Файл: Понятие и признаки государства (Подходы к определению понятия государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, государственный суверенитет внутри страны и вне ее проявляется в исключительном, монопольном праве государства свободно решать все свои дела без постороннего вмешательства.

Наряду с государственным суверенитетом существует суверенитет народа и суверенитет нации. Суверенитет народа означает полновластие народа в решении коренных вопросов организации своей жизни. В большинстве конституций современных государств содержатся указания на то, что их власть исходит от народа и принадлежит народу. Теоретически государственная власть должна выражать интересы народа и служить народу. Однако на практике это не всегда так. Государственная власть и суверенитет не всегда совпадают с народной властью и суверенитетом. Под суверенитетом нации понимается полновластие нации в решении характера своей жизни, самоопределение путем образования самостоятельного государства [7, с. 13].

4. Государство представляет собой территориальную организацию власти в стране. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенного государственной границей географического пространства – территории государства. Территориальный принцип объединения общества, в отличие от кровнородственного, порождает новый социальный институт – гражданство [8, с. 26]. Таким образом, территориальный элемент государства – это пространство, в пределах которого действует государственная власть.

Государство имеет четко локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, если на ней проживает, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства. Территория государства является своего рода материальной базой любого государства, без которой оно не может существовать. Под территорией государства понимается пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть. Территориальное распределение населения неизбежно влечет административно-территориальное деление для оптимальной организации государственной власти и управления. Вся территория государства разбивается на ряд административно-территориальных единиц – округа, провинции, области, края, дистрикты, графства, районы и тому подобное.

От негосударственных организаций (профсоюзов, политических партий и др.) государство отличается тем, что оно олицетворяет все население страны, что проживает в пределах определенной территории, распространяет на него свою власть. В отличие от государства, профсоюзы и политические партии, другие политические организации объединяют в своих рядах только часть населения, создаются добровольно по тем или иным интересам [6, с. 7].


5. Государство – это особая организация политической власти, которая имеет специальный аппарат управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Материальным воплощением государственной власти является система государственных органов – аппарат государства. Через него осуществляется государственное управление и принуждение, закрепляется и реализуется государственная власть, защищается территория и интересы государства.

6. Государство – это официальная организация, которая представляет общество, выступает от его имени и в такой роли признается другими государствами (обществами). Важными элементами официальности государства является государственная символика (государственный флаг, гимн, герб) и государственный язык – признанный на государственном уровне, обязательным языком законодательства, судопроизводства, делопроизводства, официальных средств массовой информации [15, с. 77-78].

В России единственным государственным языком является русский, однако некоторые другие государства имеют более чем один государственный язык. Так, в Швейцарии статус официального имеют четыре языка – немецкий, французский, итальянский и ретороманский.

7. Государство как организация власти имеет иерархическое внутреннее строение – подчиненность низших управленческих звеньев высшим и в конечном итоге – общегосударственным (парламенту, президенту, правительству).

При этом в формировании структуры государственной власти различных стран выделяются как тенденции централизации, так и децентрализации. Последняя не означает потери единства, структурированности и подчиненности государственной власти, а лишь предоставление большей самостоятельности местным органам в принятии решений местного значения [22, с. 5].

8. Государство организует общество на правовой основе. Именно право является тем социальным регулятором, который формализуется и обеспечивается государством; одновременно правом закрепляются основы организации и функционирования государственной власти. Осуществляя свои функции, органы государственной власти способны устанавливать общеобязательные правила поведения (правовые нормы) и обеспечить их реализацию. Конечно, эти правила должны соответствовать условиям жизни общества, его ценностям и потребностям [7, с. 15].

9. Для обеспечения собственного функционирования государство имеет свою финансовую систему. С помощью государственной системы формируется государственный бюджет, собираются (налоги) и используются (расходы) средства на выполнение различных функций государства, а также содержание его аппарата. Обязательным атрибутом финансовой системы является установленная законодательством денежная единица.


10. Для современных государств новейшего (информационного) типа характерно наличие развитой системы информационного обеспечения деятельности органов государственной власти. Эта система создает определенные информационные условия деятельности органов власти, когда адекватность принятия управленческих решений гарантирована необходимой для этого полной, актуальной, достоверной, своевременной информацией [24, с. 33].

Таким образом, учитывая существующие концепции и рассмотренные признаки, можно определить государство как суверенную, политико-территориальную организацию, призванную осуществлять управление общественными делами, способствовать соблюдению баланса общественных, групповых и индивидуальных интересов, обеспечивать целостность и безопасность общества и выступать его официальным представителем в международных отношениях.

