Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников ( Теоретические основы исследования проблемы активизации познавательной деятельности младших школьников с помощью дидактических игр).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР (НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ)
2.1 Организация и проведение исследования
С целью исследования влияния игры на активизацию познавательной деятельности младших школьников на уроках математики, мы провели экспериментальное исследование.
В исследовании приняли участие ученики 2 класса в количестве 25 человек. Из них 14 мальчиков и 11 девочек.
Цель исследования - установить уровень активизации познавательных
процессов младших школьников, сформированный под влиянием игры.
Процедура исследования. Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе мы провели констатирующее психодиагностическое исследование уровня развития познавательных процессов младших школьников.
На втором этапе в содержание уроков математики были включены дидактические игры разнообразного содержания, в зависимости от изучаемой темы (Приложение А).
На третьем этапе проводилось повторное психодиагностическое исследование уровня развития познавательных процессов младших школьников с учетом фактора игры.
Методики для исследования. Для исследования нами были отобраны следующие методики:
- Исследование уровня развития процессов мышления: методика «Четвертый лишний»;
- Стандартизированная методика для определения уровня умственного
развития младших школьников Е.Ф. Замбацявичене;
Методика «Четвертый лишний». Ребенку зачитываются четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к другим. Ребенку предлагается найти «лишнее» слово и объяснить, почему
оно «лишнее». «Лишние» слова выделены курсивом.
- Книга, портфель, чемодан, кошелек;
- Печь, керосинка, свеча, электроплитка;
- Трамвай, автобус, трактор, троллейбус;
- Лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;
- Река, мост, озеро, море;
- Бабочка, линейка, карандаш, ластик;
- Добрый, ласковый, веселый, злой;
- Дедушка, учитель, папа, мама;
- Минута, секунда, час, вечер;
- Василий, Федор, Иванов, Семен.
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный - 0 баллов.
10-8 баллов - высокий уровень развития обобщения;
7-5 баллов - средний уровень развития обобщения, не всегда может выделить существенные признаки предметов;
4 и менее баллов - способность к обобщению развита слабо.
Стандартизированная методика для определения уровня умственного развития младших школьников Е.Ф. Замбацявичене. Методика исследования сконструирована на основе некоторых методик теста структуры интеллекта по Р. Амтхауэру. Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра включает 9 субтестов, используемых для измерения языковых, математических способностей, пространственного воображения и памяти и рассчитан на групповое применение для детей от 12 лет и выше.
Для младших школьников было разработано 4 субтеста, включающих 40 вербальных задач, подобранных с учетом программного материала начальных классов.
Интерпретация полученных школьником результатов производится следующим образом:
100-80 баллов - высокий уровень умственного развития;
79-60 баллов - средний уровень;
59-40 баллов - недостаточный (ниже среднего) уровень развития;
39-20 баллов - низкий уровень развития;
менее 20 баллов - очень низкий уровень.
Результаты констатирующего психодиагностического исследования развития познавательных процессов младших школьников отражены в таблице 1.
Таблица 2.1
Сводная таблица данных констатирующего исследования уровня развития познавательных процессов
№ |
Имя |
Методика «Четвертый лишний» |
Методика Е.Ф. Замбацявичене |
Уровень развития |
1 |
Анатолий Б. |
2 |
78 |
Средний |
2 |
Андрей Д. |
4 |
30 |
Низкий |
3 |
Евгений Л. |
4 |
70 |
Средний |
4 |
Богдан М. |
4 |
20 |
Низкий |
5 |
Тимур М. |
4 |
20 |
Низкий |
6 |
Вадим М. |
5 |
70 |
Средний |
7 |
Никита Н. |
3 |
45 |
Недостаточный |
8 |
Егор О. |
5 |
69 |
Средний |
9 |
Станислав П. |
5 |
19 |
Низкий |
10 |
Артур Р. |
9 |
61 |
Средний |
11 |
Михаил Ш. |
7 |
58 |
Средний |
12 |
Максим Ю. |
8 |
40 |
Недостаточный |
13 |
Максим Я. |
7 |
58 |
Средний |
14 |
Святослав Я. |
7 |
18 |
Низкий |
15 |
Алена А. |
9 |
52 |
Средний |
16 |
Александра А. |
7 |
42 |
Недостаточный |
17 |
Лилия Б. |
7 |
90 |
Высокий |
Продолжение таблицы 2.1
18 |
Елизавета В. |
5 |
40 |
Недостаточный |
19 |
Вероника Д. |
7 |
87 |
Высокий |
20 |
Кристина М. |
7 |
90 |
Высокий |
21 |
Карина М. |
5 |
35 |
Низкий |
22 |
Юлия С. |
4 |
70 |
Средний |
23 |
Светлана Т. |
7 |
70 |
Средний |
24 |
Ирина У. |
6 |
80 |
Высокий |
25 |
Екатерина Ч. |
9 |
85 |
Высокий |
Анализируя данные таблицы 1, можно сделать вывод, что у младших школьников преобладает средний уровень развития познавательных процессов (40%), недостаточный уровень развития познавательных процессов имеют - 16% испытуемых, низкий - 24%. Высокий уровень наблюдается только у 20% учеников (см. рис. 2.1.)
