Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников ( Теоретические основы исследования проблемы активизации познавательной деятельности младших школьников с помощью дидактических игр).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 2.2

Сводная таблица данных контрольного исследования уровня развития познавательных процессов

Имя

Методика «Четвертый лишний»

Методика

Е.Ф. Замбацявичене

Уровень развития

1

Анатолий Б.

4

85

Высокий

2

Андрей Д.

5

50

Недостаточный

3

Евгений Л.

4

70

Средний

4

Богдан М.

4

70

Средний

5

Тимур М.

4

60

Средний

Продолжение таблицы 2.2.

6

Вадим М.

5

70

Средний

7

Никита Н.

4

70

Средний

8

Егор О.

5

69

Средний

9

Станислав П.

5

65

Средний

10

Артур Р.

9

91

Высокий

11

Михаил Ш.

7

58

Средний

12

Максим Ю.

8

70

Средний

13

Максим Я.

7

58

Средний

14

Святослав Я.

7

65

Средний

15

Алена А.

9

52

Средний

16

Александра А.

7

92

Высокий

17

Лилия Б.

7

90

Высокий

18

Елизавета В.

6

80

Средний

19

Вероника Д.

7

87

Высокий

20

Кристина М.

7

90

Высокий

21

Карина М.

5

70

Средний

22

Юлия С.

4

70

Средний

23

Светлана Т.

7

90

Высокий

24

Ирина У.

6

80

Высокий

25

Екатерина Ч.

9

85

Высокий

Анализ результатов контрольного этапа показал, что в исследуемой группе высокий уровень развития познавательных процессов продемонстрировали 36% учащихся (по сравнению с 20% на констатирующем этапе), средний уровень развития познавательных процессов показали 60% (40% на констатирующем этапе), недостаточный уровень развития познавательных процессов продемонстрировал 1 учащийся класса ((4%), 16% на констатирующем этапе).


Важно отметить, что низкий уровень развития познавательных процессов не выявлен ни у одного ученика. Для наглядности результаты проведенного исследования отражены в сравнительной диаграмме (Рис.2.2.).

Рисунок 2.2 Уровень развития познавательных процессов у младших школьников на контрольном этапе

Таким образом, на основании полученных результатов, мы можем сделать вывод об эффективности проделанной работы.

Выводы по главе

С целью выявления эффективности применения на уроках математики дидактических игр, направленных на активизацию познавательной деятельности младших школьников нами было проведено экспериментальное исследование.

В исследовании приняли участие 25 учащихся второго класса.

Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил сделать вывод о том, что у младших школьников преобладает средний уровень развития познавательных процессов (40%), недостаточный уровень развития познавательных процессов имеют - 16% испытуемых, низкий - 24%. Высокий уровень наблюдается только у 20% учеников.

Наличие показателей недостаточного и низкого уровней в исследуемой группе засвидетельствовали необходимость проведения целенаправленной коррекционной работы.

С этой целью на втором этапе экспериментальной работы в содержание уроков математики нами были включены дидактические игры разнообразного содержания, а также составлены методические рекомендации по организации и проведению дидактических игр.

Анализ результатов контрольного этапа показал, что в исследуемой группе высокий уровень развития познавательных процессов продемонстрировали 36% учащихся (по сравнению с 20% на констатирующем этапе), средний уровень развития познавательных процессов показали 60% (40% на констатирующем этапе), недостаточный уровень развития познавательных процессов продемонстрировал 1 учащийся класса ((4%), 16% на констатирующем этапе). Низкий уровень развития познавательных процессов не выявлен ни у одного ученика.

Таким образом, на основании полученных результатов, мы можем сделать вывод об эффективности проделанной работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, игра - это не только развлечение и забава, которая заполняет досуг ребенка, но и одно из самых серьезных средств педагогического влияния на него.

Игра по своей сути многофункциональна, она способствует воспитанию гармонично развитой личности. Игра дает возможность проявить творческую активность, направить усилие на достижение цели, приучает к согласованным действиям, к ответственности перед ее участниками. В игре воспитываются многие волевые качества: самостоятельность, настойчивость, самообладание, выдержка, воля к победе - все то, без чего не может быть успеха. Ведь наличие этих условий представляет основу всякого плодотворного труда.


Дидактическая игра - метод умственного развития детей, во время такой игры развиваются соответствующие психические процессы: ощущение, восприятие, мышление, память, внимание и умственные способности детей, их наблюдательность. С помощью дидактических игр дети знакомятся с окружающим миром и в интересной, доступной для них форме закрепляют знания. У детей формируются навыки поведения в коллективе. Дидактическая игра широко используется как метод развития навыков счета, логического мышления, речи, уточнения и активизации словаря, формирования экологических знаний и т.д. Дидактическая игра в то же время является важным средством уточнения знаний об окружающей жизни.

Каждая дидактическая игра имеет правила, которые подчинены игровому замыслу и содержанию игры и одновременно организуют ее. Правила игры - это точно определенные требования к детям. Основой дидактической игры является познавательный смысл.

С целью выявления эффективности применения на уроках математики дидактических игр, направленных на активизацию познавательной деятельности младших школьников нами было проведено экспериментальное исследование.

Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил сделать вывод о том, что у младших школьников преобладает средний уровень развития познавательных процессов (40%), недостаточный уровень развития познавательных процессов имеют - 16% испытуемых, низкий - 24%. Высокий уровень наблюдается только у 20% учеников.

Наличие показателей недостаточного и низкого уровней в исследуемой группе засвидетельствовали необходимость проведения целенаправленной коррекционной работы.

