Файл: Аналитический обзор зарубежных подходов к исследованию личности (Конституциональная психология).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 232
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Теория рекапитуляции Холла
1.2. Конституциональная психология
2.1 Теория социализации Дюркгейма
2.2.1 Теория научения методом проб и ошибок Торндайка
2.2.2 Теория научения Скиннера
3.1 Психодинамическое направление
3.1.2 Пересмотр психодинамического направления
3.1.3 Эго-теория личности Эриксона и неофрейдизм
3.2 Когнитивное направление Келли
3.3 Гуманистическое направление
3.3.1 Гуманистическая теория Маслоу
Рисунок 1
Три высших уровня также объединяют в одну категорию – потребность в самоактуализации, которая является наивысшей реализацией потенциала и подчеркивает гуманистическую природу теории Маслоу.
Ученый выделял две категории мотивов людей:
- Дефицитарные мотивы – направлены на снижение напряжения;
- Мотивы роста (метамотивация) – повышение напряжение через поиск новых переживаний, например, стремление к красоте, истине и справедливости.
Маслоу считал, что выше перечисленные категории мотивов заложены в людях биологически. Если человек оказывается несостоятельным в удовлетворении потребностей роста, это провоцирует возникновение метапатологий, таких как цинизм, апатия и отчуждение.
Эмпирические исследования, вдохновленные данной теорией, в основном касались концепции самоактуализации. Были разработаны Опросник личностной ориентации, Краткий индекс самоактуализации.
3.3.2 Феноменологическая теория Роджерса
Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987) – американский психолог, один из создателей гуманистической психологии. Внес значительный вклад в создание личностно-ориентированной терапии.
Центральное положение теории заключается в том, что поведение человека можно понять только в контексте его субъективных переживаний.
Роджерс сформулировал теорию, согласно которой все мотивы человека формируют один мотив – достижение мастерства. Врожденная тенденция человека актуализировать себя побуждает его двигаться по пути раскрытия своего потенциала. Люди стремятся к Я-интенсифицирующим переживаниям и избегают Я-отрицающих.
Согласно Роджерсу, для человека единственной реальностью является его субъективная реальность, центральной место в которой занимает Я-концепция – ключевой конструкт феноменологической теории личности.
Элементы, определяющие развитие Я-концепции:
- потребность в позитивном внимании;
- условия ценности;
- безусловное позитивное внимание.
Ученый считал, что для гармоничного развития ребенку необходимо безусловное позитивное внимание, в то же время, исходя из условия ценности, люди живут навязанными ценностями.
В своих проявлениях человек исходит из Я-концепции. Если возникает диссонанс между Я-концепцией и общим переживанием, то есть возникает угроза разрушения Я-концепции, человек уходит в отрицание или искажение пережитого опыта. Психопатология возникает при слишком большом несоответствии переживания и Я-концепции.
Открытость переживанию и свободное движение в направлении самоактуализации – условие психического здоровья человека.
Роджерсом был разработан уникальный и широко применяемый подход – психотерапия, центрированная на человеке. Ученый придавал большое значение взаимоотношениям психотерапевт – клиент. Основной задачей психотерапии считал ликвидацию несоответствия между переживанием и самостью человека с тем, чтобы дать возможность жить более полной и насыщенной жизнью.
Подводя итоги, в рамках психогенетического подхода рассмотрены психодинамическое направление и его последователи Фрейд, Юнг и Адлер, эго-теория Эриксона и неофрейдизм Фромма и Хорни; когнитивное направление Келли, гуманистическое направление Маслоу, феноменологическая теория Роджерса. Представители данного подхода уделяли значительное внимание неосознаваемым психическим процессам, подсознательным мотивам поведения человека, постепенно приходя к созидательному образу личности, стремлению человека к самоактуализации как высшей цели проявления личности в иерархии ценностей, к необходимости быть открытым опыту, чтобы полноценно проживать жизнь в состоянии психического здоровья.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наиболее значительное развитие персонологии произошло в течение ХХ века.
На Рисунке 2 схематично представлены временные отрезки, когда теории (т.) личности имели наибольший резонанс: по оси Х – дата зарождения теории, по оси Y – дата, вплоть до которой теория развивалась.
Рисунок 2
В своих исследованиях ученые задавались вопросами о развитии личности, мотивации поведения, самопознании и узнавании других людей, социуме, уникальности личности, психическом здоровье и расстройствах, зрелости и незрелости личности – вопросами, на которые, вероятно, нет однозначного ответа. Поэтому невозможно понять личность, опираясь на одну теорию.
Можно со значительной долей уверенности утверждать, что при разработке теорий личности на ученых значительное влияние оказывало время, в которое они жили, а также их личные стремления и интересы. Следовательно, новое время будет вдохновлять на новые теории, базой для которых послужат уже существующие достижения в данной области.
Перспективными направлениями в сфере исследования личности могут стать:
- Глубокое исследование когнитивных процессов.