Рисунок 2.1. Уровень развития познавательных процессов у младших школьников на констатирующем этапе
Таким образом наличие показателей недостаточного и низкого уровней в исследуемой группе указывает на необходимость проведения целенаправленной коррекционной работы.
2.2 Внедрение педагогических условий активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики с помощью дидактических игр
На втором этапе экспериментальной работы в содержание уроков математики нами были включены дидактические игры разнообразного содержания (Приложение А), а также составлены методические рекомендации по организации и проведению дидактических игр.
Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, видит в них возможности эффективного взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, неподдельного любопытства.
В процессе игры у учеников вырабатывается привычка сосредотачиваться, самостоятельно думать, развивать внимание. Увлекаясь игрой, дети не замечают, что учатся.
Дидактическая игра на уроке - не самоцель, а средство обучения и воспитания. Сам термин «дидактическая игра» подчеркивает ее педагогическую направленность и многогранность использования. Поэтому существенными для учителя, являются такие вопросы:
а) определение места дидактических игр и игровых ситуаций в системе других видов деятельности на уроке;
б) анализ целесообразности использования их на разных этапах изучения различного по характеру учебного материала;
в) разработка методик проведения дидактических игр с учетом дидактической цели урока и уровня подготовленности учащихся;
г) изучение требований к содержанию игровой деятельности;
д) предусмотрение способов стимулирования учеников, поощрения в процессе игры тех, кто наиболее отличился, а также для поощрения отстающих.
Цель дидактических игр - формирование у учащихся умения сочетать теоретические знания с практической деятельностью. Овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками ученик сможет лишь тогда, когда он будет проявлять к ним интерес, и когда учитель сумеет заинтересовать учеников.
Подбирая ту или иную дидактическую игру, учитель должен помнить, что процесс создания игры содержит ряд этапов:
а) выбор темы игры;
б) определение цели, задач игры;
в) подготовка и проведение игры (сообщения ученикам темы игры, подготовка наглядности, проведение игры, подведение итогов).
Успех проведения игры зависит от соблюдения требований:
а) игры должны соответствовать учебной программе;
б) игровые задания должны быть не слишком легкими, но и не очень сложными;
в) соответствие игры возрастным особенностям учащихся;
г) разнообразие игр;
д) привлечение к игре учеников всего класса.
Чтобы игровая деятельность на уроке проходила эффективно и давала желаемые результаты необходимо ею управлять, обеспечив выполнение следующих требований:
1. Готовность учеников к участию в игре (каждый ученик должен усвоить правила игры, четко осознать ее цель, конечный результат, последовательность действий, иметь необходимый запас знаний для участия в игре).
2.Обеспечение каждого ученика необходимым дидактическим материалом.
3. Четкая постановка задач игры. Объяснение игры - понятное, четкое.
4. Сложную игру следует проводить поэтапно, пока ученики не усвоят отдельных действий, а дальше можно предлагать всю игру и различные ее варианты.
5.Действия учеников следует контролировать, своевременно исправлять, направлять, оценивать.
6. Нельзя допустить унижение достоинства ребенка (оскорбительные сравнения, оценки поражения в игре).
7. Целесообразно рассадить учеников (незаметно для них) так, чтобы за каждой партой сидел один ученик сильнее, а второй - слабее. В таком случае игры между соседями по парте проходят эффективно и постоянно контролируются. Рассадить учеников по рядам парт надо так, чтобы уровень их знаний и умственного развития был примерно одинаковым, чтобы шанс выиграть имел каждый ряд учеников.
8. Игра на уроке не должна проходить стихийно, она должна быть четко организованной и целенаправленной. Ученики должны усвоить правила игры, кроме того содержание игры, ее форма должны быть доступными для учеников.
Во время проведения дидактических игр у учителей возникает множество проблем: по какому принципу отбирать учебный материал для создания игр, каково место дидактических игр в ряде других форм и методов обучения, как одному учителю справиться с классом учеников во время игры? Как оценивать результаты дидактических игр?
Если после применения игры умения и навыки учеников не растут, это означает, что игра не эффективна и результаты ее внедрения отрицательные. Тогда надо искать причины негативных результатов их может быть две:
первая - низкое качество самой игры и не соответствие требованиям;
вторая - методика проведения игры имеет серьезные отклонения от надлежащего уровня.
Положительный эффект от использования игр для обучения должен проявиться сразу же после игры. Он прослеживается в моральном удовлетворении от игры ее участников.
Однако существуют и ограничения для проведения дидактических игр:
1. Не стоит организовывать дидактическую игру, если ученики недостаточно знают тему.
2. Не следует применять игры по таким темам, где они не могут дать положительного эффекта.
Правила игры выполняют функцию организующего элемента и являются средством управления игрой. Они определяют способы действий и их последовательность, требования к поведению, регулирующие взаимоотношения детей в игре, учат их соотносить свои действия с деятельностью других игроков, способствуя воспитанию настойчивости, честности, сообразительности и тому подобное. Ни одно нарушение правил не должно оставаться без внимания учителя.
2.3 Контрольный этап эксперимента
Результаты контрольного исследования познавательных процессов младших школьников отражены в таблице 2.2.