С этой целью на втором этапе экспериментальной работы в содержание уроков математики нами были включены дидактические игры разнообразного содержания, а также составлены методические рекомендации по организации и проведению дидактических игр.

Анализ результатов контрольного этапа показал, что в исследуемой группе высокий уровень развития познавательных процессов продемонстрировали 36% учащихся (по сравнению с 20% на констатирующем этапе), средний уровень развития познавательных процессов показали 60% (40% на констатирующем этапе), недостаточный уровень развития познавательных процессов продемонстрировал 1 учащийся класса ((4%), 16% на констатирующем этапе). Низкий уровень развития познавательных процессов не выявлен ни у одного ученика.

Таким образом, на основании полученных результатов, мы можем сделать вывод об эффективности проделанной работы.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения / В.Н. Аванесова. – М.: Просвещение, 2012. –215 с.

2. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках средствами дидактической игры. Сборник дидактических игр / Лебедкина Е. Я. и др. - Магнитогорск, 2009.- 83с.

3.Андреева Е. А. Лучшие в мире загадки и трехминутные развивающие игры для детей / Е. А. Аванесова. – М.: РИПОЛ классик, 2016. – 320 с.

4.Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе. Курс лекций / А.В. Белошистая.- М: «ВЛАДОС», 2007 - 455 c.

5.Газман О.С. О понятии детской игры // Игра в педагогическом процессе. Межвуз. Сб. научных трудов. - Новосибирск: НГПИ, 2009. - С. 3 - 10.

6.Гребенникова Н.Л. В мире математики: Дидактические материалы для внеурочных занятий / Н.Л. Гребенникова - М: «ВЛАДОС»,, 2010. - 190 с.

7.Горышева В. Игра - это отражение жизни. Методические указания / В. Горышева. - Новосибирск: Научно-учебный центр НГУ, 2010. - 47 с.

8.Деменева Н.Н. Работа над арифметическими задачами как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников // Нижегородское образование. – 2011. - № 2. – С. 25-30.

9.Дик Н. Ф. 1000 олимпиадных заданий по математике в начальной школе / Н.Ф. Дик. - М.: Феникс, 2011. - 288 c.

10.Ершов, Ю.Л. Математическая логика / Ю.Л. Ершов, Е.А. Палютин. - М.: Просвещение, 2011. - 894 c.

11.Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах / Н.Б. Истомина. - М.: Ассоциация XXI век, 2012. - 286 с.

12.Колесникова Е. В. Математические ступеньки / Е.В. Колесникова. - М.: Сфера, 2015. - 112 c.

13.Костенко Н.И. Использование нестандартных задач / Н.И.Костенко // Начальная школа. – 2016. - № 6. – С.34-39.

14.Курманалина Ш. Методика преподавания математики в начальных классах / Ш. Курманалина. - Астана: Фолиант. - 2011.- 208с.

15.Репкин В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте// Начальная школа. – 2009. - №7.- 23с.

16.Рыбаков В.В. Использование занимательных задач о целых неотрицательных числах и действий с ними / В.В. Рыбаков// Начальная школа. – 2015. - № 7. – С.43.

17.Рыдзе О. А., Степанова О.А. Дидактические игры в начальной школе. - М.: Сфера. 2013.-140с.

18.Смирнова Е.О. Детская психология. / Е.О. Смирнова - М.: Владос, 2009. – 386 с.

19.Табарина Т.И. И учеба, и игра: математика: Поп. пос. для родителей и педагогов / Т.И. Табарина, Н.В. Елкина. – Ярославль: Академия развития: Академия, К◦: Академия Холдинг, 2011. – 240 с.


20.Узорова О.В. Математика. 1-4 классы. Большая книга примеров и заданий по всем темам курса начальной школы / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. - М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2011. - 464 c.

21.Узорова О. В. 2000 задач и примеров по математике для начальной школы / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. - М.: АСТ, Астрель, 2006. - 127 c.

22.Феденко Л.Н. Об особенностях введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования   // Вестник образования. - 2012. - № 2. - С.10-24.

23.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)

24.Царева С.Е. Математика и методика обучения математике младших школьников / С.Е. Царева ; Новосиб. гос. пед. ун-т. – 2-е изд., перераб. и доп. – Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2013. – 132 с.

25.Шадрина И.В. Использование нестандартных задач / И.В. Шадрина // Начальная школа. – 2015. - №6. – С.32.

26.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. — М., 2009.- 430с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение А

Дидактические игры и задания используемые на уроках математики

Цветочки.

 

Задача: заполнить пропуски, установив связь между числами в середине и на лепестках.

Ответ: в середине число является произведением чисел на противоположных лепестках.

  Бабочка.

Задача: найти закономерность и заполнить пробелы.

Лишняя бусинка.

Задача: найти «чужую» бусинку.

Ответ: лишнее число - 16, нужно 18 (табличное умножение числа 6)

  Елочки.

Задача: найти закономерность и заполнить пропуски в рис.3 и 4.

  Елочки - 2.

Задача: определить взаимосвязь между числами на первой елочке и использовать его, заполняя пропуски на рис. 2, 3, 4.

Цифровые человечки.

Задача: в каждом варианте своя закономерность размещения чисел. Найти закономерность и заполнить пропуски.

 

Ответ: 1-й вариант: на «головке» -сумма чисел, на «ручках», а на «животе» - разница чисел, на «ножках». Итак, на «ручке» - 45, на «животе» - 6.

Задачи на смекалку

1. Тройка лошадей за 1 ч пробежала 15 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (15 км)