Файл: Аналитический обзор зарубежных подходов к исследованию личности (Конституциональная психология).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 241

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подводя итоги, сторонниками биогенетического подхода к исследованию личности являются:

  • Стэнли Холл, разработавший теории рекапитуляции, согласно которой стадии развития ребенка повторяют стадии филогенеза, причем для гармоничного развития необходимо пройти их все.
  • Эрнст Кречмер и Уильям Шелдон, проводившие исследования взаимосвязи телесной конституции человека и его темперамента, включая склонности к психическим болезням.
  • Фрэнсис Гальтон и Ганс Айзенк – сторонники статистического, корреляционного анализа личности.

2 СОЦИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

2.1 Теория социализации Дюркгейма

Давид Эмиль Дюркгейм (1858–1917) – основатель французской социологической школы, предшественник структурно-функционального анализа. Положил начало изучению проблем социализации личности. Считается основоположником социологии как науки.

Процесс социализации протекает в форме воспитания, усвоения индивидуумом норм и правил поведения, изучения языка, обычаев, традиций, религии, особенностей политической системы. Дюркгейм считал, что основная цель воспитания ребенка заключается в том, чтобы привить ему качества, необходимые социуму. Однако на практике социум не воспитывает, а конструирует человека по своим потребностям.

Общественное довлеет над индивидуальным. Эгоистическое существо трансформируется в социальное, способное вести социальную и моральную жизнь. "Поступать морально – значит исполнять свой долг", – полагал Э. Дюркгейм. Мораль неразрывно связана с чувством дисциплины, принадлежности к группе и автономностью личности. Успешная социализация приучает человека держать себя в рамках общепринятых социальных норм.

По Дюркгейму, аномия - состояние общественной дезорганизации, возникает вследствие ошибок социализации, когда контроль общества ослаблен. Тогда биологическое в человеке вступает в диссонанс с социальным, вызывая повышенную тревожность и чувство напряжения. Именно в такие периоды возникают социальные революции, и общество оказывается временно неспособным проявлять нужное воздействие на человека. Функция моральной регуляции принадлежит государству, которое призвано защищать интересы социума. При этом Дюркгейм не отрицал влияния на социализацию индивидуума промежуточных социальных групп, таких как семья, религиозные и профессиональные сообщества, формирующие свои нормы поведения. При этом в иерархии ценностей промежуточные группы располагались на нижних уровнях, а государство – наверху пирамиды, символизируя путь социализации индивидуума от подножия к вершине.


Дюркгейм внес значительный вклад в развитие социологии и социальной философии. Недостатком его теории считается преувеличение роли общественных структур и недооценка воли индивидуума.

Понятие социализации получило развитие в ХХ веке в различных научных направлениях. В 30-е годы широко использовалось в педагогике, в связи с особенностями детского поведения и требованиями общества. В 50-60-е годы термин получил негативное звучание, как процесс производства социумом стандартной, одномерной личности (М. Хайдеггера, "одномерный человек" Г. Маркузе). В процессе воспитания ребенок становится адаптированным к тому обществу, к которому принадлежит (Х. Фенда "Социализация и воспитание"). Под социализацией также понималось выученное реагирование на требования социума в стандартных ситуациях.

2.2 Бихевиоризм

Бихевиоризм - школа психологии, рассматривающая поведение человека и животных как результат предшествующих воздействий окружающей среды[4].

2.2.1 Теория научения методом проб и ошибок Торндайка

Эдвард Ли Торндайк (1874-1949) – американский психолог и педагог, исследовал поведение животных.

Изобрел проблемные клетки, в которые помещал исследуемых животных, в частности голодную кошку, перед клеткой которой ставили пищу без возможности дотянуться до нее. В клетку был вмонтирован запирающий механизм, который животное могло обнаружить случайным нажатием. После чего кошку помещали в клетку снова, и это повторялось до тех пор, пока кошка не запоминала положение запирающего механизма, и могла выйти из клетки, сразу нажав на него. Таким образом, животное обучалось и с каждым разом после помещения в клетку делало все меньше лишних движений.

Благодаря данным опытам, Торндайк вывел графическую зависимость номера опыта и времени, проведенного в клетке. График представлял собой ниспадающую кривую. Поскольку процесс обучения животного происходил путем случайного обнаружения способа выбраться из клетки, Торндайк назвал свою теорию “методом проб и ошибок и случайного успеха” и вывел следующие положения.

  1. Научение у животных происходит благодаря образованию ассоциации между определенной ситуацией и определенным движением.

Животное училось выбираться из клетки, в связи с формированием у него ассоциации между проблемной ситуацией и движением нажатия на педаль, открывающей клетку.

Понятие ассоциации впервые использовалось для объективных явлений, ранее психология использовала понятие ассоциации в контексте субъективных феноменов сознания.

Понимание ассоциации, предложенное Торндайком, давало перспективы для объективного изучения процессов научения у животных, субъективный мир которых недоступен для научного анализа.

  1. Инструментальное научение начинается с активной реакции животного на проблемную ситуацию.

Совершать движения животного побуждают внешние стимулы, вызывающие рефлексы. Безусловный рефлекс – врожденная реакция на внешние стимулы и условный рефлекс – приобретенная, выработанная в течение жизни реакция. При помещении животного в клетку искусственно создается проблемная ситуация, на которую животное не имеет приобретенных способов реагирования и отвечает исследовательской активностью. Таким образом, инструментальное научение предполагает активное участие животного, а условно-рефлекторное пассивно-статистическое.

  1. Исключил понятие цели. Животное заставляет обучаться не некое сознательное стремление к цели, а проблемная ситуация.

Оказавшись в проблемной ситуации, животное реагирует хаотичным набором движений, пока не запоминает, какие из них приводят к решению поставленной задачи – выбраться из клетки.

