие и виды поведения; 2) рассмотреть вопросы коррекции и профилактики поведения у детей и подростков; 3) провести диагностику самосознания детей и подростков с поведением; 4) провести диагностику личностного развития подростков с Поведением; 5) определить пути коррекции поведения. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: 1) исследовать понятие и виды поведения; 2) рассмотреть вопросы коррекции и профилактики поведения у детей и подростков; 3) провести диагностику самосознания детей и подростков с поведением; 4) провести диагностику личностного развития подростков с Поведением; 5) определить пути коррекции поведения. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: 1) исследовать понятие и виды поведения; 2) рассмотреть вопросы коррекции и профилактики поведения у детей и подростков; 3) провести диагностику самосознания детей и подростков с поведением; 4) провести диагностику личностного развития подростков с Поведением; 5) определить пути коррекции поведения. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: 1) исследовать понятие и виды поведения; 2) рассмотреть вопросы коррекции и профилактики поведения у детей и подростков; 3) провести диагностику самосознания детей и подростков с поведением; 4) провести диагностику личностного развития подростков с Поведением; 5) определить пути коррекции поведения. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: 1) исследовать понятие и виды поведения; 2) рассмотреть вопросы коррекции и профилактики поведения у детей и подростков; 3) провести диагностику самосознания детей и подростков с поведением; 4) провести диагностику личностного развития подростков с Поведением; 5) определить пути коррекции поведения.
В. А. Сухомлинский строил свою концепцию на принципах гуманистического воспитания: безусловное уважение к личности ребенка; решительный отказ от наказаний; создание атмосферы сотрудничества родителей, воспитателей и детей; провозглашение права детей на свободу выбора в поведении.
Сухомлинский строил воспитательно-учебный процесс на основе главенствующего принципа гуманной педагогики – полном отказе от наказаний.
Основываясь на собственном опыте, Сухомлинский утверждал, что эффективность педагогической системы зависит от корректности, длительности и последовательности ее использования в детском коллективе.
Основные цели и ценности его системы: воспитание патриота и гражданина; формирование творческой личности детей; гармоничное сочетание персонального и коллективного начал в процессе воспитания личности; сопряженность системы воспитания и обучения детей дошкольного и школьного возраста.
В концептуально методологическом плане В. А. Сухомлинский существенно расширил рамки гуманистического подхода к трудно воспитуемых и слабоуспевающим детям. Им были сформулированы такие важные методологические закономерности, как вера в огромную силу воспитания и потенциальные возможности каждого ребенка, побуждение детей к достижению успехов в учебе и повседневных делах, опора на положительные качества обучающихся, создание ситуаций успеха и переживание чувства радости от его достижения, формирование на этой основе понятия чести и чувства личного достоинства каждого участника целостного образовательного процесса. Все это в концентрированной форме В. А. Сухомлинский выразил в следующем педагогическом обобщении: «Жизненный путь от детства к отрочеству должен быть путем радости и бодрости – это одно из самых важных правил всей системы нашей воспитательной работы. Радость – источник оптимистической уверенности ребенка в своих силах – является условием того богатства действительных отношений к окружающему миру, без которого не может быть духовного развития»[27]. В этом состоит неподвластная времени действенная сила и гуманистическая философия педагогического наследия В. А. Сухомлинского и его современное влияние на теорию и методику организации обучения и нравственного воспитания и самовоспитания детей и учащейся молодежи вообще и обучающихся из категории социального риска в частности.
Обобщая вышесказанное, можно выделить ряд основных положений, характеризующих отношение В. А. Сухомлинского к проблеме наказания:
- воспитание перестаёт быть воспитанием, если ребенок почувствует несправедливость в действиях, несправедливость становится причиной подлого, лицемерного поведения;
- любой проступок ребенка не несет за собой злого умысла, он ошибается, задача взрослого – помочь правильно понять и пережить это, в последующем ребенок будет стараться избежать подобной ошибки;
- нельзя наказывать ребенка за проступок, совершенный без злого умысла, насколько серьезным он бы ни был;
- наказывая ребенка физически, вы подвергаете насилию не только его тело, но и дух;
- наказывая ребенка, вы освобождаете его от мук совести; а ведь совесть играет главную роль в самовоспитании; там, где всё строится на наказаниях, нет самовоспитания, а без самовоспитания не может быть нормальным и воспитание вообще;
- причина в преступности кроется в детстве, ребенок, который подвергался физическому насилию, сможет причинить боль другому человеку, а став взрослым, будет способен и убить;
- человек не рождается нарушителем закона, бессердечность и жестокость взрослых делает из него преступника.
