Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников ( Теоретические основы исследования проблемы активизации познавательной деятельности младших школьников с помощью дидактических игр).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Играя, ребенок сосредоточивает внимание, а это уже является началом воспитания сильной воли. В зависимости от хода игры ребенок должен оценивать общую обстановку, быстро и самостоятельно решать, что и когда ему надо делать.

Дети всех народов мира имеют общественную характерную черту - врожденное стремление к игре. А представить детство без нее вообще невозможно. Игра - одна из важнейших сфер в жизнедеятельности ребенка.
Игра - это не просто развлечение, а особенный метод стимулирования их к деятельности. Игры приучают детей преодолевать психические трудности и физические нагрузки, воспитывают честность, коллективизм, дисциплинированность.

Игра, развивая психические, физические силы ребенка, способствуя освоению окружающего мира и человеческих отношений, пробуждает, привлекает его творческий потенциал. В зависимости от того, в какие игры играет ребенок, можно говорить о его способностях, склонностях, очертить программу их развития на ближайшее время.

Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания детей. Время, когда воспитание выделялось в особенную общественную функцию, достигает глубины веков, и из той же глубины веков выходит игра как средство воспитания.

Вопрос о природе и сути игры волновал и теперь продолжает привлекать внимание многих исследователей. Изучением игр занимались многие ученые, такие как К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин П.Я., А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.

Разные подходы к детской игре отражены во многих исследованиях. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сути детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), или как формы деятельности, в частности, усвоение деятельности взрослых (Эльконин Д.В.), или как проявление и условие умственного развития (Ж.Ж. Пиаже).

Педагоги и психологи рассматривают детскую игру как особую форму взаимоотношений ребенка с окружающей действительности. Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленных на создание и усвоение человеческого опыта, зафиксированного в социально закрепленных действиях, в предметах науки и культуры.

Игра - мощное средство в организации обучения и воспитания ребенка. В игре формируются почти все особенности и возможности личности ребенка. Игра - это своеобразная школа подготовки к труду. В игре развиваются ловкость, любознательность, интерес, сообразительность, воля, активность. Игра - это и школа общения для ребенка. Игра только внешне выглядит беззаботным и легким развлечением. А на самом деле она властно требует, чтобы игрок отдал ей максимум своей энергии, ума, находчивости, выдержки, самостоятельности. Она подчас становится очень напряженным трудом и через усилия ведет к удовлетворению. Именно в игре ребенок сам стремится научиться тому, чего он еще не умеет.


В связи с многоаспектностью рассматриваемой темы возникает проблема: каково влияние дидактической игры на активизацию познавательной деятельности младших школьников?

Цель исследования: решение данной проблемы.

Объект исследования: познавательные процессы младших школьников.

Предмет исследования: дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.

Задачи исследования:

1) рассмотреть игру как метод обучения; дать характеристику основных понятий проблемы;

2) проанализировать значение дидактической игры в развитии познавательной активности младших школьников;

3) изучить психолого-педагогические основы активизации познавательной активности младших школьников;

4) осуществить экспериментальную работу по активизации познавательной деятельности младших школьников с помощью дидактических игр в процессе изучения математики;

5) провести количественную и качественную обработку результатов исследования.

Гипотеза исследования: в качестве гипотезы исследования высказано предположение о том, что дидактическая игра влияет на формирование познавательных процессов младших школьников: при целенаправленном применении дидактических игр в ходе изучения математики активизируется познавательная деятельность младших школьников.

Методы исследования:

- изучение и анализ психолого-педагогической литературы;

- диагностические методы:

а) методика «Четвертый лишний»;

б) стандартизированная методика для определения уровня умственного

развития младших школьников Е.Ф. Замбацявичене;

Этапы исследования: условно можно выделить IV этапа:

I. Подготовительный: анализ психолого–педагогической литературы по проблеме исследования; выделение исходных теоретических положений и условий для успешного проведения эксперимента; определение целей и задач исследования; отбор учащихся для организации опытно – экспериментальной работы.

II. Констатирующий эксперимент.

III. Формирующий эксперимент.

IV. Контрольный эксперимент.

Практическая значимость исследования: составлены методические рекомендации по организации и проведению дидактических игр.

База исследования:

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка использованных источников, приложений.


1. Теоретические основы исследования проблемы АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ младших школьников С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

1.1 Игра как метод обучения: характеристика основных понятий проблемы

Игра и мир интересного не перестают влиять на развитие ребенка в учебном процессе школы. Игра помогает активизировать учебный процесс, развивает наблюдательность детей, внимание, память, мышление, возбуждает интерес к учебе. Разнообразие видов роботы с применением игры снимает усталость, тормозные процессы мозга, развивают память [11, с.89].

Дидактические игры можно включать в систему уроков. Это предполагает предварительный отбор игр и игровых ситуаций для активизации различных видов восприятия и обдумывания, где их использование наиболее своевременное и эффективное по сравнению с другими методами. Педагогические исследования позволили выделить оптимальные способы использования игровой деятельности в системе уроков:

- весь урок строится как сюжетно-ролевая игра (например, уроки-путешествия; уроки ознакомления с окружающим миром и т.д.);

- во время урока, как его структурный элемент;

- во время урока несколько раз создаются игровые ситуации (с помощью сказочного персонажа, игрушки, необычного способа постановки задачи, элементов состязательности и т.д.) [17, с.45].