Формулируя данное положение, ученый исходил из правила Моргана: «Ни в коем случае нельзя считать какое-либо действие результатом упражнения более высокой психической способности, если его можно объяснить на основе способности, стоящей ниже по психологической шкале», которое было анонсировано в его работе от 1894 года «Введение в сравнительную психологию».

d) Вывел механизм отбора. Для реакции, за которой следует состояние удовлетворения, вероятность повторения в сходной ситуации возрастает, а для реакции, вызывающей неприятные воздействия, вероятность повторения снижается.

Данный механизм связан с действием закона эффекта: связь между движением и проблемной ситуацией устанавливается, поскольку после совершения движения животное испытывает субъективное состояние удовлетворения.  То есть положительная эмоция, возникающая после совершения движения и удовлетворения потребности, например, чувства голода, служит подкреплением в научении.


По-видимому, одной из причин возникновения у животных субъективного эмоционального мира было возрастание у таких организмов эффективности процессов научения.

Концепция эмоционального подкрепления играет значительную роль в процессе обучения человека и имеет свою историю развития.

2.2.2 Теория научения Скиннера

Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) – американский психолог, изобретатель и писатель, внес огромный вклад в развитие бихевиоризма.

В истории психологии не было аналогов работе Скиннера, которая послужила фундаментом для науки о поведении. Скиннер отрицал, что поведение человека обусловлено неосознанными внутренними факторами, из-за невозможности проверить данные концепции эмпирическим путем.

Скиннер утверждал, что «переменные организма ничего не добавляют к нашему пониманию человеческой деятельности и служат только для того, чтобы замедлить развитие научного анализа поведения»[5].

По мнению Скиннера, «для того чтобы объяснить поведение, нам нужно только проанализировать функциональные отношения между видимым действием и видимыми последствиями»[6].

При этом призывал фокусировать внимание на прошлом опыте человека и его уникальных способностях.

Ученый создал экспериментальное устройство, известное как «ящик Скиннера». Помещенное в него животное не воспринимало предмета удовлетворения свой потребности. Например, голодная крыса не видела пищи, что отчасти моделировало ситуацию естественного поиска корма. В ящик встраивалось устройство, воздействуя на которое, животное могло получить корм, автоматически подававшийся в кормушку в стенке клетки. Поведение крысы в экспериментальной ситуации было практически таким же, как у кошки в проблемной клетке Торндайка.

Отработав серию случайных успешных нажатий, крыса научалась нажимать на педаль сразу после помещения в клетку. Решающее движение (нажатие на педаль) Скиннер назвал операцией. На основании данных экспериментов ученый создал известную теорию оперантного научения, которая оказала значительное влияние на психологию ХХ века.

Ниже приведены положения теории.

  1. Оперантное научение – это такое научение, которое происходит на основе подкрепления реакций, относящихся к типу оперантов.

Скиннер выделил в репертуаре животных и человека два типа движений – респонденты и операнты. Респондентами он назвал реакции, которые сразу же вызываются самыми обычными раздражителями. Например, коленный рефлекс в ответ на удар по чашечке, рефлекс слюноотделения на появление пищи во рту и другие. Подобного рода движения лежат в основе реактивного поведения, то есть, поведения, совершаемого в ответ на определенный стимул


Оперантами ученый назвал такие реакции животных организмов, которые не связаны жестко с каким-либо раздражителем. Но эти движения могут связаться с определенным стимулом после периода научения. Например, нажатие крысой на педаль относится к оперантам, так как до научения эта реакция не проявлялась при виде педали. После научения восприятие животным этого стимула приводит к появлению соответствующего движения. Таким образом, под оперантным поведением надо понимать спонтанные действия животного в ответ на незнакомую (проблемную) ситуацию. Скиннер предположил, что на основе реакций типа респондентов вырабатываются классические условные рефлексы, а на основе оперантов – инструментальные рефлексы.

Можно выделить следующие отличия между инструментальным и условно-рефлекторным научением.

Образование ассоциации между специфическим стимулом (безусловным раздражителем) и индифферентным (нейтральным) приводит к выработке условного рефлекса, а инструментальный рефлекс возникает при образовании ассоциации между определенным поведением и его последствиями. Животное отличается степенью активности участия в событиях: выступает в качестве достаточно пассивного участника событий при выработке условного рефлекса, а при инструментальном научении оно находится в состоянии целенаправленной деятельности.

Имеются также отличия в угасании. Инструментальные рефлексы не угасают, если во время их выработки подкрепление в ряде случаев не дается; классические рефлексы такой стойкости не обнаруживают.

При этом некоторые ученые считали выше перечисленные различия незначительными: в обоих случаях происходит выработка условной реакции в результате специфической ассоциации, и в обоих случаях эта реакция угасает при отсутствии подкрепления. Более того, существует мнение, что инструментальные и условные рефлексы – это разные аспекты одного и того же процесса приобретения опыта в естественных условиях.

Даже в лаборатории при создании условий для выработки и изучения реакции одного типа трудно исключить возможность выработки реакций другого типа. Так, например, образование условного рефлекса слюноотделения на звук может сопровождаться определенными двигательными реакциями (собака навостряет уши, поворачивается к источнику звука, начинает облизываться). Такая двигательная активность в ответ на звук может стать условной инструментальной реакцией. С субъективной точки зрения собака может думать, что именно совершение этих движений приводит к появлению пищи. В данном случае в результате научения образуется такая цепочка событий. Условный стимул (звук) приводит к появлению инструментального рефлекса (набор двигательных реакций, связанных с ожиданием пищи), вслед за этим безусловный стимул (пища) приводит к появлению условной реакции (слюноотделения).