Сюжеты произведений В. А. Сухомлинского волнуют современных детей. Они приобщают младших школьников к нравственно-духовным, эстетическим, патриотическим достижениям нашего народа, сокровищнице его культуры, способствуют нравственному, этическому и эстетическому развитию младших школьников. Читая, размышляя над текстами сказок, рассказов, миниатюр и легенд В. А. Сухомлинского, учащиеся развиваются, у них активизируются нравственно-ценностные, мировоззренческие представления, понятия, обогащается словарь. Содержание и идеи детских произведений В. А. Сухомлинского подчеркивают, что искусство воспитания заключается не только в умении видеть и предвидеть сложные ситуации, которые возникают в жизни людей, но и в том, чтобы научить ребенка самостоятельно ориентироваться в жизненных обстоятельствах и уже с детства приучать к самым простым, но самостоятельным решениям. Произведения выдающегося педагога помогают школьникам комфортно входить в мир человеческих отношений, закладывают основы самопознания, потребности саморазвития, самореализации личности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В условиях современной российской реальности предмет социальной педагогики – это функциональное поле педагогической деятельности государственных и общественных институтов в социуме, направленной на социально-педагогическую поддержку человека. При этом социальная педагогика учитывает условия его жизнедеятельности в конкретном социуме, его функциональные возможности и состояние здоровья. Резкая дифференциация людей по уровню доходов заставляет современную социальную педагогику концентрировать свои усилия в работе с различными категориями людей, семей, социальных групп, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в социально-педагогической поддержке конкретного человека, группы людей. Объектами исследования, влияния и преобразований социальной педагогики выступают такие важнейшие сферы человеческой деятельности как воспитание, образование, социальная работа.
В условиях современной российской реальности предмет социальной педагогики – это функциональное поле педагогической деятельности государственных и общественных институтов в социуме, направленной на социально-педагогическую поддержку человека. При этом социальная педагогика учитывает условия его жизнедеятельности в конкретном социуме, его функциональные возможности и состояние здоровья. Резкая дифференциация людей по уровню доходов заставляет современную социальную педагогику концентрировать свои усилия в работе с различными категориями людей, семей, социальных групп, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в социально-педагогической поддержке конкретного человека, группы людей. Объектами исследования, влияния и преобразований социальной педагогики выступают такие важнейшие сферы человеческой деятельности как воспитание, образование, социальная работа.
- Аверина Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников // Начальная школа. – 2015. – № 11. – С. 68-70.
- Алиева С. В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А. В. Иванов, С. В. Алиева . - М.: Дашков и К, 2013. - 424 c.
Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект пресс, 2012.
- Бабаян А. В. О нравственном воспитании / А. В. Бабаян, Н. Г. Дебольский // Педагогика. – 2015. – № 2. – С. 67-70.
- Богуславский М. В. Развитие профессиональных качеств учителя в педагогической системе В.А. Сухомлинского // Вестн. Моск. гор. пед. унта. Сер.: Педагогика и психология. 2013. № 3(25). С. 94–106.
- Богуславский М.В. Современная российская образовательная политика: исторический контекст // Стратегия и тактика подготовки современного педагога в условиях диалогового пространства образования. Брянск, 2017. С. 37–43.
- Гвалдин А.Ю. Теоретические подходы к диалогичности воспитания // Вестн. Череповец. гос. ун-та. 2017. № 2(77). С. 143–149.
- Гинтер-Хатт К. Сухомлинский и холистическое образование в государственных школах // Российско-американский форум образования: электрон. журн. 2017. № 2.
- Данилюк А. Я. Духовно-нравственное развитие младших школьников // Педагогика, 2018. – № 9 – С. 63-70.
- Демакова И.Д., Шустова И.Ю. Педагог как воспитатель: значимые характеристики воспитательной деятельности, принцип событийности в воспитании // Пед. искусство. 2017. № 2. С. 100–108.
- Детская литература: Хрестоматия / Под ред. Л. П. Казачок. – М.: Дрофа, 2016.
- Князев Е. А. История отечественной педагогики и образования: Учеб. пособие для академ. бакалавриата. М.: Юрайт, 2018.
- Ляо Ц. Педагогические идеи В.А. Сухомлинского и развитие китайского образования // Педагогика и современность. 2012. № 2. С. 18–23.
- Мурюкина Е. В. Теории нравственного воспитания школьников // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. – 2017. – №1. – С. 238-240.