Глава 2. Понятие и виды функций современного государства

2.1. Понятие и характерные черты функций государства

Очевидно, что тенденции развития общества объективно обусловливают и видоизменение государства как высшей формы его организации. Кроме информатизации, образ современного государства и его место в составлении общественной жизни как на региональном, так и мировом уровнях постепенно меняют глобализация и интеграция, развитие гражданского общества, утверждение верховенства права, усиления геополитики, природные изменения мирового масштаба, а также демографические, миграционные, экологические, энергетические, научно-технологические факторы и тому подобное.

Все эти факторы, так или иначе, вместе с исторически сложившимися задачами государства определяют роль, которую играет государство в жизни общества – социальное назначение государства. Идея его осмысления стала одной из центральных для теории государства в юриспруденции. При этом правовая наука раскрывает назначение государства, прежде всего, через категорию «функции государства» [4, с. 11].

Важно осознавать, что в современном понимании государство не существует само для себя, а лишь удовлетворяет организационные потребности общества, выполняет обеспечительную роль, то есть осуществляет социально необходимую деятельность.


Научные исследования функций государства имеют уже почти столетнюю историю. За это время учеными предложено много подходов к осмыслению места государства в общественной жизни и соответствующего познания сущности и видового разнообразия его функций. Однако не только нет единства мнений по этому вопросу, но и достаточно часто традиционные определения функций государства, изложенные в учебной литературе, справедливо подвергаются критике [17].

Наверное, можно утверждать только то, что функции выступают важной, но не единственной характеристикой государства. Содержание его деятельности, согласно теории деятельности, раскрывается в комплексе элементов, к которым относятся цели и задачи, объекты и субъекты, формы и методы, принципы, результаты деятельности и тому подобное. Наряду с ними понятию «функции государства» отведена роль детализации достаточно устойчивой консолидированной деятельности всех звеньев государственного механизма (всех субъектов государственной деятельности) прежде всего в зависимости от объектного направления его составляющих (видов) [19, с. 10]. В этих составляющих деятельности государства и проявляется его социальное назначение.

Принято считать, что цель и задачи государства отражают его стремление в конкретный исторический период, а функции государства являются характеристикой деятельности по решению этих задач. То есть цель и задачи устанавливают социальные ориентиры деятельности государства, пути достижения которых, определяют его функции. Именно поэтому самым распространенным является понимание функций государства как направления его деятельности [20, с. 37].

Итак, функции государства – это взятые в комплексе главные направления его внутренней и внешней деятельности, что выражают и конкретизируют классовую и общечеловеческую сущность и назначение государства в обществе, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

В современных странах правовой ориентации их основные функции закрепляются в конституциях (конституционных актах) и других законах.

Основные черты функций современного государства:

- возникают и развиваются в соответствии с историческими условиями и объективными закономерностями существования и развития общества и государства;

- характеризуются устойчивостью и динамичностью реализации в течение определенного исторического периода;

- имеют демократический характер – отвечают потребностям и интересам общества;


- имеют общий характер – обусловливают деятельность всего механизма государства и каждого его звена, а в некоторых случаях осуществляются с участием всего общества;

- имеют правовой характер – закрепляются и реализуются на правовой основе, воплощая верховенство права, соблюдая приоритет прав человека;

- имеют социально необходимый характер – формируются, исходя исключительно из необходимости участия государства в общественной жизни и приоритета общественных интересов над государственными, учитывая самоорганизационный потенциал гражданского общества;

- имеют подконтрольный обществу характер – общество осуществляет общественный контроль за государственной деятельностью, что при необходимости корректируется [21, с. 35-36].

Следует признать, что приведенные черты функций государства больше соответствуют идеалам и стремлениям передового цивилизованного общества по его государственной организации, то есть модели правового, демократического, социального государства. В реальности, как по объективным, так и субъективным причинам государство не всегда в состоянии выполнять поставленные перед ним обществом задачи. Поэтому качество реализации задекларированных государством функций является главным показателем эффективности его деятельности, соответствия общественным потребностям и интересам, своему назначению [20, с. 34].

Сегодня государство осуществляет значительный массив функций, содержание которых очень разнопланово. Стремительное информационное развитие, предоставившее человечеству глобальные коммуникативные возможности, значительно ускорило процессы межгосударственной политической, экономической, культурной, мировоззренческой, научно-образовательной интеграции, одновременно тесно связав все сферы общественной жизни между собой процессами обмена информацией [10, с. 8].

При таких условиях размывается граница между внутренней и внешней сторонами экономической, политической, социальной и экологической деятельностью государства, а основной критерий видового распределения фундаментальных функций государства на внутренние и внешние, привычный для учебной литературы по теории государства и права, теряет свое доминирующее значение.

Это свидетельствует о комплексности и целостности государственной деятельности, тесной взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодополняемости его направлений и, как следствие, определенной относительности применения к ним каких-либо критериев разграничения [20, с. 38].