По мере развития психологии приходило осознание ключевого значения когнитивных процессов (восприятие, память, внимание) в понимании функционирования человека. Каждый человек использует набор схем для осмысления мира. Схемы дают общую структуру для переработки информации, причем люди воспринимают ту информацию, которая релевантна для их Я-схем. Таким образом происходит некое искажение процесса восприятия. Достижение данного направления заключается в том, что когнитивный подход завоевал популярность в различных областях, включая влияние на самочувствие людей.
- Вклад в поведение личностных переменных и ситуационных факторов.
Психодинамическая теория объясняет поведение человека личностными характеристиками, берущими начало в детстве. Диспозициональное направление также объясняет поведение внутренними факторами. Подобная идея прослеживается в феноменологическом направлении. Большая значимость социокультурного, ситуационного контекста прослеживается в идеях Фромма, Эриксона и других. Предполагая, что в будущем эти теории найдут точку пересечения, ею может стать изучение влияния на поведения как личностных, так и ситуационных факторов, без пренебрежения одними в пользу других.
- Нейрофизиологические, биохимические и генетические основы личности.
В связи с развитием науки, психологи-персонологи будут брать во внимания результаты исследований нейрофизиологии и генетики. Большой интерес вызывает связь нейрофизиологических процессов с психологическими явлениями, влияние генетики на психические процессы индивида.
- Развитие личности в разные возрастные периоды.
Много внимание уделяется изучению детства и юности, поскольку считается, что личность закладывается в раннем возрасте. При этом более зрелые возрастные периоды оказались обделены вниманием исследователей. В связи с чем изучение динамики личности в зрелом и пожилом возрасте может быть перспективным направлением для исследования психологов-персонологов.
- Проблемы практической деятельности.
Деятельность психолога как социально релевантная в контексте общемировых проблем и тенденций. Возможно взаимодействие психологов-персонологов с социальными психологами, а также со специалистами других отраслей. Развитие психологии личности в рамках более комплексных и эклектичных теорий.
Сложность сферы изучения человеческой личности объясняет многообразие существующих подходов. При этом все они заслуживают внимания и при наличии как сильных, так и слабых сторон содержат то здравое зерно, которое, вероятно, будет использовано персонологами в будущем при разработке новых теорий и реализации исследований.
На мой взгляд, наиболее перспективными являются направления психогенетического подхода, которые берут во внимание достижения сторонников биогенетического и социогенетического подхода, при этом делают акцент на уникальности личности человека и значимости его персональных усилий при раскрытии потенциала, делая акцент на созидательных качествах личности и открытости событиям и опыту, который может принести жизнь.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
- Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер. Теории личности.- СПб.: Питер, 2019 – 608 с.
- Марцинковская Т. История психологии. - М.: Академия, 2004 - 544 с.
- Келли Джордж. Теория личности (теория личных конструктов). – СПб: Речь, 2000. - 249 с.
- Кречмер Э. Строение тела и характер / пер. с нем. Тартаковский Г. Я. — М.: «Академический Проект», 2015 - 328 с.
- Берн Эрик. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: Эксмо, 2018. – 576 с.
- Фрейд Зигмунд. Введение в психоанализ / пер. с нем. Барышниковой Г.В. – Спб: ООО «Издательская группа «Азбука-Аттикус»», 2019. – 448 с.
- Юнг Карл Густав. Очерки по аналитической психологии / Карл Густав Юнг – 2-е изд.с изм. – Минск: Харвест, 2017. – 480 с.
- Юнг Карл Густав. Человек и его символы / Пер.Сиренко И.Н.; Сиренко С.Н.; Сиренко Н.А. – М.: Медков С.Б., «Серебряные нити», 2018. – 352 с.
- Кузнецов Ю.В., Кравцов В.А., Кибиткин А.И. Социально-философские концепции социализации личности (Э. Дюркгейм, Ж. Пиаже) Вестник МГТУ, том 15, №1, 2012 г. стр.118-121.
- Иващенко А.В. Особенности теоретической реконструкции идеи личности в зарубежной психологии. Вестник РУДН, серия Психология и педагогика, 2003 г, №1. стр.48-65.
- Зайченко А.А. Конституциональная психология. Известия Саратовского университета. 2010 г. Том 10, серия Философия. Психология. Педагогика, выпуск 2. Стр. 64-69.
