Файл: Понятие и признаки государства (Подходы к определению понятия государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Вопрос о понятии и сущности государства всегда был и остается в центре внимания философов и юристов всех стран и народов. Неоднозначным является и отношение к этому явлению – от положительного к откровенно негативному.

Сущность и признаки каждого государства раскрываются в его функциях – в них находит свое проявление социальное назначение государства в обществе. Функции государства многоплановые, они зависят от задач, что стоят перед государством в его историческом развитии, и от целей, что достигаются на каждом этапе. С развитием государства меняются его функции.

Проблема классификации функций современного государства очень важна для теории функций государства и теории государства в целом. В то же время она очень сложная. По этому вопросу среди ученых нет единого мнения, предлагаемые же ими решения зачастую весьма спорные. Классификация функций государства имеет практическое значение для выработки рекомендаций по совершенствованию направлений его деятельности.

Степень научной разработанности проблемы. Несмотря на то, что в научной литературе нашло широкое отражение осмысление понятия и роли государства, его устройства, основных тенденций развития государства в современных условиях и т.д. (Н.Н. Алексеев, Н.И. Байтин, Д.А. Керимов, М.Н. Марченко, Л.С. Мамут, Ю.А. Тихомиров, В.Я. Ткаченко, Г.Ф. Шершеневич и др.), все же остаются дискуссионными вопросы о том, что считать государством, какая его сущность, основные признаки и функции. Анализ этих вопросов является целью данного исследования.

При написании данной работы были использованы новейшие учебные пособия по теории государства и права, политологии и истории политико-правовых учений, а также научные статьи современных авторов, занимающихся исследованием понятия, сущности и признаков государства, классификации его функций, форм и методов их реализации. В частности, следует выделить следующих ученых: О.В. Архипову, А.А. Дембицкого, Е.Ю. Добрынина, Р.Л. Иванова, А.А. Куковского, Ф.В. Фетюкова, Н.В. Филину, Б.С. Шалютина и др.

Цель курсовой работы – определить понятие, признаки и классификацию функций государства, а также формы и методы их реализации.

Объект исследования – теория государства.

Предмет исследования – понятие, признаки и функции государства.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

– раскрыть общее понятие и признаки государства;


– сформулировать понятие и рассмотреть виды функций современного государства;

– выделить и проанализировать формы и методы реализации функций государства.

Методологическую основу исследования составили положения современной научной методологии, новейшие методы теории государства и права. Углубленное исследование понятия, признаков и функций государства проводилось с помощью общенаучных и специальных методов исследования: исторического, комплексного, системного, деятельностного, ситуативного, структурно-функционального, сравнительно-правового, информационного и герменевтического. В работе также используется метод синтеза и анализа, специально-юридический, метод обобщения и описания.

Научная новизна исследования заключается в том, что благодаря комплексному исследованию, предлагается обособленное определение понятия и признаков современного государства, а также его функций и форм и методов их реализации.

Теоретическое и практическое значение. Работа может быть использована как при рассмотрении актуальных вопросов теории государства и права в высших учебных заведениях, так и правоведения в школах и техникумах. Результаты исследования также могут быть использованы для научной работы, при составлении учебных пособий, написания статей и т.д.

Структура курсовой работы продиктована целью и задачами исследования и состоит из введения, основной части из трех глав и подглав, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Общее понятие и признаки государства

1.1. Подходы к определению понятия государства

История государства неотделима от истории общества, вместе с обществом оно проходит долгий исторический путь. Всесторонне раскрыть понятие, сущность, свойства и черты государства – задача чрезвычайно сложная. Решить его можно только при изучении государства исторически, в различных его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя при этом научные достижения прошлого и современности.

Характеризуя государство, подавляющее большинство философов и юристов сходятся на том, что оно является необходимой формой организации развитого общества, без которой невозможно выполнение задач, стоящих перед ним. Взгляды на государство, характеристику его сущности, основных признаков и назначения у представителей того или иного научного направления весьма различны [24, с. 33].


В политико-правовой мысли варианты толкования понятия «государство» известны еще с античных времен. Аристотель видел в нем сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан, что обеспечивает политическую жизнь народа. Цицерон определял государство как союз людей, объединенных общими основами права и общей пользы [18, с. 51].

В буржуазную эпоху распространилось определение государства как совокупности (союза) людей, территории и власти. Одни отождествляли государство со страной, другие – с обществом, третьи – с кругом лиц, осуществляющих власть. Некоторые связывали понятие государства с психической связью между людьми. В. Ленин писал: «Государство – это машина для поддержания господства одного класса над другим» [26, с. 43].

Большая группа ученых при определении понятия «государство» выходила с формально-логических позиций. Л. Дюги считал государством любое общество, где существует дифференциация между теми, кто правит, и теми, кем правят, в виде политической власти. Г. Шершеневич определял его как единение людей в пределах одной территории под общей властью [25, с. 74]. Ф. Хайек характеризовал государство как организацию, которую сознательно создают люди, проживающие в целях единообразного управления. Б. Бади и П. Бирнбаум рассматривали государство как хорошо организованную машину власти вместе с чиновниками и вооруженными силами, что ее обслуживают. Как производное от права явление оценивали государство Г. Кельзен, И. Кант, Г. Еллинек. Г. Кельзен характеризовал ее как персонификацию правопорядка, И. Кант – как объединение большого количества людей, которые подчиняются правовым законам, Г. Еллинек – как субъект права, территориальную корпорацию, что обладает первичной властью [26, с. 48].

