Файл: Понятие и признаки государства (Подходы к определению понятия государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поэтому в самом общем смысле основное назначение государства состоит в создании необходимых условий для оптимального развития общества. Наличие этих условий и общественное развитие, который ими обеспечивается, составляют основу безопасности общества.

2.2. Классификация функций государства

Современное состояние проблемы функционального назначения государства, дает возможность классифицировать функции современного государства по нескольким критериям:

1. По времени существования:

- постоянные – присущие государству во многих периодах его существования (поддержание обороноспособности, обеспечение общественного порядка, развитие экономики);

- временные – обусловлены определенной ситуацией или этапом развития.

Временные функции возникают и исчезают в зависимости от конкретных задач, которые стоят перед государством в определенный исторический период (предотвращение военной агрессии, предотвращение и преодоление эпидемий, преодоление последствий природных катастроф) [4, с. 12].

2. По значению для общества:

- приоритетные – те, реализация которых определяет будущее существование и развитие общества и государства, консолидирует деятельность не только государственных организаций, но и институтов гражданского общества (защита государственного суверенитета и территориальной целостности, противодействие агрессии другого государства, формирование конкурентоспособной экономики, развитие энергосберегающих технологий);

- второстепенные – их реализация, по сравнению с приоритетными функциями, существенно не влияет на решение актуальных общественных проблем. Однако с изменением условий, влияющих на общественное развитие, приоритеты деятельности государства могут также меняться и тогда на первый план будут выходить раньше второстепенные функции [18, с. 82].

3. По месту в системе государственной деятельности:

- первичные (основные) – наиболее устойчивые объемные функции, которые сочетают в себе ряд тесно взаимосвязанных направлений деятельности государства;

- производные (субфункции, составляющие основных функций) – более узкие и конкретизированные направления деятельности государства, которые в отношении первичных функций выступают их неотъемлемыми структурными элементами (в этом смысле обеспечение национальной безопасности будет первичной функцией, а обеспечение информационной, экономической и экологической безопасности, повышение научно-технологического потенциала страны и т.д. – производными) [12, с. 53].


4. По эффективности реализации:

- реально осуществляемые – имеют эффективные механизмы реализации и конкретные положительные результаты деятельности;

- потенциальные – по определенным причинам получают лишь декларативный характер или осуществляются недостаточно эффективно [2, с. 39].

5. По сферам общественной жизни:

- политические – формирование и осуществление внутренней политики государства; создание благоприятных условий для реализации народовластия; установление дипломатических отношений с другими государствами; оборонная деятельность государства, которая заключается в защите экономическими, дипломатическими и военными средствами его суверенитета и территории [16, с. 49];

- экономические – влияние на сферу экономических отношений путем создания благоприятных условий для развития производства, поддержка и содействие развитию всех форм собственности; установление и осуществление торгово-экономических отношений с иностранными государствами, создание и обеспечение функционирования системы налогообложения и контроля законности доходов индивидов и организаций, а также использования бюджетных средств;

- гуманитарные – поддержание благоприятных условий для устранения противоречий между различными социальными слоями населения, обеспечение незыблемости фундаментальных для современного общества прав человека, в частности информационных прав, прав на жизнь и достаточный жизненный уровень, труд, образование, здравоохранение и т.д.;

- экологические – охрана и обеспечение рационального использования природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности общества, улучшение экологического состояния планеты, участие в предупреждении и ликвидации последствий экологических катастроф мирового масштаба;

- культурно-мировоззренческие – содействие консолидации нации, формированию общей для всей страны культуры и одновременно развития культуры всех народов, проживающих на территории государства; установление и развитие культурных связей с другими государствами; поддержка науки, образования, искусства, физической культуры и спорта; охрана культурного наследия [13];

- правоохранительные – обеспечение реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, контроль за неукоснительным соблюдением требований правовых норм, противодействие преступности, обеспечение привлечения к юридической ответственности виновных в правонарушениях, поддержание мира на планете и мирового правопорядка, борьба с международным терроризмом, предотвращение возникновения межнациональных и межгосударственных конфликтов, участие в их урегулировании и тому подобное [5, с. 46];


- информационные – широкий спектр государственной деятельности, связанный с общественно необходимым государственным влиянием в информационной сфере, который в условиях становления глобального информационного общества имеет системообразующий характер, поскольку проникает во все составляющие государственной деятельности, существенно влияя на ее результативность [14].

Таким образом, функции современного государства – это направления социально необходимой, общегосударственной деятельности, в которых отражаются социальное назначение государства, его роль в обеспечении общественно важных потребностей.

Глава 3. Формы и методы реализации функций государства

3.1. Формы реализации функций государства

Функциональная характеристика современного государства охватывает не только направления его деятельности, но и то, каким образом осуществляется эта деятельность, то есть в каких формах и какими методами.

Традиционно формы реализации функций государства разделяют на две группы:

1) правовые – правотворческая (законотворческая), правоисполнительная (правоприменительная), правоохранительная (судебная и контрольно-надзорная);

2) организационные – организационно-регламентирующая, организационно-хозяйственная (хозяйственно-обеспечительная), организационно-идеологическая и тому подобное [16, с. 35].