- https://ru.wikipedia.org
Таблица 2
Характеристики темперамента по Шелдону
№ п/п |
Висцеротония |
Соматотония |
Церебротония |
1 |
Расслабленность в осанке и движениях |
Уверенность в осанке и движениях |
Сдержанность манер и движений, скованность в осанке |
2 |
Любовь к комфорту |
Любовь к физическим нагрузкам и приключениям |
Чрезмерная физиологическая реактивность |
3 |
Замедленные реакции |
Энергичность |
Повышенная скорость реакций |
4 |
Любовь к пище |
Потребность в движениях и удовольствие от них |
Склонность к интимности |
5 |
Социализация пищевой потребности |
Стремление к господству, жажда власти |
Чрезмерное умственное напряжение, повышенный уровень внимания, тревожность |
6 |
Удовольствие от пищеварения |
Склонность к риску |
Скрытность чувств, эмоциональная сдержанность |
7 |
Любовь к вежливому обхождению |
Решительные манеры |
Беспокойные движения глаз и лица |
8 |
Социофилия |
Храбрость в бою |
Социофобия |
9 |
Приветливость со всеми |
Агрессивность в соревновании |
Затруднения в установлении социальных контактов |
10 |
Жажда похвалы и одобрения |
Психологическая нечувствительность, эмоциональная черствость |
Трудность приобретения новых привычек, слабый автоматизм |
11 |
Ориентация на других людей |
Клаустрофобия |
Агорафобия |
12 |
Стабильность эмоциональных проявлений |
0тсутствие жалости и такта |
Неумение предвидеть отношение к себе других людей |
13 |
Терпимость |
Громкий голос |
Тихий голос, боязнь вызвать шум |
14 |
Безмятежная удовлетворенность |
Спартанское безразличие к боли |
Чрезмерная чувствительность к боли |
15 |
Глубокий сон |
Общая шумливость |
Недостаточный сон, хроническая усталость |
16 |
Бесхарактерность |
Внешний вид соответствует более - пожилому возрасту |
Юношеская живость манер и внешнего облика |
17 |
Легкость в общении и выражении чувств; висцеротоническая экстраверсия |
Экстраверсия в поступках, но скрытность в чувствах и эмоциях, соматотоническая экстраверсия |
Церебротоническая интроверсия |
18 |
Общительность и мягкость в состоянии опьянения |
Агрессивность и настойчивость в состоянии опьянения |
Устойчивость к действию алкоголя и других депрессантов |
19 |
Потребность в людях в тяжелую минуту |
Тяга к действию в тяжелую минуту |
Тяга к одиночеству в тяжелую минуту |
20 |
Ориентация к детству и семейным взаимоотношениям |
Ориентация на юношеские цели и занятия |
0риентация к поздним периодам жизни |
Образцы пунктов «Шкалы социального интереса»
Испытуемый отмечает крестиком те черты, которые у него имеются. Выбор первой черты из левого столбца и второй из правого столбца отражает высокий социальный интерес (Рисунок 3).
___ 1 способен прощать |
___ 1 настороженный |
___ 2 мягкий |
___ 2 сотрудничающий |
___ 1 щедрый |
___ 1 честолюбивый |
___ 2 индивидуалистичный |
___ 2 терпеливый |
___ 1 вежливый |
___ 1 реалистичный |
___ 2 оригинальный |
___ 2 высокоморальный |
___ 1 тактичный |
___ 1 скромный |
___ 2 благоразумный |
___ 2 сочувствующий |
___ 1 надежный |
___1 с развитым воображением |
___ 2 мудрый |
___ 2 помогающий другим |
Рисунок 3
Типология Майерс — Бриггс — типология личности, возникшая на базе типологии Юнга в 40-х годах XX века и получившая широкое распространение в США и Европе. На основе этой типологии была создана система психологического тестирования — Myers-Briggs Type Indicator (MBTI). Тестирование проводится по 4 шкалам для определения стержня поведения человека: S-N, T-F, E-I, J-P (Таблица 4.1, 4.2, 4.3, 4.4). Применяется в частности при выборе профессии.
Таблица 4.1.
Сенсорный (S) |
Интуитивный (N) |
Ключевые слова: |
Ключевые слова: |
последовательность |
случайность |
интерес к настоящему |
интерес к будущему |
реалистичность |
отвлеченность |
упорство |
вдохновение |
действительный |
теоретичный |
приземленный |
витающий в облаках |
факты |
фантазии |
практичный |
оригинальный |
конкретный |
общий |
Поведенческие проявления: |
Поведенческие проявления: |
Любит "собирать" точные факты и сведения |
Легко устает от обилия фактической информации |
Стремится работать с тем, что "дано" здесь и теперь, реально, ощутимо и актуально |
Концентрируется на том, как можно все улучшить |
Любит применять на практике то, чему только что научился |
Везде ищет новые возможности и способы выполнения дел. Любит обучаться новым навыкам |
Упорно работает, даже осознавая, что результат будет нескоро |
Работает, то периодически заражаясь энтузиазмом, то простаивая |
Приходит к выводу шаг за шагом |
Может несколько искажать факты в свою пользу |
Хорошо замечает и запоминает детали |
Не любит тратить время на детали |
Нечасто испытывает вдохновение и не очень доверяет его результатам |
Ценит воображение и вдохновение. Следует своим идеям и догадкам |
Хорош, когда нужна точность в работе |
Может делать поспешные выводы. Не любит делать одно и то же |
Может переупростить задачу |
Может переусложнить задачу |
Принимает данную реальность и работает с ней |
Задается вопросом, почему дела обстоят именно так, а не иначе |
Любит традиционные способы выполнения заданий |