По мнению Дж. Локка, государство это единственное, независимое политическое сообщество с общей властью, законом и судом. Г. Гегель основой государственности считал народный дух в форме религии и неразрывно связывал государство с идеями разума, свободы и права [1, с. 58]. Н. Коркунов определял государство как объединение свободных людей, где мирный порядок обеспечивается установлением монополии государственных органов на осуществление принуждения, чем подчеркивал его принудительный характер [8, с. 34]. На то же обстоятельство указывал Дж. Ролз, который считал, что государство должно осуществлять окончательную власть и принуждение на определенной территории [22, с. 4].

В наиболее концентрированной форме указание на принудительный характер государства сформулированы в учении марксизма-ленинизма. Эту черту государства оно рассматривает как производную от его классовой природы, хотя К. Маркс, Ф. Энгельс и В. Ленин признавали также необходимость защиты государством и определенных общественных интересов. Характерными для этой теории, в основе которой лежала идея классовой диктатуры, было определение государства как машины для поддержания господства одного класса над другим (В. Ленин) или машины для подавления одного класса другим (Ф. Энгельс) [24, с. 33].


Все эти подходы отражают лишь отдельные стороны функционирования государства – как средства утверждения порядка в обществе или инструмента подавления; как определенной территории и населения; как совокупности определенных связей между людьми. Однако это лишь отдельные, хотя и очень важные аспекты существования государства. Его сущностью является наличие специфической государственной власти, что носит публичный политический характер.

Существуют различные концепции государства. Каждая из них по-разному подходит к определению понятия государства, по-разному раскрывает его сущность. Но при этом сущность государства всегда раскрывается через понятие публичной политической власти. Сущность каждого конкретного государства определяется тем, кому принадлежит государственная публичная власть и в чьих интересах она осуществляется [22, с. 5].

Кроме классовых аспектов сущности государства, которые нельзя отбрасывать полностью, необходимо рассматривать его общесоциальные характеристики. Государство является не только машиной, орудием, механизмом принуждения и насилия, но и большой социальной и культурной ценностью, и сущность его не сводится только к классовой природе, потому что оно на каждом этапе своего развития выполняло и общесоциальные функции [20, с. 38].

Несмотря на разнообразие подходов к определению государства, в научной литературе традиционно сложился взгляд на него как на общественное явление, в структуру которой входят несколько побочных и несколько главных элементов: на первое место среди них выдвигаются территория, население и публичная власть. Именно их характер согласно с классическими юридическими взглядами отличает государство от догосударственных и других существующих наравне с ним общественных образований. В известном на Западе правовом словаре Фишера государство характеризуется как сообщество, в основе которого лежат территория, народ и государственная власть [22, с. 4].

Со временем представления о государстве углубляются, становятся более систематизированными и точными. Сегодня государство – это один из важнейших институтов политической системы общества, который концентрирует в себе властные отношения, необходимые для консолидации общества и обеспечения интересов всех его слоев и отдельных членов.

Политологическая наука определяет государство, прежде всего, как организацию политической власти, которая распространяется на всю территорию и население страны, что осуществляется с помощью специального аппарата управления, устанавливает общеобязательные правила поведения, самостоятельно управляет своими внутренними и внешними делами [9, с. 75].


Во всем имеющемся многообразии толкований понятия «государство» выделяются два основных аспекта:

– государство трактуется как совокупность государственных организаций (аппарат управления обществом), что ориентирует на его структурно-функциональные особенности;

– государство понимается как особый вид политической власти в обществе – государственной власти – с соответствующей ценностно-мировоззренческой социальной основой [12, с. 92].

Итак, будучи в естественном единстве с обществом, государство определенным образом выделяется (институализируется) в нем в виде механизма государства, имеет собственные средства воздействия на общество, потребности и интересы, тенденции становления, функционирования и развития.

1.2. Признаки государства

Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. То есть определение признаков государства помогает отличать государство от других негосударственных организаций общества.

В теории государства и права принято выделять следующие общие признаки государства:

1. Государство – это всеобщая организация, поскольку обеспечивает общественные потребности и интересы и объединяет на этой основе всех членов общества в единое целое. В отличие от государства, другие общественные организации (партии, движения, союзы, фонды, ассоциации и т.п.) охватывают лишь отдельные части общества [18, с. 39].

2. Государство – это универсальная организация, она консолидирует общество для решения социально важных вопросов в различных сферах общественной жизни.

3. Государство – суверенная и независимая организация власти. Суверенитет (нем. Souveranitat, франц. Souverainete) – полная независимость государства от других государств в его внутренних делах и внешних отношениях. Сейчас суверенитет – обязательный признак государства. Суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности, полноте и независимости [7, с. 10].

Верховенство и полнота государственной власти внутри страны означает: универсальность ее влияния на все население, на все партии и общественные организации данной страны; возможность отменить всякое решение любых других общественных и политических организаций; наличие у нее таких средств воздействия, которых никакая другая общественная власть не имеет (армия, полиция или милиция, тюрьмы и пр.). Самостоятельность проявляется в способности государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всего общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц, государственных, партийных и общественных организаций. На внешнеполитической арене суверенитет государства проявляется в независимости и равноправии в отношениях с другими государствами [7, с. 11].