Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников ( Теоретические основы исследования проблемы активизации познавательной деятельности младших школьников с помощью дидактических игр).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для проведения соревнований учитель в таблице на доске звездочками обозначает активную работу команд в течение урока. Если активность и интерес любой команды ослабевает (например, если в одной команде меньше звездочек, чем во второй), учитель должен спросить такого ученика из этой команды, который ответит правильно и получит за ответ звездочку. В конце урока учитель вместе с детьми, подсчитывая итоги соревнования, обращает внимание на дружную работу участников команд, способствует формированию чувства коллективизма.

При использовании игр на уроках целесообразно придерживаться следующих требований:

- игра по содержанию должна совпадать с учебным материалом;

- содержание игры должно быть посильным для каждого ребенка;

- дидактический материал по способу изготовления и использования должен быть простым;

- правила игры - простые и четко сформулированы;

- игра будет интересной, если в ней принимают участие все дети;

- итог игры - четкий, справедливый[9, c.115].

Таким образом, использование игр на уроках становится важным средством в формировании чувства коллективизма, умении самостоятельно принимать решения, развитии интереса к изучению предмета.

1.2 Значение дидактической игры в развитии познавательной активности младших школьников

В процессе обучения в начальных классах особое место отводится дидактическим играм.

Дидактические игры это игры с правилами, специально создаваемыми педагогикой с целью учебы и воспитания детей. Учебно-воспитательное содержание таких игр представляется в виде дидактического задания.

Дидактические игры способствуют, главным образом развитию умственных способностей ребенка, поскольку содержат умственное задание, именно в решении которого и заключается смысл игры. Они также содействуют развитию органов чувств ребенка, внимания, памяти, логического мышления. Дидактическая игра - эффективный метод закрепления знаний, однако она никоим образом не должна превращаться в учебное занятие. Игра будет увлекать ребенка лишь в том случае, если будет давать радость и удовольствие[9, c.47].

Дидактическая игра - одна из форм учебного влияния педагога на ребенка.

Дидактическая игра - метод умственного развития детей, во время такой игры развиваются соответствующие психические процессы: ощущение, восприятие, мышление, память, внимание и умственные способности детей, их наблюдательность. С помощью дидактических игр дети знакомятся с окружающим миром и в интересной, доступной для них форме закрепляют знания. У детей формируются навыки поведения в коллективе. Дидактическая игра широко используется как метод развития навыков счета, логического мышления, речи, уточнения и активизации словаря, формирования экологических знаний и т.д. Дидактическая игра в то же время является важным средством уточнения знаний об окружающей жизни[9, c.10].


Влияя на личность, дидактическая игра выполняет такие функции, как формирующая, развивающая и развлекательная, в сфере личностных отношений - коммуникативная, воспитательная и стимулирующая функции.

Обучающая функция дидактической игры заключается в развитии умений и навыков общеучебных и специальных для конкретной учебной дисциплины.

Реализация функции контроля позволяет повысить уровень сформированности определенных умений, навыков и умения практического применения знаний.

Роль активизирующей функции заключается в формировании положительного отношения к учению, повышении заинтересованности определенной дисциплиной и активизации познавательной деятельности.

Реализация формирующей функции обусловливает формирование потребности в знаниях, интереса к дисциплине и обучения вообще на основе познавательного интереса, формирования мотива обучения и нравственного фактора.

Реализация развивающей функции обеспечивает развитие таких психологических показателей, как память и внимание.

Реализация развлекательной функции предусматривает создание такой атмосферы на занятии, которая улучшает самочувствие и настроение, развивает активность, уверенность в себе и чувство ответственности, создает положительную эмоциональность[11].

Реализация коммуникативной, функции предопределяет объединение учащихся и установление эмоциональных контактов, развитие коммуникативных умений и навыков.

Реализация воспитательной функции определяет воспитательное воздействие на каждую личность, личностные отношения и коллектив.

Реализация стимулирующей функции обеспечивает стимуляцию межличностных отношений в группе. С учетом реализации функций дидактической игры, схема сфер ее влияния значительно распространяется[11, c.34-35].

Классифицировать игры по видам очень сложно. Признаки одной игры свойственны другой, они переплетаются, пересекаются, расширяют пределы.