- Мухин М.И. Одухотворение В.А. Сухомлинским педагогической формулы «Учить детей учиться» // Воспитание школьников. 2018. № 3. С. 62–70.
- Оганян-Захараш Т.Б., Гвалдин А.Ю. Использование наследия В.А. Сухомлинского в организации воспитательных диалогов с дошкольниками. Диалоги на зимние темы // Дошкольное воспитание. 2017. № 1. С. 11–5.
- Рындак В.Г. От понимания учения к пониманию мира (в контексте идей В.А.Сухомлинского) // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2014. № 4(89). С. 4–0.
- Сахаров В.А. Этическое просвещение как эмоционально-ценностная технология нравственного воспитания школьников в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского // Вестн. Вят. гос. ун-та. 2011. № 3-3. С. 119–24.
Сухомлинский В. А. Избранные произведения: В 5 т. Киев, 1979–1980.
Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. М.: Концептуал, 2016.
Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. М., 2003.
Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. СПб: Питер, 2017.
Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. – М.: Педагогика, 1974.
Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы. – М.: Педагогика, 1973.
- Челпаченко Т.В. Дидактическая система В.А. Сухомлинского как целостное педагогическое явление: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Оренбург, 2012.
- Швалюк Я. А Поощрение и наказание как средство педагогической коррекции // Педагогика и педагогический процесс: современные тенденции и перспективы развития: Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 77-80.
- Щуркова Н. Е. Педагогика Сухомлинского как провозвестник нового воспитания // Реализация идей В. А. Сухомлинского в теории и практике современного образования (к 100-летию со дня рождения): Международная научно-практическая конференция: Сборник статей. В 2-х т. – 2018. – С. 32-40.
-
Князев Е. А. История отечественной педагогики и образования: Учеб. пособие для академ. бакалавриата. М.: Юрайт, 2018. – С. 54. ↑
-
Сухомлинский В. А. Избранные произведения: В 5 т. Киев, 1979–1980. – С. 201. ↑
-
Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. М.: Концептуал, 2016. – С. 112. ↑
-
Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. М.: Концептуал, 2016. – С. 112. ↑
-
Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. М., 2003. – С. 106. ↑
-
Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. М.: Концептуал, 2016. – С. 112. ↑
-
Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. М.: Концептуал, 2016. – С. 112. ↑
-
Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. М.: Концептуал, 2016. – С. 112. ↑
-
Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. М.: Концептуал, 2016. – С. 112. ↑
-
Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. М., 2003. – С. 104. ↑
-
Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. СПб: Питер, 2017. – С. 66. ↑
-
Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. СПб: Питер, 2017. – С. 91. ↑
-
Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. СПб: Питер, 2017. – С. 91. ↑
-
Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – М., 1982. – С. 88. ↑
-
Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. – М.: Педагогика, 1974. – С. 134. ↑
-
Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы. – М.: Педагогика, 1973. – С. 120. ↑
-
Швалюк Я. А Поощрение и наказание как средство педагогической коррекции // Педагогика и педагогический процесс: современные тенденции и перспективы развития: Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 77. ↑
-
Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – М.: Концептуал, 2016. – С. 132. ↑
-
Щуркова Н. Е. Педагогика Сухомлинского как провозвестник нового воспитания // Реализация идей В. А. Сухомлинского в теории и практике современного образования (к 100-летию со дня рождения): Международная научно-практическая конференция: Сборник статей. В 2-х т. – 2018. – С. 32. ↑
-
Аверина Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников // Начальная школа. – 2015. – № 11. – С. 68. ↑
-
Детская литература: Хрестоматия / Под ред. Л. П. Казачок. – М.: Дрофа, 2016. – С. 51. ↑
-
Данилюк А. Я. Духовно-нравственное развитие младших школьников // Педагогика, 2018. – № 9 – С. 63. ↑
-
Мурюкина Е. В. Теории нравственного воспитания школьников // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. – 2017. – №1. – С. 238. ↑
-
Детская литература: Хрестоматия / Под ред. Л. П. Казачок. – М.: Дрофа, 2016. – С. 51. ↑
-
Бабаян А. В. О нравственном воспитании / А. В. Бабаян, Н. Г. Дебольский // Педагогика. – 2015. – № 2. – С. 67. ↑
-
Сухомлинский В. А. О воспитании. – М. : Политиздат, 1975. – С. 72. ↑
-
Сухомлинский В. А. О воспитании. – М. : Политиздат, 1975. – С. 72. ↑