При этом принято считать, что деятельность государства в правовых формах, в отличие от другой деятельности, влечет за собой правовые последствия. На самом деле такое разделение форм реализации функций государства соответствует действительности только тогда, когда речь идет о непосредственных формализованных юридических последствиях деятельности уполномоченных государственных органов – вынесение правового решения, закрепленного нормативным или индивидуальным правовым актом [20, с. 35]. Именно поэтому указанные правовые формы, по сути, соответствуют ветвям государственной власти.

В современном правовом, демократическом, социальном государстве любая социально важная деятельность должна осуществляться на правовых началах. Это позволяет утверждать об обязательно-правовом характере всех форм и видов государственной деятельности. Однако за время существования государства главной его задачей является организация общественной жизни, что приводит, прежде всего, организационную или управленческую основу любой сферы деятельности государства [4, с. 11].


Итак, можно сделать вывод, что правовые формы реализации функций современного государства, по сути, являются организационными, а организационные, в свою очередь, по характеру – правовые. Поэтому любая государственная деятельность всегда имеет две стороны – правовую и организационную.

Важно и то, что в современном (гражданском и информационном) обществе возрастает его способность обеспечивать собственные потребности (самоорганизация), что непосредственно влияет на функции государства, формы и методы их реализации. Эффективное осуществление наиболее важных из них становится невозможным без слаженного взаимодействия государства и институтов гражданского общества. В этом взаимодействии государство начинает выполнять преимущественно роль гаранта определенных минимальных стандартов в различных сферах социальной жизни, которые составляют основу самостоятельного существования и развития общества и каждого человека в отдельности [10, с. 7].

Формы реализации функций современного государства:

1. Правотворческая – деятельность преимущественно компетентных государственных органов, выражающееся в создании нормативно-правовых актов, то есть формулировке правовых норм (правил), которые в соответствии с общественными потребностями закрепляют пределы необходимого, разрешенного и запрещенного поведения людей, организаций, государства.

2. Правоисполнительная – деятельность государственных и общественных организаций, отдельных граждан по осуществлению функций государства путем непосредственного выполнения правовых предписаний, как нормативных, так и индивидуальных, или путем правоприменительной деятельности уполномоченных лиц исполнительно-распорядительного характера.

3. Правоохранительная – 1) деятельность компетентных государственных органов, связанная с контролем и надзором за надлежащей реализацией правовых норм, выражающиеся в решении юридических споров между отдельными лицами, проведении профилактики противоправного поведения, обеспечении непосредственного реагирования на правонарушения, установлении и привлечении виновных к юридической ответственности;

2) деятельность общественных организаций, направленная на утверждение верховенства права, защиту и восстановление прав и свобод человека и гражданина [10, с. 8].

4. Практически-обеспечительная – повседневная хозяйственная работа, направленная на решение конкретных задач по материально-техническому обеспечению деятельности различных звеньев государственного механизма, а при необходимости – и негосударственных структур (экономические, бухгалтерский учет, организация финансирования, снабжения, сбыта, кадровая работа и т.д.) [19, с. 9].


5. Информационно-идеологическая – информационная, разъяснительная, воспитательная работа по предоставлению обществу полной объективной информации о результатах и перспективах государственной деятельности, а также формирование мировоззренческо-мотивационной основы эффективной реализации функций государства всеми необходимыми субъектами [23, с. 171].

Наряду с названными формами реализации функций государства в сфере безопасности целесообразно выделить: форму содействия безопасности, в частности путем создания различных условий, при которых нивелируются или стают невозможными негативные влияния, и форму непосредственного противодействия угрозам.

3.2. Методы реализации функций государства

В реализации своих функций государство в лице соответствующих государственных органов и их должностных лиц, применяет значительный круг методов. Их сочетание индивидуально для каждого вида (формы) государственной деятельности [10, с. 7].

Поскольку в своей управленческой деятельности современное государство руководствуется правовыми принципами и идеалами, среди базовых методов реализации функций государства традиционно отмечают, прежде всего, методы государственно-правового воздействия на поведение людей:

- убеждение – осуществляется путем правового воспитания, профилактической работы, мотивации социально необходимого поведения;

- поощрение – предоставление различных льгот, наград субъектам, участвующим в реализации функций государства и отмечающимся активным социально полезным поведением;

- принуждение – идеологическое и, при необходимости, физическое воздействие соответствующих государственных органов на неподобающее поведение людей с целью обеспечения его соответствия требованиям правовых норм (меры воспитания, пресечение правонарушений, восстановление нарушенных прав, юридической ответственности) [18, с. 102].

Однако эти методы не раскрывают всей полноты инструментария деятельности государства. На разных этапах реализации функций государства используются и такие общие методы, как анализ, прогнозирование, планирование, статистические методы и тому подобное. Кроме того, каждой из сфер государственной деятельности присущи свои специфические методы, без использования которых невозможно фактическое выполнение государством своего назначения.