Игры очень разнообразны по содержанию, формам организации, правилам, влиянием на ребенка, по видам использования материалов, происхождением и тому подобное.

Среди игр, используемых в начальной школе выделяют:

1.игры с предметами (игрушками, природным материалом);  

2.настольные печатные;  

3.словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установлению последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: младшие школьники упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления[10, c.63].


В игре также используют предметы, в которых разница между ними менее заметна. В играх с предметами младшие школьники выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождение отсутствующего предмета. Играя, они приобретают умения складывать из частей целое, выкладывать узоры из разнообразных форм.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, величина, материал из которого они сделаны. Это помогает учителю упражнять младших школьников в решении определённых дидактических задач[16, c.70].

Игры с природным материалом учитель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьи следы?», «От какого дерева лист?». В таких играх закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, различные виды лото, домино. При их использовании решаются различные развивающие задачи. Так, например, игра, основанная на подборе картинок по парам. Ученики объединяют картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу.

Подбор картинок по общему признаку – классификация. Здесь от учеников требуется обобщения, установление связи между предметами.

Составление разрезных картинок направлено на развитие у детей умения из отдельных частей составлять целый предмет, логическому мышлению.

Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений направлено на развитие речи, воображения, творчества у младших школьников.

Для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, ученик прибегает к имитации движений (например, животного, птицы и т.д.). В этих играх формируются такие ценные качества личности ребёнка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа[18, c.15].

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат[7, c.49].


Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре основные группы. В первую группу входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Магазин» и т.д.

Вторую группу составляют игры, используемые для развития умения сравнивать, сопоставлять, давать правильные умозаключения: «Похож – не Похож», «Кто больше заметит небылиц» и другие.

Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом».

В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления: «Краски», «Летает, не летает» и другие.

Третий класс игр – традиционные или народные. Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучаемым и досуговым. Предметная среда народных игр также традиционна, они сами, и чаще представлена в музеях, а не в детских коллективах. Исследования, проведенные в последние годы, показали, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных родовых и психических способностей человека (сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической функции мышления и другие), а также важнейших черт психологии этноса, создавшего игру[17, c.67].

Для обеспечения развивающего потенциала игр нужны не только разнообразные игрушки, особая творческая аура, создаваемая взрослыми, увлеченными работой с детьми, но и соответствующая предметно-пространственная среда.

Для педагогов важно продумать поэтапное распределение игр, в том числе и дидактических, на уроке. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, увлекательной, включать детей в разные виды деятельности. Следовательно, игра, может быть проведена на любом этапе урока, а также на уроках разного типа. Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания младших школьников[2, c.81].

Выводы по главе

Таким образом, игра - это не только развлечение и забава, которая заполняет досуг ребенка, но и одно из самых серьезных средств педагогического влияния на него.


Игровой метод включения школьника в деятельность предполагает личностный подход, когда педагог ориентирован на личностный подход в целом, а не только на его функции как ученика.

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с игровой деятельностью, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активностью, способностью самостоятельно решать нестандартные задачи и т. п. особое место в этом процессе принадлежит играм, способствующим, главным образом развитию умственных способностей ребенка, содействующим развитию органов чувств ребенка, внимания, памяти, логического мышления.

В структуре дидактической игры выделяют относительно самостоятельные элементы - игру и обучение, каждый из которых имеет сложную организацию, отражает их специфику. Третьим основным элементом структуры является игровая модель, на основе которой только и может совершаться реальное игровое взаимодействие учащихся между собой и с педагогом в процессе игры. Игровая модель является тем звеном, которое объединяет автора дидактической игры и ее участников.

Каждая дидактическая игра имеет правила, которые подчинены игровому замыслу и содержанию игры и одновременно организуют ее. Правила игры - это точно определенные требования к детям. Основой дидактической игры является познавательный смысл. Дидактическая игра относится к классу игр с правилами, поскольку выделение и осознание системы игровых и учебных задач происходит с помощью фиксированных правил. Система правил позволяет не только определить содержание образования, которое реализуется в игре, но и распределять его на отдельные циклы. Поэтому дидактическую игру можно трактовать как форму обучения, где усвоение содержания образования под руководством учителя опосредовано игровым взаимодействием и регулируется установленными правилами.