Главные условия эффективности применения дидактических игр -органичное включения в учебный процесс; захватывающий сюжет, наличие действительно игровых элементов; обязательность правил, которые нельзя нарушать, использование считалок; эмоциональное отношение самого учителя к школьникам (его слова и движения интересны, неожиданны для детей) [19].

Когда какую-то игру используют слишком часто, возникает опасность потери интереса детей к ней, так как исчезает новизна. В этом случае не следует оставлять неизменными игровые действия, в содержание нужно вносить что-то новое: усложнять правила, изменять предметы, включать элементы соревнования, начинать игру с неожиданной считалки или игрового зачина.


Помощь учителя во время проведения игры должна быть лаконичной и понятной, пробуждать интерес. Чем младшие ученики, тем целесообразнее не только объяснять, как играть, а и показывать, как это делать.

Некоторые учителя полагают, что дидактические игры целесообразно проводить в конце урока, поскольку в это время дети больше утомлены. Это не всегда правильно, нередко именно игровая ситуация может быть лучшим началом урока. В игровой форме можно эффективно познакомить детей с новым способом действий, ускорить процесс тренировочных упражнений [3, с.113]

На уроках учителю в сочетании с другими методическими приемами следует использовать игры, загадки, викторины, игры-путешествия в зависимости от темы, цели урока, содержания учебного материала, знаний учащихся и др. Используют их как для проверки и закрепления приобретенных знаний, так и для углубления и расширения их на всех этапах урока - при подаче нового материала, закреплении изученного [2] .

На уроке целесообразно применять такие дидактические игры, организация которых не требует много времени на приготовление оборудования, запоминания громоздких правил. Предпочтение следует отдавать тем играм, которые предусматривают участие в них большинства детей класса, быстрый ответ, сосредоточение произвольного внимания.

Игра для ребенка, особенно в младшем школьном возрасте, обладает еще и исследовательским содержанием, позволяющим моделировать все то, что существует вне игры.

Именно через игру ребенок быстрее знакомится с правилами и нормами общения с окружающими.

Важная задача игры: дать возможность каждому ребенку самовыразиться, самореализоваться, как в процессе обучения, так и во внеурочной деятельности.

Почему игра так нравится детям? Потому что игра дарит радость и восторг, сам процесс игры полон неожиданностей, а результат - тайна. Но, кроме субъективного восприятия, проявляется, безусловно, глубинное влияние игры на человека, на основные сферы его жизнедеятельности: физическую, эмоционально - волевую, интеллектуальную и духовную (ценностно-смысловую)[5, c.114].

Роль игры в развитии, становлении личности ребенка неоспорима.

Один из важных путей реализации программ национального воспитания детей проходит через максимальное привлечение игры в учебно- воспитательный процесс начальной школы.

Это, в свою очередь, требует повышения профессиональных знаний учителя в овладении алгоритмом проведения учебно-воспитательного процесса с использованием игры, умение оперировать игровым инструментарием, самостоятельно моделировать формы занятий, правильно их использовать в соответствии с учебным предметом, чтобы игра способствовала развитию ребенка[6, c.89].


Важной предпосылкой успешного обучения младших школьников является заинтересованность, вообще, проблема заинтересованности - это проблема, всей педагогики. Основные пути повышения эффективности обучения и воспитания - взаимодействие процессов развития мышления ребенка и формирования в нем знаний и навыков.

Обучение младших школьников должно быть интересным, радостным, но в то же время должно обеспечивать глубокое усвоение учебного материала. Задача учителя начальных классов не только обучать, но и пробудить у детей эмоциональное удовлетворение, радость от полученных знаний и к самому процессу их усвоения.

Использование игр на уроках способствует позитивному отношению к обучению, требует от ребенка сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение[4, c.23].

Коллективные игры объединяют детей, способствуют формированию дружеских взаимоотношений между ними. В этих играх детям необходимо согласовывать свои действия с действиями других участников игры, соблюдать правила, быть справедливыми к товарищам. Многие игры на уроках содержат элементы состязательности. В них кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает. Такие ситуации помогают учителю формировать у учащихся справедливое отношение и к собственным успехам, и к тем, кто проиграл.

Проведение игр с детьми и умелое руководство ими на уроках требует большого мастерства от учителя. Перед проведением игр необходимо доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование и тому подобное. В игре должен участвовать каждый ученик класса. А если осуществляет игровую деятельность часть учащихся, то все остальные должны выполнять роль контролеров, судей, комментаторов и тому подобное[7, c.14].

Объясняя правила игры, следует добиваться, чтобы дети самостоятельно чувствовали ее значение, проявляли инициативу, руководствовались предыдущими объяснениями учителя, не дожидаясь дополнительных указаний. Существенен здесь и темп игровой деятельности. Если он слишком быстрый, ученики не успевают подумать, поэтому дают неправильные ответы. Однако и замедленный темп вредит, потому что снижает интерес школьников.

Чтобы и сама игра не надоела, через некоторое время нужно вносить в нее некоторые изменения, усложнять задачу, учитывая усвоенный материал, индивидуальные особенности младших школьников. В большинстве игр на уроках нужно вносить элементы состязательности, что также повышает познавательную активность детей в процессе обучения[8, c.57].